Глоток свежей музыки

Пора обновления, буйного роста и пышного цветения, весна — самое подходящее время для запуска нового проекта. В мае 2022 года петербуржцы радостно встретили Первый фестиваль «Новая музыка offline», организованный Союзом композиторов России.

Всем существом

На разных площадках северной столицы состоялись пять концертов — красивое число, равное количеству человеческих чувств. Коварный коронавирус перевёл огромную часть жизни в электронный формат, отобрал у любителей музыки возможность посещать концертные залы. Восприятие музыки стало строго аудиовизуальным, вынужденно ограниченным, через «посредников» — динамики, наушники, Zoom, YouTube, другие платформы… Но музыки хочется всем существом, и новый фестиваль поставил одной из своих целей создание полноценного погружения в прекрасное. Без интернета. Вживую.

Концертные программы почти все состояли целиком из премьер. Композиторы трудились в режиме «carpe diem», создавая сочинения непосредственно к фестивалю.

Нежность к традиции

«Новая музыка offline» открылась концертом «Традиции, ритуалы, обряды». В зале Международной академии музыки Елены Образцовой молодёжный оркестр национальных инструментов «Терема» под руководством Андрея Долгова представил программу, нутряно́ близкую русскому человеку. В музыке каждого композитора проступала неразрывная связь с фольклором и, конечно, творчеством великих из прошлого — Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, Стравинского… Семён Заборин в Miero vuoti, Наталья Лебедева в пьесе «Купайло», Евгения Долгова в «Вепсах Карелии», Михаил Фуксман в «Донской казачьей свадьбе» осмысливали древние обряды, причём Фуксман решил старинную свадьбу по-современному — с препарированным оркестром, ритмичной читкой текста и джазом. Вячеслав Круглик поработал с ингерманландскими темами и создал Концерт для оркестра — обаятельную эпическую симфониетту. Елизавета Панченко в «Рождении Северной звезды» вела диалог с индийским фольклором.
Этнические ритмы и знакомые интонации завладели вниманием не только взрослой публики, но и многочисленных детей в зале — даже дошкольники увлечённо следили за происходящим.

Музыка, обвенчанная с танцем

Екатерининское собрание стало местом осуществления музыкально-хореографической задумки организаторов «Новой музыки offline». Два концерта мини-цикла «Пластика звука» объединили молодых композиторов и хореографов школы «Каннон данс». В результате творческого союза родились постановки «Апокриф» (композитор — Глеб Лукомец, хореограф — Алевтина Грунтовская), Between / Among (композитор — Константин Степанов, хореограф — Дарья Зиновьева), «Разогрев весны» (композитор — Анжелика Габибова, хореограф — Денис Охотников), «Сеанс групповых объятий» (композитор — Антон Гладких, хореограф — Ирина Сергеева). Авторы каждого спектакля выстраивали свою философию, пытаясь постичь доречевое общение, звук, магию весны, телесность в доверии.
Кульминацией мини-цикла стал балет Валерии Каспаровой с музыкальным оформлением Олега Гудачёва «Чёрный сад». Пронзительный документальный спектакль о войне глазами детей вызывал бурю не передаваемых словами эмоций и ощущений, вбирающих спектр от жгучего страха до невыносимой любви. Говорящей метафорой балета стало дерево: здоровое, ветвистое, сильное в начале и мёртвое, обугленное в финале. Армянская музыка фантастической красоты, кровавой нитью сшитая с гулом самолётов, выстрелами и взрывами раздирала сердце напрочь.

«Пластика звука» замечательна тем, что новая музыка, не застаиваясь в тесной музыкальной среде и не залёживаясь в композиторских столах, выходит прямиком к людям.
Нужная.
Актуальная.

Концерт-шутка

На сцене зала Музея-квартиры Римского-Корсакова композиторы — участники фестиваля — не на шутку расшутились. Четырнадцать сочинений, совершенно непохожих друг на друга, очередной раз показали, что юмор каждый понимает по-своему. Владислава Малаховская в пьесе «Шутки пьяного Мишутки» иронизировала над лубочным образом России в глазах иностранцев. Подгулявший мишка с балалайкой бойко отплясывал под «Яблочко» и Эй, ухнем». Василий Михеенко создал очаровательные «Частушки без слов», обыграв русский фольклор и лирику Мендельсона в изящных контрапунктах. Анна Кузьмина придумала добрую историю «Крылышки и крылья» — про общение кузнечика, который сидел в траве, и жаворонка из романса Глинки. Композиторы рисовали музыкой дружеские шаржи и портреты (Александр Осколков — «Портреты композиторов», Николай Мажара — Perpetuum mobile, Светлана Нестерова — Загадка № 7»), разворачивали крохотный театр (Антон Гладких — «Мальчик, который рычал на тигров», Игорь Друх — «Хамелеон»), рефлексировали по поводу пандемии и неприятных моментов во время концертов (Михаил Крутик — «Пандемическое трио», Алексей Крашенинников — «Звонок»)… Ещё музыкально пошутили на концерте Леонид Резетдинов, Екатерина Иванова-Блинова, Дмитрий Жученко, Илья Кузнецов.

Концертом «Композиторы не шутят» (…не шутят, что шутят, конечно) фестиваль завоевал множество довольных поклонников.

Музыка света

Финал проекта, концерт «Запечатленный ангел» состоялся в Центральном военно-морском музее. В солнечном зале консерваторский хор, усиленный детским коллективом «Перезвоны», a cappella пел светлую музыку разных авторов. Это была, как правило, музыка неторопливая, созерцательная, задумчивая. Озвученный свет, согревающий или печальный, часто тих и текуч. Сочинения Георгия Свиридова, Евгения Иршаи, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова, Игоря Корнелюка, Юрия Потеенко, выбранные для концертной программы, — яркое подтверждение этому тезису. Свет может быть и праздничным, торжественным — как в пасхальной музыке Антона Танонова и Сергея Екимова.
Свет может быть уютным и тёплым — как в пьесе «Ночь белая» Александра Радвиловича.

Жестом особого уважения организаторы Новой музыки offline» отметили Родиона Щедрина в год его 90-летия. Прозвучали три хоровых сочинения композитора: «Да святится имя твое», Колыбельная», «Притча».

Пусть повторится

Новая музыка offline» стартовала с уверенным успехом, создав для слушателей комфортную атмосферу общения с любимым искусством. Ценно, что в рамках концертов гости могли напрямую обратиться к авторам сочинений с вопросами, рассказать о впечатлениях, поделиться мыслями. После долгой работы с электронными ресурсами проект одарил отвыкшую публику счастьем возвращения в реальный музыкальный мир.
Это глоток свежей музыки — весенний, живительный и питательный.
Пусть повторится.

Елена Наливаева

Александр РадвиловичАнжелика ГабибоваГлеб ЛукомецДмитрий ЖученкоЕкатерина Иванова-БлиноваИлья Кузнецовлеонид резетдиновНовая музыка offlineсанкт-петербургсоюз композиторов россии

В России

Все новости