18 мая 2022 года в Культурном центре «Сайдаш» состоялся творческий вечер композитора, члена союза композиторов РТ Алсу Сунгатуллиной под названием «Дорога в мечту». Событие проходило на втором этаже в холле, который одновременно выполняет функцию малого зала. Зрительские места были расположены лицом к изнанке знакомого всем витража (автор В.К.Федоров), украшающего фасад культурного центра. Внушительная стеклянная картина фактически служила задником сцены, создавая немного сказочную атмосферу, которая была созвучна названию концерта. Импровизационный характер пространства был подчеркнут отсутствием кулис и четкого разделения между зрителями и выступающими. Эта стертость границ имела особое значение, так как усиливало атмосферу непосредственности, создаваемую самим автором вечера. Алсу, подобно хозяйке, принимающей гостей, старалась встречать каждого зрителя. Лично следила за тем, чтобы все было готово к началу концерта и подбадривала музыкантов. Тут же можно было увидеть готовящийся к выходу детский коллектив, который старался скрыть свое волнение, а где-то с балкона доносились радостные крики детей, выходивших со своих занятий. Все вместе это создавало ощущение уютной предпраздничной суеты.
Ведущая объявила детскую кантату «Һәркайсының үз моңы» («У каждого свой мотив») на слова Роберта Минуллина, и на сцену вышел детский вокальный ансамбль «Сөембикә» в сопровождении руководителя коллектива — Гузель Ахуновой. Зал притих.
По залу разлетелись «звуки леса», которые были воссозданы юными артистами на шумовых инструментах. Один за другим последовали разные музыкальные картинки: «Ташбака» («Черепаха»), «Аю» («Медведь»), «Әни, мин көчек күрдем» («Мама, я видел щенка») и др. Милые, яркие, разнохарактерные, они заставили каждого зрителя в зале улыбаться. Стоит отметить, что несмотря на краткость частей кантаты, детскую образность и легкость восприятия, звучавшую музыку нельзя было назвать простой для детского исполнения. Острый слух с легкостью заметил бы несимметричные размеры, сложные ритмические рисунки, непростой гармонический язык. На удивление дети хорошо с этим справлялись. Безусловно, это результат длительного труда руководителя коллектива, но, стоит признать, что и сами дети, по всей видимости, приняли и прочувствовали музыку.
Внимание привлекло само название жанра: детская кантата, оно показалось неожиданным. Сочетание крупного, величественного жанра кантаты с детской музыкой довольно редкое и нетипичное, в какой-то степени даже взаимоисключающее. Само собой разумеется, что кантата в детском варианте не будет соответствовать масштабу жанра в полной мере, однако автор осознанно избрал для названия именно его. Скорее всего, на это были свои причины. Так и оказалось. Но обо всем — по порядку.
Покоренная детскими голосами публика проводила артистов со сцены под аплодисменты, к зрителям вышла сама Алсу Сунгатуллина. Поблагодарив публику, она представила своих коллег в следующем номере. Это были главный художник Татарского государственного театра кукол «Әкият» – Сергей Рябинин и писатель-драматург – Алексей Егоров. Авторы сообщили, что их выступление представит собой художественную импровизацию с теневым театром. Сергей, по ходу игры Алсу на фортепиано, будет создавать на небольшом белом полотне разные образы. Музыкальной основой для теневого представления послужит фортепианный цикл «В гостях у маленькой Софии». Сочинение является музыкальным приношением крупнейшему композитору – Софии Губайдулиной, детство и юность которой прошли в Казани. Музыка Алсу обращена к тем временам, когда София Асгатовна была еще маленькой девочкой и впервые открывала для себя безграничные возможности только что купленного родителями рояля. В их безоблачном и аскетичном детстве вместе с маленькой сестрой они заставляли звучать в инструменте все, до чего могли дотянуться: от клавиш до внутренних молоточков. Не исключено, что именно этот опыт пробудил в маленькой девочке смелое мышление авангардиста, сделавшее ее величайшим композитором своего времени.
Погас свет, осторожно зазвучал рояль, на подсвеченном полотне начали возникать фантазийные фигуры: то ли в небе, то ли на дне морском проплывали киты и другие чудо-звери, цвели цветы, оживали игрушки, а в какой-то момент среди теней возникла сама выдумщица – маленькая девочка, играющая на рояле. Зал был окутан атмосферой сокровенности и таинства. Каждый присутствующий мог погрузиться в собственные, личные глубины, вернув себе детскую способность интимизировать этот мир.
Мистерия окончилась, на сцене появилась девочка и вручила Алсу букет разноцветных тюльпанов.
Сергей Рябинин признался, что музыка Алсу Сунгатуллиной очень откликается в нем, пробуждая фантазию художника. Номер стал своего рода репетицией дальнейшего сотрудничества авторов. В будущем им хотелось бы совместно создать светомузыкальную сказку.
После этого выступления концерт окончательно перешел в авторский вечер, в котором композитор постоянно общалась с гостями. Она радушно представила музыкантов, исполняющих ее музыку. Это сопрано Диляра Набиуллина, флейтистка Юлия Сергеева, скрипачка Азиза Абдураимова, барабанщица Ксения Калинина. Место за роялем до конца вечера занимала сама Алсу. Прозвучала пьеса для фортепиано с флейтой, вокальный цикл для самых маленьких «Нәниләр җырлый» («Поют малыши») и три юношеские песни для голоса, фортепиано, флейты и ударных на слова Джавада Тарджеманова. Каждое выступление предварялось описанием непосредственных впечатлений автора от процесса создания музыки, подготовки концерта, размышлениями на разные темы.
В одном из таких откровений Алсу Сунгатуллина поделилась, что еще в период обучения в консерватории тяготела к созданию детской музыки, но долгое время себе в этом не признавалась. Ее смущало негласное убеждение в том, что сочинение детской музыки не может считаться серьезным творчеством. Со временем она освободилась от этой мысли и сейчас признает, что музыка, созданная для детей и юношества, имеет для нее особое значение. В этом признании Алсу наконец озвучила главную идею, витавшую в воздухе на протяжении всего концерта. Мысль, которую я никак не могла «поймать за хвост». Детское – может быть серьезным! К сожалению, в сознании взрослых легкость, свойственная детскому мироощущению, и вправду нередко подменяется понятиями скудости или примитивности. Детское приравнивается несовершенному. Отсюда и мысль, что искусство для детей не может быть достойно взрослого человека. Но, кто сможет ответить, где пролегает эта граница детского и взрослого? Можно ли считать фантазии ребенка несерьезными, если с них начался путь философа? Можно ли считать несовершенным пребывание человека в идеальной гармонии с собой и миром, чем в сущности является детство? Не об этом ли мы мечтаем, став взрослыми?
Эти размышления подытожил финальный номер. При участии артистов камерного балета «Пантера» был представлен музыкально-пластический триптих «Три страницы». Страницы были созданы в совместном творчестве Алсу Сунгатуллиной с хореографом Наилем Ибрагимовым и имеют следующие названия: «Дорога в мечту», «Река времени», «Два крыла». Поэтичностью было пронизано и само сочинение. Вся сцена была охвачена экспрессивными образами Contemporary (современного) танца. Утопание в неге сменялось концентрацией энергии, тревога – душевным подъемом. В общем, все как в жизни.
Танцующие пары сменялись от части к части, как бы начиная каждую историю с чистой страницы. Большой витраж, на фоне которого разворачивалась хореография, добавлял происходящему нотку сюрреалистичности. На первый взгляд может показаться, что выступление повествует о переживаниях далеких от детства. Взрослый рассказ для взрослых. Однако присмотревшись, легко обнаружить, что источником недетских страстей в этом рассказе является жажда главных атрибутов детства: легкости бытия, свободы от времени и способности мечтать.
А существует ли эта граница?
Дая Бекирова