Балерине, народной артистке СССР, балетмейстеру-репетитору Большого театра России Людмиле Семеняка в воскресенье юбилей. День рождения она отметит в зрительном зале Исторической сцены Большого театра, где в ее честь будет показан балет Петра Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича.
«Большой театр приготовил мне сюрприз. В мою честь пройдет спектакль «Лебединое озеро», который я больше всего танцевала и с которым объездила все сцены мира», — сказала Семеняка.
Она отметила, что с именно с «Лебединого озера» началась ее профессиональная биография балерины. «Я начинала с «Лебединого озера». Когда я была приглашена в Большой театр Юрием Николаевичем Григоровичем (тогда главный балетмейстер Большого театра), это был мой первый спектакль. Всю жизнь со мной этот балет. Это — главный балет для балерины, символ моей жизни».
«Я очень благодарна руководству Большого театра, что сегодня мне устроят замечательный праздник балета, артистам, которые в честь меня будут танцевать. Что может быть прекраснее такого сердечного поздравления? Это моя труппа, мой родной дом. Я просто счастлива», — призналась артистка.
Она уточнила, что сейчас занимает пост балетмейстера-репетитора. «Я считаю себя педагогом-репетитором. У меня совсем молодые ученицы и мои прежние ученики. Я работаю, репетирую с ними, и это очень интересно. Кстати, моя ученица известная балерина Анна Никулина будет исполнять партию Одетты-Одиллии в сегодняшнем «Лебедином озере». В других главных партиях выступят Артем Овчаренко (принц Зигфрид), Михаил Лобухин (Злой гений) и Иван Сорокин (Шут)».
Поздравление от Григоровича
Поздравление в адрес Людмилы Семеняка направил хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович, который в своем послании оценил творческий путь балерины.
«В труппу Большого балета Людмила Семеняка пришла, во-первых, балериной, во-вторых, балериной ленинградской школы. Это в ней изначально привлекло и было зримо выражено. Но она несла в себе и нечто сверх очевидного: восторг жизни и профессии, упоение каждым мгновением сценического существования. Она, как дитя, радовалась возможностям танца, открываемым в классе с Галиной Улановой и Мариной Семеновой. Она буквально сияла в любом из балетов Чайковского, Глазунова и Адана, да и в современной хореографии, прибавлявшей тревог и трагических открытий ее гармоничному миру. Все, чего она касалась, одухотворялось восторженной и немного нервной балеринской природой», — написал Григорович.
Он напомнил один, с его точки зрения, знаковый эпизод. «Однажды Марина Тимофеевна Семенова, проходя за кулисами, на мгновение замерла — в этот момент на сцене, как обычно бывает, что-то проверяла или просто разогревалась, готовилась Люда. Семенова остановила зоркий взгляд на какой-то позе. «Хороша!» — сказала она и проследовала дальше», — рассказал Григорович.
По его словам, «Семеняка никогда не надеялась только на это «Хороша!», только на собственные, щедрые от рождения данные». «Она погружалась в огромную и неизвестную ей работу Большого театра тех лет — 1970-х годов. Она выступала в очень насыщенном контексте, еще танцевали все наши звезды той поры, более того, были в расцвете. Семеняка влилась в труппу на равных со всеми и совершила восхождение. По ней можно было понять, что способна индивидуальность прирастить к классической партии или современной роли. Двигаясь в общей академической традиции и освоив огромный классический репертуар, Семеняка многое создала впервые: Джульетту в «Ромео и Джульетте», Анастасию в «Иване Грозном», Риту в «Золотом веке», Леди Макбет в «Макбете», Геро и Беатриче в «Любовью за любовь», Роксану в «Сирано де Бержераке», Даму сердца в «Фантазии на тему Казановы» и особенно любимую ею Валентину в «Ангаре». Собственно, ее успехи, следовавшие быстро, никого не удивляли. Оставалось удивляться ее способности одухотворять личным присутствием и дуновением новый материал любой сложности», — оценил балетмейстер.
«Так и родилась на наших глазах крупнейшая русская балерина Людмила Семеняка. Она — в истории Большого театра и по-прежнему в наших сердцах», — говорится в поздравлении Григоровича.
О балерине
Людмила Ивановна Семеняка родилась 16 января 1952 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1970 году окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). В 1970-1972 годах была артисткой балетной труппы Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург).
С 1972 по 1998 год — солистка балетной труппы Государственного академического Большого театра. Среди исполненных ею партий: Китри в «Дон Кихоте» и Никия в «Баядерке» Людвига Минкуса, Жизель в одноименном балете Адольфа Адана, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» и Мари в «Щелкунчике» Петра Чайковского, Раймонда в одноименном балете Александра Глазунова, Зарема в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева, Фригия в «Спартаке» Арама Хачатуряна, Валентина в «Ангаре» Андрея Эшпая, Ширин в «Легенде о любви» Арифа Меликова.
Людмила Семеняка также сотрудничала с Парижской оперой, Королевским Шведским балетом, театром «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина) и др.
В 1998 году завершила карьеру балерины. С 2002 года по настоящее время является педагогом-репетитором Большого театра. Под ее руководством репетировала народная артистка РФ Светлана Захарова, сейчас в ее классе первые солистки Анастасия Меськова и Дарья Хохлова, солистка Виктория Якушева и другие балерины.
Людмила Семеняка — народная артистка СССР (1986). Удостоена премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1977). Является лауреатом Международного конкурса артистов балета в Москве (1969), Международного балетного конкурса в Варне (Болгария, 1972), Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972), Международного конкурса артистов балета в Токио (Япония, 1976).
Корр. ТАСС Ольга Свистунова
По материалам ТАСС
Фото:https://www.classicalmusicnews.ru/