Американский поэт и переводчик Генри Лонгфелло назвал музыку универсальным языком человечества. Может ли музыкальный конкурс сблизить представителей разных культур и национальностей, помочь найти друзей? Об истории, целях и задачах международного конкурса «Империя русской музыки» мы сегодня поговорим с председателем жюри, заслуженной артисткой России, профессором Московской консерватории имени П.И. Чайковского, Полиной Викторовной Федотовой (П.Ф.) и основателем конкурса, преподавателем фортепиано с 30 — летним стажем, Натальей Александровной Журавлевой (Н.Ж.).
-Как родилась идея конкурса «Империя русской музыки» и почему он впервые прошел именно в Сан- Ремо?
— Н. Ж. Я считаю, что конкурс появился в первую очередь благодаря энергии и неравнодушию синьоры Мануэлы Полетти. Замечательная семья Полетти хорошо известна в Сан-Ремо уже не в первом поколении, поскольку ее представители обычно инициируют все значительные культурные события в городе или активно участвуют в них. Но уверена, что нашему проекту суждено было состояться, даже если бы мы не познакомились. Когда я спросила, почему синьора Мануэла решила помочь именно талантливым детям из России, она ответила, что всегда считала российских педагогов лучшими в мире. Полина Викторовна поддержала идею, и мы решили провести конкурс 2019 года в городе Сан — Ремо, который по — своему связывает Россию и Италию. Под его синим небом, на знаменитой Набережной Императрицы растут «потомки» великолепных бразильских пальм, подаренных городу супругой Александра II Марией Александровной. А в 1913 году здесь появилась русская церковь в московском стиле XVI века, построенная по чертежам известного архитектора Алексея Викторовича Щусева. Думаю, что наш проект благословил бы даже Петр Ильич Чайковский, который считал, что «ничего не выдумаешь восхитительнее San Remo». Мне кажется очень важным хранить эти исторические связи: ведь если мы не сделаем этого сегодня, то следующее поколение уже не вспомнит о них. Что касается слова «империя», то его нам подсказало название приморского города — административного центра одноименной провинции к востоку от Сан — Ремо. Вот такие неслучайные совпадения и привели к созданию международного конкурса «Империя русской музыки».
-Цели и задачи конкурса многообразны: от поддержки и развития творческих способностей многодетных и малоимущих семей до укрепления международных связей в области исполнительского искусства. Какие из них Вы бы назвали самыми актуальными и важными?
— П.Ф. В жизни каждого музыканта, особенно начинающего, должны быть интересные события и обязательно постоянная практика концертных выступлений. По моему глубокому убеждению, выход на сцену должен быть не только заслуженной наградой, но и непременной составляющей творческого роста. Когда я училась в музыкальной школе при Ленинградской консерватории, у нас существовало понятие «учебный концерт». Нужно учиться преодолевать волнение перед публикой, владеть собой, быть артистом. Кроме того, музыканту важно расти каждый день, и международный конкурс подходит для этого как нельзя лучше. Атмосфера конкуренции «подогревает» и не дает расслабиться в занятиях, а кроме того, дает возможность пообщаться со сверстниками, услышать игру своих ровесников из других стран, задать себе вопрос: «чему я могу научиться у своих сверстников и более опытных музыкантов?» Даже самым талантливым и уверенным в своем мастерстве исполнителям нужны аплодисменты, признание и просто неравнодушные лица в зале
— Н.Ж. Талант важно вовремя поддержать, поэтому мы уделяем особое внимание одаренным юным музыкантам из многодетных и малообеспеченных семей. Бывает и так, что музыкальный дар раскрывается по- новому именно на конкурсе. К примеру, один из участников «Империи русской музыки» 2019 года замечательно сыграл на гала-концерте, хотя занимался только дома и никогда не учился в музыкальной школе. А скрипачку Соню Зельцер пригласили выступать на испанском телевидении, и я надеюсь, что это только начало успешного пути!
— Что Вы думаете о роли творческих конкурсов в межкультурном диалоге? Действительно ли они помогают строить невидимые, но прочные «мосты» между странами и континентами?
— Н. Ж. Когда мексиканский пианист Фернандо Айон играет «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского так, что на глаза наворачиваются слезы, сомнений в этом не остается. Более того, очень радостно понимать, что он будет исполнять это произведение и для своих соотечественников, а значит, русская душа станет им немного понятнее и ближе.
— П.Ф. В нашем конкурсе межкультурный диалог состоялся в российско-итальянском составе жюри и в программных требованиях – каждый участник играет как русскую, так и итальянскую музыку. Интересно, что подходы к музыкальному образованию отличаются в разных странах, но при этом нам всем есть чему поучиться друг у друга. Еще во времена Чайковского русская школа приобрела яркие и самобытные черты, а в наши дни педагоги из России пользуются большим авторитетом во многих странах. Это вполне объяснимо: ведь системное профессиональное музыкальное образование в России начинается с пятилетнего возраста, а вот за рубежом родителям приходится искать частных преподавателей, часто нарушается непрерывность процесса, и, как правило, не хватает полного объёма знаний. Но недаром говорят, что все музыканты знакомы с детства: ведь нам всегда удается быстро найти общий язык, ощутить родство душ. Благодаря профессии музыканта, исполнителя и педагога я много общаюсь с прекрасной молодежью из разных стран, и всегда меня покоряет искренняя открытость и неравнодушие, желание учиться, расспросить что-то о нашей музыке, добраться до самой сути секретов русской фортепианной школы. Думаю, что классическая музыка привлекает именно таких людей во всех странах мира.
— Как отразились в программе конкурса давние культурно- исторические связи между Россией и Италией? Насколько популярна русская классическая музыка у современных итальянцев?
— П.Ф. В программу конкурса включены для обязательного исполнения пьесы П.И.Чайковского, эта музыка – наша любовь и гордость. Но и Италия недаром считается одной из самых музыкальных стран мира. Как председатель жюри я постаралась подобрать произведения итальянских композиторов для исполнителей разного возраста и уровня. Всем известно творчество Доменико Скарлатти, Муцио Клементи, Никколо Паганини, Антонио Вивальди и Джузеппе Тартини, но почему бы не предложить конкурсанту сыграть пьесы Нино Рота или Ферруччо Бузони? Их произведения способны украсить и обогатить репертуар любого исполнителя. Что касается произведений Петра Ильича Чайковского, то они любимы буквально во всем мире. Студенты Московской консерватории играют Чайковского с первого курса охотно и без малейшего принуждения. Очень надеюсь, что наш конкурс поможет по- настоящему полюбить эту музыку тем, кто пока только открывает ее для себя.
— Н.Ж. Думаю, что в наши дни дорог даже небольшой глоток свежего воздуха. Первый концерт П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром стал гимном побед российских олимпийцев и еще одной «визитной карточкой» России. Вообще, притяжению великой музыки порой невозможно противостоять. Вспоминается итальянец, которого так заворожило конкурсное исполнение «Баркаролы» Чайковского пианисткой Екатериной Кобзаревой в Сан- Ремо, что он, не отрываясь, записывал его на телефон вопреки правилам, и, по-моему, даже боялся дышать. Другой памятный случай произошел в день открытия конкурса, когда воздух был буквально наэлектризован всеобщим напряжением. Я переживала из-за организационных моментов, не знала, сможем ли мы качественно снять церемонию открытия, и вдруг услышала, как Полина Викторовна играет Чайковского на рояле в холле отеля. Только что все волновались и не находили себе места- и вдруг по глазам слушателей стало понятно: все будет хорошо. Наверное, не я одна чувствовала, что Петр Ильич видит и одобряет нас.
— П.Ф. Это правда: порой, когда не хватало слов, нам приходила на помощь музыка Чайковского.
— Как известно, «следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений». Можно ли сказать, что произведения самого известного русского композитора доступны исполнителям разного возраста, в том числе младшим школьникам?
— П.Ф. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно переслушать «Детский альбом», который входит в золотой фонд музыкальной литературы для детей. Такие светлые «безгрешные» мелодии, как «Мама», «Сладкая греза», «Старинная французская песенка» не просто по силам, а очень близки и понятны юным музыкантам. Наверное, только чистая детская душа и может отозваться на них по- настоящему.
— Н. Ж. Один из лауреатов конкурса 2019 года- девятилетний Павел Устинов- получил специальный приз именно за исполнение «Детского альбома» П. И. Чайковского. Его даже приняли сразу в четвертый класс музыкальной школы после домашнего обучения!
— Чем Вам запомнился конкурс 2019 года? Возможно, организаторам удалось не только наградить достойных, но и открыть новые таланты?
— Н.Ж. Продолжая рассказ о Павле Устинове, хочу отметить, что ему просто суждено было встретиться с нами. Родители мальчика не связывали его будущее с музыкой, но жюри конкурса с радостью присудило Павлу первый приз. Очень надеюсь, что мы еще не раз услышим об этом пока совсем юном таланте и будем аплодировать его выступлениям! Другим открытием 2019 года стал уже известный читателям мексиканец Фернандо Айон — молодой человек 28 лет. Наверное, он вырос под аккомпанемент других мелодий, но сумел понять суть музыки, родившейся на другом конце Земли, и поделиться своим пониманием со слушателями.
— П.Ф. Фернандо покорил нас той творческой индивидуальностью, без которой не бывает артиста.
— Н.Ж. Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Пианистка Екатерина Кобзарева попробовала себя на конкурсе в роли соведущей гала- концерта и произвела впечатление даже на итальянских журналистов. Они были просто очарованы тем, как эффектно смотрелись вместе на сцене русская блондинка и брюнетка — итальянка, которая, между прочим, была профессионалом.
— П.Ф. Удача все- таки любит тех, кто не боится творчества и экспромта.
— Н.Ж. В том году мы много раз убеждались в гипнотической силе искусства. Помимо случая с итальянцем и Екатериной Кобзаревой вспоминается проверка пожарной безопасности концертного зала, которая пошла не «по сценарию». Полина Викторовна играла «Осеннюю песнь» из «Времен года» Чайковского, когда в дверях зала появились итальянские пожарные. Все строгие инструкции и алгоритмы были забыты, пока руководитель не вернул свою команду с небес на землю по долгу службы. Мне кажется, в тот момент каждый из них надеялся, что «Осенняя песнь» окажется бесконечной!
— Пожалуйста, расскажите подробнее о репертуаре конкурса 2021 года для различных возрастов и номинаций. Может ли участник расширить его по своему усмотрению?
— П.Ф. Заявку на конкурс «Империя русской музыки» могут подать и студенты консерваторий, и те, кто никогда не учился в профессиональной музыкальной школе. Конечно, уровни конкурсантов всегда будут отличаться, но в нашей программе каждый найдет произведение по силам. Лично я всегда поддерживаю тех, кто не ищет легких путей и выбирает программу посложнее. Жюри допускает и даже приветствует молодых музыкантов, желающих и способных достойно сыграть произведение из программы более старшей возрастной категории.
— В этом году конкурс проводится в дистанционном формате. Насколько сложнее будет жюри оценить мастерство, артистизм и творческую индивидуальность участников? Изменился ли призовой фонд?
— П.Ф. Прежде всего, я не могу без сожаления говорить о том, что мы вынуждены приспосабливаться к ситуации. Речь идет не только о жюри конкурса, но и о музыкальных занятиях в целом. Даже самые современные программы для обучения в режиме онлайн не дают возможности полностью разглядеть аппликатуру, расслышать педализацию, донести до учеников все тонкости исполнения произведения и, главное, ощутить живое дыхание музыки. К счастью, Московская консерватория не переходила полностью на дистанционное обучение. Только те иностранные студенты, которые, уехав на каникулы домой, не смогли вернуться в Москву, занимались и продолжают заниматься по интернету. Профессора самого почтенного возраста соблюдают режим самоизоляции, но жизнь продолжается, и мы радуемся каждой возможности заниматься со студентами по-настоящему, в классе. Впечатление от исполнения конкурсантов во многом зависит от техники, которой они располагают, поэтому, к сожалению, все находятся в неравных условиях. Наверное, это лучше, чем отказаться от конкурсов вообще, но главное — не снижать планку до минимума. В нашу эпоху «виртуальной реальности» участников конкурсов порой просят сыграть «что — ни будь» за 10 минут и записать это «что — ни будь» на видео. Но мы решили постараться удержать уровень, всё же речь идет о профессиональном достоинстве музыкантов. По поводу призового фонда хочу отметить, что самых юных участников конкурса всегда нужно отличать хотя бы памятными подарками и дипломами. В нашем деле не бывает легких дорог, и больше всех в поддержке нуждаются те, кто пока находится в самом начале пути. Со стороны кажется, что музыкант играет, как дышит, но ведь каждое блестящее выступление оплачено месяцами и годами труда. В этом году у нас появилась финансовая поддержка, поэтому лауреаты получат денежные призы. Кроме того, Международный благотворительный фонд имени Н.Ф. фон Мекк учредил специальные награды за исполнение опусов Чайковского. И конечно, организаторы вручат каждому конкурсанту грамоту в знак признательности за участие и преданность нашему делу.
— Н.Ж. Мы проводим конкурс дистанционно с надеждой на гала-концерты в Москве и Сан- Ремо. Хочется верить, что у организаторов и лауреатов будет шанс увидеться лично, а музыка П. И. Чайковского и выдающихся европейских композиторов мгновенно сблизит нас, как это случилось в 2019 году. Тогда конкурсанты прощались друг с другом со слезами на глазах, и никакой конкуренции между ними я не заметила.
— Наверное, они увезли с конкурса что- то более ценное, чем призы и грамоты. «Не считай победы по дням», — призывают исполнители известной песни. В завершение нашей беседы разрешите спросить: что считаете победой или успехом музыканта лично Вы?
-П.Ф. Думаю, что за ответом на этот философский вопрос может стоять целая жизнь. Смысл искусства заключается в постоянном стремлении к идеалу, в поиске искренности, совершенства, и любая остановка на этом пути означает шаг назад. Поэтому для молодого начинающего музыканта главное – это ежедневная маленькая победа над собой, постоянство и верность избранному пути, возможность выйти на сцену и поделиться со слушателями своим исполнением. А с годами на первый план выходит уже не победа, а волшебная способность искусства объединять людей с разными судьбами, надеждами и мечтами. Пока существует этот диалог, наш труд не напрасен. Наверно это и есть успех…
— Н.Ж. Лучшая награда для организаторов конкурса- его плоды. Когда узнаешь о том, что мальчик из многодетной семьи принят сразу в четвертый класс школы искусств или что величайший русский композитор узнаваем и любим за тысячи километров от нашей страны, то понимаешь: большего и пожелать нельзя.
— Полина Викторовна и Наталья Александровна, благодарю вас за интересный и подробный рассказ о конкурсе «Империя русской музыки». Желаю осуществления самых смелых творческих планов и не сомневаюсь, что благодаря вашему труду талантов на российской музыкальной сцене станет еще больше.
Беседовала Ирина Чепайкина