В московском издательстве «Композитор» опубликован клавир оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском». Хоровая опера была создана по заказу фестиваля Юрия Башмета, премьера состоялась 7 февраля 2020 года в московской «Филармонии-2».
В центре сюжета, который опирается на древнерусские источники XII века, – убийство младших сыновей князя Владимира Крестителя. Опера выстраивается на пересечении двух главных линий: одна связана с поиском и наказанием виновных за убийство Бориса и Глеба, другая — с противостоянием народа и власти. Музыкально-жанровое решение укрупняет и заостряет конфликты: композитор в сочинении использует несколько хоров, оркестр, танцевально-пластический коллектив, а роль ведущего персонажа, Ярослава Мудрого, поручена драматическому актеру. Таким образом, глубинная коллизия оперы — столкновение активной воли и жертвенности — порождает вопрос: какой ценой достигается благая цель, что претерпевает герой на своем пути к славе мудрого правителя, собирателя русских земель?«Александр Чайковский сумел создать захватывающую, драматургически точно выстроенную партитуру, содержащую много деталей и смыслов. – отмечает Александр Соловьёв, автор исполнительской редакции, художественный руководитель и дирижер Камерного хора Московской консерватории. –Уверен, что издание клавира хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» явится важной вехой для всех, кто развивает современное хоровое исполнительское искусство, будет широко востребовано в качестве учебно-педагогического репертуара на дирижёрско-хоровых факультетах ВУЗов России».