Эстонский композитор Арво Пярт удостоен большого креста ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» в знак признания и благодарности за его вклад в современную академическую музыку. Отмечается, что маэстро принадлежит к числу самых исполняемых и именитых композиторов мира. Свою награду 86-летний Арво Пярт получил в Центре названном его именем, который находится в Лауласмаа, недалеко от Таллина. Награду новому кавалеру ордена вручила посол Германии в Эстонии Кристиана Хоманн.
Арво Пярт после эмиграции в 1980-м году прожил около 30 лет в Берлине, в этот период родилась большая часть его крупных произведений, в том числе «Berliner Messe». К этому же периоду относится один из важнейших хоровых циклов композитора на немецком языке, основанный на литургическом тексте «Sieben Magnificat-Antiphonen» (1988-1991).
По материалам Magazin.klassik и Press
Арво Пярт
На протяжении нескольких десятилетий Арво Пярт остается одним из самых влиятельных и наиболее часто исполняемых современных композиторов. Он удостоен множества наград и почетных званий. Его музыкальному стилю свойственны минимализм, концентрация на существенном, аскетизм и выразительность.
Музыка из одного трезвучия
Пярт сочиняет медитативную музыку. Что именно придает его произведениям их уникальное звучание? «Для многих людей его музыка является источником вдохновения», — говорит Ану Кивило, директор Центра Арво Пярта в эстонском городе Лауласмаа в 35 километрах от Таллина. Музыка Пярта, который начал сочинять в 14 лет, не поддается категоризации. Его называют «пишущим музыку монахом», и он действительно держится особняком. Его композиторский стиль продолжает многовековые музыкальные традиции: порой целое сочинение состоит у него из одного мажорного или минорного трезвучия.
«Я обнаружил, что бывает достаточно, когда красиво сыгран один-единственный тон», — как-то сказал маэстро. Родившийся в 1935 году в эстонском городе Пайде композитор определяет собственный стиль латинским словом «tintinnabuli» — «колокольчики» (подразумеваются небольшие церковные колокола с характерным призвуком). Прежде чем Арво Пярт пришел к этому стилю, который называют также «сакральным минимализмом» или «новой благозвучной музыкой», он экспериментировал в различных техниках музыкальной композиции и стилевых моделях, в частности, с серийностью двенадцати тонов и техникой коллажа. В советское время его то прославляли, то запрещали.
Музыка Пярта звучит в кино, в частности, в саундтреке фильма «Покаяние», в современных хореографических постановках и растиражирована на огромном количестве альбомов. Альбом «Adam’s Lament» получил в 2014 году премию Grammy.
К числу восторженных поклонников композитора относятся музыканты самых разных направлений: скрипач-виртуоз Гидон Кремер и легенда джаза Кит Джарретт, звезды поп-музыкального авангарда Бьорк и Ник Кейв. Однако у эстонского композитора есть не только поклонники, но и оппоненты, критикующие его как «создателя примитивного саундтрека для салонов красоты» и ушедшего в мистицизм эзотерика.
КОНТЕКСТ
Несмотря на известность и славу, Арво Пярт имеет репутацию скромного и немногословного человека. Запросы на интервью он вежливо отклоняет, отвечая, что за него говорит его музыка. Арво Пярт – это композитор, который, говоря словами американского театрального режиссера Роберта Уилсона, «сочиняет тишину».
Вдохновленный Германией
Еще в самом начале своей музыкальной карьеры Арво Пярт стал стипендиатом художественной программы Немецкой службы академических обменов DAAD в Берлине, которую он позднее благодарил за смелость, выразившуюся в том, что DAAD «пригласила неизвестного эстонского композитора». В Германии позднее начался и его путь к всемирной славе. Пярт перебрался в Западный Берлин в 1981 году. За год до этого в условиях политического нажима в СССР он воспользовался шансом и уехал с женой Норой и сыновьями сначала в Вену, а потом в Западный Берлин, где он и жил постоянно до недавнего времени. В Германии его начал издавать один из самых знаменитых немецких лейблов ECM.
В мае 2015 года композитор посетил Берлин снова – по случаю торжеств, посвященных его юбилею. «Немецкий язык вдохновлял меня во время создания целого ряда сочинений, — говорит Пярт. — Безусловно, многочисленные немецкоязычные тексты, с которыми я имел дело, сформировали меня и мою музыку. За это я им глубоко благодарен».
Несколько лет назад Арво Пярт вернулся в Эстонию. Ее природа, леса, дюны и ее море — источники его вдохновения. Он как-то сказал: «Тишина всегда совершеннее музыки. Надо научиться слушать тишину».
Элла Володина