Pratum Integrum и «Дорога домой»

Солисты оркестра Pratum Integrum представят в новой программе «Русского музыкального альманаха» концерт русской квартетной музыки XVIII века. Вечер под названием «Дорога домой» пройдёт 11 декабря в художественном пространстве Île Thélème в Москве.

О чём говорят нам сегодня имена композиторов Керцелли, Жоржа или Тица? Ныне они известны лишь узкому кругу профессионалов, а в последней четверти XVIII века названные музыканты играли ведущую роль в музыкальном ландшафте Москвы и Санкт-Петербурга. Их сочинения обладают несомненными художественными достоинствами и стоят наравне с достижениями европейского классицизма.

В новой концертной программе «Русского музыкального альманаха» будут представлены избранные шедевры камерной музыки, написанной в России XVIII века композиторами-иностранцами. Обретенные после двухсотлетнего забвения, эти шедевры прозвучат на исторических инструментах — подлинниках или копиях соответствующей эпохи — в исполнении солистов оркестра Pratum Integrum.

Керцелли — фамилия целой династии австрийских музыкантов, работавших в Москве. Основатель династии, Франц Ксавьер Кёрцль, оказался в Российской империи в 1762 году, сначала на службе у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в старой столице. Все четверо его сыновей стали музыкантами. Один из них — блистательный скрипач Михаил Францевич (Иоганн Михаэль) Керцелли — в конце 1770-х гг. обучался в Вене, возможно у Гайдна. По возвращении в Москву Михаил, признанный одним из «наилучших здесь виртуозов», концертировал, открыл музыкальное училище (1783) и занимался обучением роговых оркестров. Старший брат Михаила, Иван (Иоганн Йозеф Каласантиус) Керцелли, уже в 1770-е гг стал востребованным в Москве капельмейстером и проработал в столице более полувека. Оперы Ивана ежегодно ставились на московских и провинциальных сценах, а в начале XIX века он стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого). В программу концерта вошли два квартета Михаила Керцелли, уникальные в силу виртуозной трактовки партий двух скрипок, и струнное трио Ивана.

Петербургская школа представлена сочинениями Антона Фердинанда Тица — скрипача-виртуоза, служившего при дворе Екатерины II. На сольные концерты Тица на скрипке и виоле д’амур съезжался весь город; кроме того, музыкант основал квартет, выступавший для императрицы и ее приближенных в Эрмитаже или Царскосельском дворце, и обучал игре на скрипке будущего императора Александра I. Около 1806 года в Санкт-Петербурге вышли из печати квартеты Тица, посвященные сенатору Алексею Григорьевичу Теплову.

Выделяется среди них большой Квартет до мажор — своего рода творческий эксперимент, в котором до предела доводится идея использования тем народного происхождения в классической форме. В четырех частях произведения автор поместил 19 популярных в то время русских песен, в числе которых и сегодняшний слушатель без труда узнает знаменитые «Во саду ли, в огороде» и «Во поле березка стояла».

Источник: https://orpheusradio.ru/

Фото из открытых источников

Île ThélèmePratum Integrumрусская музыка

В России

Все новости