90-летию Лидии Давыдовой

10 февраля в Культурном центре «Покровские ворота» (ул. Покровка, 27, стр. 1) состоится вечер к 90-летию со дня рождения Лидии Давыдовой (1932—2011), выдающейся камерной певицы, руководителя Ансамбля солистов «Мадригал».

В программе:

I отделение

  • Генрих ШЮТЦ (1585-1672) – Симфония “Paratum cor meum” (запись 1964 г.)
  • Тильман СУСАТО (ок. 1500-1570) – Сюита танцев
  • Эрхард БОДЕНШАЦ (1570-1636) – Бициниум “De Passione”
  • Луи де КЭ Д’ЭРВЕЛУА (ок. 1670-1759) – Прелюдия
  • Тобиас ХЬЮМ (ок. 1579-1645) – “The Spirit of Gamba”
  • Джироламо ФРЕСКОБАЛЬДИ (1583-1643) – Ричеркар
  • Андрей ВОЛКОНСКИЙ (1933-2008) – “Was noch lebt…” на слова Йоханнеса Бобровского, с первоначальным окончанием “Vogel, gruner Vogel”
  • Дон Карло ДЖЕЗУАЛЬДО ДА ВЕНОЗА (1566-1613) – Два мадригала (запись 1966 г.)

II отделение

  • Иван СОКОЛОВ (род. 1960) – «Тетрадь Вероники» на слова Геннадия Айги
  • Франц ШУБЕРТ (1797-1828) – Экспромт соль-бемоль мажор ор. 90 № 3; Литания
  • Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891-1953) – Из цикла «Пять стихотворений Анны Ахматовой» ор. 23 (запись 1975 г.)
  • Валентин СИЛЬВЕСТРОВ (род. 1937) – Багатели
  • АНОНИМ (Италия XVII в.) – Две гальярды
  • Андреа ГАБРИЕЛИ (1533-1585) – Мадригал «Влюбленный чужестранец»
  • Йонхир Якоб ВАН ЭЙК (ок. 1590-1657) – «Бравада»
  • Андреа БАНКЬЕРИ (1568-1634) – Сцена «Маскарад селянок» из гармонической комедии “Il Festino”
  • Адриан ВИЛЛАРТ (1490-1562) – Мадригал «Посмеемся все вместе»
  • Антон ВЕБЕРН (1883-1945) – Две песни из ор. 3 (запись 1969 г.)
  • Андрей ВОЛКОНСКИЙ (1933-2008) – Три части из «Сюиты зеркал» на слова Федерико Гарсия Лорки (запись 1967 г.)

Исполнители:

  • Консорт блокфлейт Московской консерватории под руководством Алексея Шеина
  • Струнный квартет OpenSoundOrchestra
  • Ансамбль старинной музыки VOLKONSKY CONSORT
  • Мария Батова (сопрано)
  • Елена Золотова (сопрано)
  • Ольга Власова (меццо-сопрано)
  • Рената Мустафина (контральто)
  • Анатолий Гринденко (гамба)
  • Алексей Семёнов (клавесин)
  • Иван Соколов (фортепиано)
  • Алексей Любимов (фортепиано)

Ансамбль солистов «Мадригал» был основан в 1965 композитором, клавесинистом, органистом Андреем Волконским (1933-2008). Коллектив исполнял музыку западноевропейского Ренессанса и барокко, никогда прежде не звучавшую в СССР. Одним из ведущих голосов ансамбля был голос Лидии Давыдовой: она была солисткой «Мадригала» с самого его появления и возглавила ансамбль в 1973, после эмиграции Андрея Волконского. «Мадригал» гастролировал по стране, собирая полные залы, выпускал пластинки.

Кроме старинной музыки, Лидия Давыдова исполняла и музыку XX века: это и западные композиторы (Веберн, Айвз, Хиндемит, Берио, Кейдж), и российские (Губайдулина, Денисов, Шнитке, Смирнов, Артемов, Волконский)

Российская камерная певица (сопрано), Народная артистка России Лидия Анатольевна Давыдова родилась 19 января 1932 года в Ленинграде. В раннем возрасте она осталась сиротой. Девочка с детства мечтала о карьере певицы и обучалась пению у своей тети, певицы Марианны  Хортик, которая сыграла важную роль в ее образовании и судьбе.

Лидия Давыдова училась в музыкальной школе в Ленинграде, затем в училище при Ленинградской консерватории, а затем в музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (ныне Академический музыкальный колледж).

Ее вокальный дар долгое время не находил признания. В 1957 году Давыдова окончила Московскую консерваторию как пианистка (класс профессора Емельяновой), хотя восемь раз безуспешно пыталась поступить на вокальное отделение. В годы учебы в консерватории по классу фортепьяно она брала уроки у преподавателя вокала Белявской.

В начале 1960 х годов певица  впервые выступила с исполнением ряда старинных и современных произведений. Решающую роль в судьбе Давыдовой сыграл композитор Андрей Волконский  первое исполнение Давыдовой его «Сюиты Зеркал» в 1962  году в Малом зале Консерватории стало дебютом и успехом певицы.

В последующие годы Давыдова участвовала в различных концертных проектах композитора, а когда он в 1965 году создал ансамбль старинной музыки «Мадригал», который впервые в СССР стал исполнять вокальную музыку эпохи Возрождения и раннего барокко, Давыдова стала одной из его солисток.

После эмиграции Волконского во Францию в 1972 году Давыдова сама возглавила ансамбль.

Лидия Давыдова в совершенстве владела различными стилями музыки ХIII XVII веков. В ее репертуар входили произведения Шютца, Букстехуде, Скарлатти, Монтеверди, Перселла, Баха, Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, Малера.

Она впервые познакомила советских слушателей с вокальными произведениями современных западных композиторов: Чарлза Айвза, Белы Бартока, Лучано Берио, Антона Веберна, Джона Кейджа и Пауля Хиндемита.

Она также пела камерный репертуар современных российских композиторов авангардистов. Была первой исполнительницей произведении композиторов Андрея  Волконского («Жалобы Щазы»), Эдисона Денисова  («Солнце Инков»), Дмитрия Смирнова («Горсть Песка», «Печаль Минувших Дней», «Времена Года»,  «Песни Судьбы», «Шесть стихотворений У. Блейка»), Софьи Губайдулиной («Розы»), Альфреда Шнитке («Три Сцены») и Вячеслава Артемова («Заклинания», 1981).

Лидия Анатольевна Давыдова была художественным руководителем ансамбля солистов «Мадригал» Московской государственной академической филармонии с 1972 по 1983 год и с 1992 по 2008 год.

Источник: https://muzobozrenie.ru/

Фото, источник: https://ria.ru/

Андрей Волконский композиторЛидия Давыдовамадригал ансамбльПокровские ворота культурный центр

В России

Все новости