Дамам приходилось непросто с капризным гением.
Тем не менее, рядом с Вагнером на протяжении всей его жизни находились замечательные женщины: жены, возлюбленные, музы.
“Музыка – это женщина. Сила зачатия должна быть привнесена в оперу”.
– констатировал Рихард Вагнер в своем теоретическом труде “Опера и драма”.
Не при феминистски настроенных современниках и современницах будь сказано: лишь “оплодотворенная мыслью творца” музыка может “породить настоящую, жизненную мелодию”.
Искусство и жизнь были для Вагнера неотделимы. И не удивительно, что не только героиням опер Вагнера, но и его реальным подругам приходилось отдавать себя служению “творящей энергии”.
Женщины в творчестве и в жизни Вагнера – три года назад на эту тему был проведен даже специальный научный симпозиум.
Образ сестры
“Женское начало”, или “женские прототипы”, как выражается биограф композитора Йоахим Кёлер, автор книги “Последний титан”, были обильно представлены в жизни Вагнера с самого ее начала.
Говоря иными словами, Вагнер вырос среди женщин и на протяжении всей своей жизни предпочитал женское общество мужской дружбе.
У него было пять сестер, старшая из которых, Йоханна Розалия, сделала для его воспитания куда больше, чем мать Йоханна Розина.
Популярная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце “ангелом”, чью кончину (Розалия умерла при родах первого ребенка в 1837 году) Вагнер горько оплакивал. Есть все основания предполагать, что именно образ сестры воскресает в светлых фигурах Эльзы или Элизабет.
Минна, жена
Примерно с 15 лет (и до последних лет своей жизни) Вагнер регулярно влюбляется. По большей части в актрис или певиц.
Первый серьезный роман свел его с примадонной театральной труппы из Магдебурга Вильгельминой, или Минной Планер, которой не случайно было доверено амплуа “первой любовницы”. Их знакомство состоялось в курортном городе Бад-Лаухштедт в 1834 году. Рихарду было 22, Минне – “уже” 25 лет.
Полтора года спустя они поженились в Кенигсберге. Брак был, по выражению биографов, “обоюдным недоразумением”: “опытная” Минна искала стабильности, влюбленный Вагнер жаждал приключений.
Тем не менее, брак продлился 30 лет, в течение которых Минне удавалось, несмотря ни на что, сохранять положение “главной женщины” в жизни Рихарда Вагнера.
Если в прежние десятилетия “вагнероведы” придерживались позиции самого Вагнера, отпиравшегося от брака с Минной как от “ошибки юности”, то сегодня первая жена, так сказать, реабилитирована. Известно, что Вагнер интенсивно обсуждал с женой творческие планы, в частности, вместе с ней была разработана изначальная концепция оперы “Парсифаль”.
Матильда, муза
Матильда Везендонк, жена поклонника Вагнера и мецената Отто Везендонка, считается “большой любовью” в жизни Вагнера.
Роман с замужней дамой и женой друга носил, по всей видимости, платонический характер, что сделало его особенно эмоционально напряженным – и продуктивным в творческом плане.
На всплеске творческой энергии возникают “Золото Рейна” и “Валькирия” (эта опера посвящена Матильде Везендонк).
“Любовный треугольник” с Везендонками в большой степени служит источником вдохновения для “Тристана и Изольды”.
Наконец, пять стихотворений Матильды, положенные на музыку влюбленным композитором, образуют вокальный цикл “Wesendonck Lieder”, одно из самых экспрессивных объяснений в любви в истории музыки.
Козима, хозяйка на Зеленом холме
Роман с Матильдой Везендонк, так или иначе не имевший перспективы, привел к окончательному разрыву с Минной. Именно в этот непростой момент Рихард Вагнер встречается с женщиной, сыгравшей центральную роль в его жизни: Козимой, дочерью графини Мари д’Агу и друга Вагнера Ференца Листа.
Роману не помешало то, что Козима была на момент встречи с Вагнером замужней дамой и матерью двух дочерей, а также то, что ее супругом был опять-таки друг Вагнера и пропагандист его творчества, дирижер Ганс фон Бюлов (Hans von Bülow).
Бюлов ограничился комментарием:
“Как человек Вагнер низок, но как творец – велик”.
Козима и Рихард Вагнер поженились в 1870 году, в браке родилось трое детей Вагнера: дочери Изольда и Ева и долгожданный сын и наследник Зигфрид.
Именно Козиме, преданной жене, восторженной поклоннице и рачительной хозяйке в одном лице, мы в большой степени обязаны реализацией идеи фестиваля в Байройте.
Она же возглавила фестиваль после смерти Вагнера в 1883 году, превратив его в культовое событие мирового масштаба. Но это другая история.
Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/