Рецензия на книгу: Клюев А.С. Сумма музыки. СПб.: Алетейя, 2017. – 608 с.
Монография профессионального музыканта-пианиста и философа Александра Клюева «Сумма музыки» является фундаментальным трудом, в котором предпринята попытка объяснить суть музыки – то, что стоит «за нотами», то, о чем относительно мало говорится, но что определяет смысл этого искусства.
Книга представляет собой изложение авторской концепции философии музыки и состоит из трех работ автора: «Музыка и жизнь: о месте музыкального искусства в развивающемся мире», «Онтология музыки» и «Музыка: путь к Абсолюту». К книге имеется Приложение, которое содержит фрагменты из работ о музыке выдающихся авторов XX – XXI вв.: К.Р. Эйгеса, Н.О. Лосского, И. Глебова (Б.В. Асафьева), А.Ф. Лосева, Ю.Н. Холопова, Г.А. Орлова, И.И. Земцовского, В.В. Медушевского, И.Ф. Стравинского, В.И. Мартынова, Т. Адорно, Н. Гартмана, Р. Ингардена, А. Шенберга и П. Булеза. Мнения этих авторов, с одной стороны, подтверждают идеи А.С. Клюева, с другой стороны, авторитетнейшим образом их дополняют. Таким образом, можно говорить о представленном в труде А.С. Клюева своеобразном полилоге, предмет которого – музыка.
Труд открывается работой А.С. Клюева «Музыка и жизнь: о месте музыкального искусства в развивающемся мире».
В коротком Предисловии к этой работе автор делится с читателями событием, послужившим импульсом к ее написанию: исполнением им фортепианной сонаты Бетховена op. 31 № 1 (№ 16). Это исполнение побудило молодого пианиста задуматься о смысле и назначении музыки.
В первой главе этой книги: «Что такое музыка?» автор предлагает свой ответ на поставленный в названии главы вопрос: «Музыка есть звуковое
отражение человека – мира/жизни» [с. 14]. При этом он подчеркивает, что предложенное определение музыки обусловлено тем, что ее образуют три звуковых уровня: предпредмузыка, предмузыка и собственно музыка, соответственно связанные с физической (неживой), биологической (живой) и человеческой (социальной) реальностью [с. 13].
Обозначив свое понимание музыки, автор переходит к рассмотрению различных ее проявлений. Этому посвящена вторая глава: «Богатство и разнообразие музыки в мире».
В этой главе автор подробно анализирует различные аспекты музыки с учетом деления ее на народную, профессиональную, а также названную им народно-профессиональной (джаз и рок).
После обстоятельного рассмотрения этих «делений» музыки, заключающих в себе, по мнению автора, как подлинные, достойные, так и условные, сомнительные произведения, А.С. Клюев логично ставит вопрос: где грань, отделяющая музыку от немузыкальной звуковой материи? Ответ на этот вопрос автор дает в третьей главе: «Что такое хорошо и что такое плохо в музыке?».
Критерием подлинной (хорошей) музыки – музыкальных произведений – автор считает качественную организацию музыкальных творений, которая, по его мнению, предопределяется личностью композитора и исполнителя [с. 57].
В четвертой главе: «Приобщенность человека к музыкальному искусству: что это означает?» автор рассматривает новый круг проблем, касающихся музыкального воспитания человека, формирования его музыкальной культуры. Это рассмотрение осуществляется им с учетом возрастного развития человека в динамике: «дошкольник – школьник – взрослый».
В пятой главе «О возможностях музыки» автор, исходя из подобия строений музыки и человека – трихотомии музыки (предпредмузыка, предмузыка, собственно музыка) и человека (тело, душа, дух), анализирует
воздействие музыки на человека. Автор трактует его как поэтапное воздействие музыкального звучания на три элемента человеческой психики, соответственно управляющие телом, душой и духом человека: подсознание, сознание и сверхсознание [с. 80].
В этой главе также чрезвычайно важны наблюдения автора о возможности воздействия музыки на живую и неживую природу.
В шестой главе: «Перспективы развития музыкального искусства и совершенствования мира» автором выделяются семь направлений развития музыки: 1) появление новых технических средств в области создания и исполнения музыкальных сочинений; 2) дальнейшее движение в области взаимодействия всевозможных разновидностей музыкального искусства; 3) последовательное расширение звукового диапазона музыкального искусства; 4) все большее стремление музыки к взаимосвязи с другими искусствами; 5) усложнение музыкального языка; 6) все более активное включение в состав музыкальных произведений того, что традиционно является противоположным звучанию: тишины; 7) повышение роли личности композитора и исполнителя в музыкально-творческом процессе. Утверждается особая значимость последнего, седьмого, направления развития. Подчеркивается, что именно оно может способствовать совершенствованию мира.
Второй работой, вошедшей в книгу, является «Онтология музыки».
Первая глава этой работы: «Онтологический/системно-эволюционный подход к анализу музыки» состоит из двух параграфов: § 1. Об онтологическом статусе искусства; § 2. Онтологическое пространство музыкального искусства.
В первом параграфе А.С. Клюев выдвигает важное положение: «наибольший эффект в постижении онтологического статуса искусства, а это значит, места искусства в структуре мира (мироздания), может быть достигнут, если мир будет пониматься в его системно-эволюционном развертывании» [с. 112-113]. Такое развертывание, согласно Клюеву, заключается в последовательном обретении системами все большей надежности, устойчивости.
Отмечая, что в настоящее время возможно различное теоретическое моделирование системно-эволюционного развития мира, автор предлагает свою модель такого развития в виде эволюционного движения систем: природа – общество – культура – искусство.
Во втором параграфе автор обращается к прояснению места музыкального искусства в искусстве (в целом) и на этом основании уточняет предложенную им модель эволюционного развития мира: природа – общество – культура – искусство – музыка.
Чрезвычайно важна мысль автора, утверждаемая им в первой главе: «Эволюционное движение мира в виде предъявленного нарастания: природа – общество – культура – искусство – музыка связано с эволюцией человека, выражающейся во все большей интеграции его подсознания, сознания и сверхсознания» [с. 119].
Глава заканчивается высказыванием о том, что предложенное понимание места музыки в мире позволяет перейти к более детальному рассмотрению музыкального искусства, но для этого сначала необходимо осмыслить исторические представления об онтологических предпосылках музыки.
Во второй главе работы: «Исторические опыты постижения онтологических основ музыки» автор рассматривает исторические суждения о музыке сквозь призму двух имевших место подходов к ее осмыслению: как отражения человека и как отражения мира (начиная с рассмотрения соответствующих идей в контексте второго подхода, как наиболее древнего), что и предопределило наличие в главе двух параграфов: § 1. Музыка как модель мироздания и § 2. Музыкальное искусство в человеческом измерении.
Обобщив полученную информацию, автор переходит к непосредственному исследованию музыки как системы. Этому исследованию посвящена третья глава книги: «Музыкальное искусство как система».
Глава состоит из трех параграфов: § 1. Внутреннее строение музыкального искусства; § 2. Механизм саморазвития музыкального искусства и § 3. Функции музыки.
В § 1 обозначаются элементы строения музыки. Этими элементами, как полагает автор, являются: человек, мир, потребность эволюционирующего мира в музыке, а также – язык музыки [с. 156]. Подчеркивается значимость человека как элемента музыки.
В § 2 на широком историческом фоне автор выявляет закономерности развития музыки и приходит к выводу, что движущей силой этого развития выступает развитие человека. Последнее приводит к возникновению личности, «расцветающей» в музыке.
В § 3 отмечаются различные функции музыки, при этом указывается главная – совершенствующая. Рассматривается проявление этой функции как в человеческой (социокультурной) реальности, так и в живой и неживой природе.
В результате проведенного в третьей главе анализа музыки как системы автор приходит к заключению, что системообразующим фактором музыки оказывается музыкальное произведение. На этом основании специально анализу музыкального произведения посвящена последняя, четвертая, глава книги: «Музыкальное произведение – системорепрезентирующее воплощение музыкального искусства». Глава состоит из двух параграфов: § 1. Параметры музыкального произведения и § 2. О взаимосвязи формы и содержания музыкального произведения.
Завершается триада книгой «Музыка: путь к Абсолюту».
Эта книга является самой сложной и многоаспектной, поскольку касается разговора о музыке в необычном ракурсе – как средстве приведения человека к Абсолюту (Богу). Показательно, что Вступление к книге начинается с утверждения: «Человек – существо, стремящееся к Абсолюту» [с. 209]. Заявленное утверждение становится ядром всех последующих рассуждений автора.
В первой части: «Искания Абсолюта» рассматривается исторически вечное стремление человека к Богу, его «острейшее желание обрести с Ним гармонию» [с. 211]. А.С. Клюев, разбирая особенности каждой исторической эпохи, убедительно показывает, что человек всегда стремился (хотя и различным образом) обрести гармонию с Богом. Автор выявляет роль музыки в качестве «помощницы» в достижении человеком гармонии с Высшим.
Во второй части: «Тайнодействие» Клюев пытается ответить на вопрос: каким образом музыка способствует обретению человеком гармонии с Богом?
Начиная с прояснения дефиниции: «гармония – согласованность элементов в целом» [с. 211], автор обращает внимание на то, что эта согласованность не бывает завершенной, она постоянно развивается. Таким образом, «гармония – условие непрестанного развития любого явления, в конечном счете приводящего его к Богу» [с. 235]. Исходя из этого понимания, автор заключает, что «гармония человека с Богом есть гармония человека с самим собой – единение его элементов: тела, души и духа» [Там же]. Далее автор пытается показать, посредством чего достигается это единение.
Как полагает А.С. Клюев, такое единение достигается вследствие возрастания присутствующей в человеке энергии. Возрастая, энергия порождает сознание, а то, в свою очередь, – личность человека. Личность человека, постоянно накапливая энергию (расширяясь), достигает Личности Бога (о существовании Личности Бога свидетельствует Православное учение!). Происходит это потому, что «Личность Бога, обладающая большей (несравненно большей) энергией, притягивает личность человека, обладающего меньшей энергией» [с. 241]. Такое воздействие, считает Клюев, по сути, является суггестией. А далее автор отмечает: «Единение личности человека и Личности Бога ведет к единению человека и Бога, показателем которого оказывается целостность человека» [с. 242].
Музыка способна формировать целостность человека. Таким образом, утверждает А.С. Клюев, «обеспечивая целостность человека, музыка открывает ему Бога» [с. 251].
В последней, третьей, части: «Встреча» обстоятельно рассматриваются существующие сегодня на Востоке, на Западе и в России технологии задействования музыки с целью обретения человеком целостности, а значит, сопряжения его с Богом – Абсолютом.
В конце, заключающем триаду, книги Клюев разъясняет смысл и предназначение указанного сопряжения: «Сопряжение, Союз с Абсолютом имеет для человека первостепенное значение. Этот Союз означает обретение человеком Мощнейшей Силы, способной преодолеть все, что ведет угасанию, увяданию, гибели. Иными словами, Союз человека с Абсолютом означает обретение человеком Жизни, способной преодолеть Смерть. А что такое Жизнь, преодолевающая Смерть? – Бессмертие!» [с. 316].
Завершая рецензию, хочется отметить поразительную эрудицию А.С. Клюева: тщательную проработку им огромного количества источников по проблематике исследования (включая Православную литературу). Опираясь на замечательно изученный и осмысленный им материал, А.С. Клюев выстраивает свою грандиозную конструкцию бытия музыки.
Книга рекомендуется тем, кто профессионально занимается музыкой – композиторам, исполнителям, музыковедам, преподавателям музыки, студентам консерваторий и других вузов, где изучается музыка, а также всем, проявляющим серьезный интерес к музыке.
Христо Кротев
Профессор, Доктор музыки (DMA) Американского университета в Болгарии, Благоевград
Напечатано:
Кротев Х. Рецензия на книгу: Клюев А.С. Сумма музыки. СПб.: Алетейя, 2017. – 608 с. // Философские науки. 2019. № 11 (62). С. 154-159.
DOI: 10.30727/0235-1188-2019-62-11-154-159