«Розарий» Бибера на «ГЭС-2»

Цикл скрипичных сонат «Розарий» австрийского композитора Генриха Игнаца Франца фон Бибера в исполнении оркестра Pratum Integrum прозвучит 23 октября в доме культуры «ГЭС-2» в Москве. Коллектив играет музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Скрипач-виртуоз Бибер тяготел к экспериментам с настройкой инструмента, в силу чего эти сонаты невероятно сложны для исполнителей и их крайне редко играют подряд в одном концерте. Однако музыканты Pratum Integrum приняли этот вызов.

Генрих Игнац Франц фон Бибер  (1644 — 1704) — австрийский композитор и скрипач родом из Богемии.

Учился у Иоганна Генриха Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Скрипач-виртуоз, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п.
Цикл скрипичных сонат «Розарий», завершенный не позднее 1676 года — вершина творчества Бибера и один из важнейших памятников музыкального барокко.

Автор духовной музыки, инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Бибер является автором 53-голосной «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась разным авторам.

Написал 16 мистерий-сонат для скрипки и бассо-континуо (орган, виола да гамба). Часто встречаются символы розы и креста (так как Бибер состоял в ложе «Розы и креста»). 16 сонат — 16 событий из жизни Девы Марии.

Генрих Бибер обладал чувством юмора, что нашло отражение в его музыке. Например, соната «Репрезентатива» имеет в своем составе такие части: соловей, кукушка, лягушка, петух и наседка, перепел, кошка, марш солдат. В них имитируются звуки, издаваемые этими живыми существами, причем весьма оригинально и смело. Игра на смычковых инструментах иногда ведется за «рабочей» поверхностью струны. Иногда между струнами и грифом на виолончели подкладывается лист бумаги, что придает ей особое звучание, а скрипичная партия является очень сложной и в наши дни, далеко не каждый скрипач возьмется ее играть.

Помимо хорошо известных 16 мистерий-сонат, Генрих Бибер написал 8 сонат для скрипки (1681), среди которых заметно выделяется виртуозная, незабываемая пятая соната (in E minor).

Источник: https://www.belcantofund.com/

Pratum IntegrumГенрих Игнац Франц фон БиберГЭС-2москва

В России

Все новости