В последнее десятилетие российский композитор и общественный деятель Рашид Фагимович Калимуллин радует своих слушателей сочинениями в самых разных жанрах. В этом ряду его симфония «Алтайские пейзажи» развивает сложнейший жанр современной симфонии, отличающийся по многим признакам от образца классического жанра: размеренного симфонического длительного музыкального повествования на различные темы.
Новая симфония отличается от прежних симфонических произведений авторов Татарстана новыми подходами к воплощению исторических тем становления мировой цивилизации, новыми музыкальными образами, продиктованным далеким историческим прошлым и оригинальными методами разработки авторского мелодического материала.
Последовательность частей от первой – к шестой выстраивает стройную концепцию авторского видения путей геополитического становления мироздания, в частности развитие цивилизации Евразийства, эпохи Великого смешения племен и начала образования современных европейских государств. Название симфонии продиктовано вниманием автора к тюркскому коренному народу Алтая, проживавшего на реке Катунь и в районе Телецкого озера (Алтынкол). К таким проблемам композиторы Республики Татарстан не обращались ни разу за всю историю татарской музыки. Интерес к тюркским коренным народам, по моему мнению, проявился в симфоническом цикле «Дети неба» — необычного по многим признакам произведения последних пяти-семи лет.
Гипотезы древних цивилизаций несомненно потребовали рождения и осмысления новых музыкальных образов, необычных звучаний, поиск новых оркестровых сочетаний, ассоциирующихся с древними этническими музыкальными инструментами Горного Алтая: комыса, тошуура, амыргы и шатра (бубен). Ряд частей, к примеру, вторая, «Зеркало Алтынкол» и четвертая — «Катунь, дочь Алтая», созданы автором, на мой взгляд, на основе древних алтайских легенд. Рашида Калимуллина также привлек древний ритуальный обряд «Чагаа-байрам» (Белый праздник), названный в честь празднования алтайцами Нового года по лунному календарю с января по февраль, возникшего в период правления внука Чингиз-хана Хубилая. Этот обряд приносил просветление и очищение всем присутствующим на празднике. Шестая часть «Камень шамана» — о неразгаданных тайнах Земли, тщетности попыток постижения ее сути.
Обращение автора к таким древним традициям алтайского народа потребовало поиска древнего мелодического языка, в котором переплетается диатоника с пентатоникой и ясная тонально-гармоническая основа. Современный колорит музыкального языка ощущается за счет интенсивного вариантного развития мелодических конструкций, активных модификаций ритмических формул и новаторского использования полифонического стиля в современных условиях композиторского письма. Каждая из частей интересна по-своему, но особое внимание приковывает к себе вторая часть — «Переселение народов», третья часть «Зеркало Алтынкол», четвертая — «Катунь-дочь Алтая», пятая — «Чагаа-байрам», шестая — «Камень шамана» . В них ощущается мастерский подход автора к созданию намеченных программ на основе богатейшего опыта композитора в отражении колоритных картин многочисленных стран мира.
Обобщая сказанное, необходимо добавить, что Рашид Калимуллин значительно обогащает сферу музыкальных образов и их симфонических преобразований в области профессиональной татарской музыки.
М.П.Файзулаева, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор Казанского государственного института культуры, член Союза композиторов РФ и РТ и член Союза театральных деятелей РФ и РТ.