ФЕСТИВАЛЬ ТАНЦА, МОЛОДОСТИ И КРАСОТЫ. XXXIV Международный фестиваль Рудольфа Нуриева

Маргарита Файзулаева

В Казани прошел XXXIV ежегодный Международный фестиваль имени гениального танцовщика ХХ-го столетия Рудольфа Нуриева. На протяжении почти трёх с половиной десятилетий фестиваль удерживает достойный уровень воплощения шедевров классического балета и является точкой притяжения зарубежных и русских солистов, балетоманов, критиков и самой широкой аудитории к искусству красоты и молодости.

Афиша фестиваля (13.05.2021-02.06.2021) включала шедевры балетной классики. Среди них «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Корсар», «Баядерка», «Спартак» и «Дон Кихот». В программу включены и два балета из национальной классики: «Тысяча и одна ночь» и «Золотая Орда».

На спектаклях нас порадовали танцовщики из Великобритании, Германии, Казахстана и Белоруссии, российские звёзды отечественных балетных трупп, нередко превосходящих по мастерству зарубежных коллег, и лучшие солисты казанского балета.

Фестиваль венчают два Гала-концерта с участием замечательных представителей балетного мира. Это наши блистательные мастера Большого театра: прима Евгения Образцова, Кристина Кретова, лауреат театральной премии Золотая маска Анастасия Сташкевич, Денис Родькин и Артемий Беляков. Вереницу звезд пополнили также блестящие мастера классического танца Кристина Андреева, Аманда Гомес, Олег Ивенко, Артем Белов и другие солисты интернациональной балетной труппы Казани.

Самое яркое впечатление вызвал превосходный уровень балетной труппы, полностью восстановившей свою форму в процессе регулярных серьезных репетиций в весьма сложный период пандемии в Казани. Два высокопрофессиональных коллектива театра — оркестр и хор (в отдельных постановках) выступили в органичном единстве с достойными казанскими солистами и сильным кордебалетом. Такая выразительная музыкальная составляющая доминировала в премьерном спектакле «Спящая красавица», создавая ему особенную поэтическую ауру и отклик в аудитории разных возрастов. Балет идет на казанской сцене с конца пятидесятых годов прошлого столетия. В нынешней обновленной «Спящей красавице» Владимир Яковлев стремился к созданию балета-феерии, сверкающему и увлекательному действию по мотивам одной из самых известных сказок Шарля Перро, сохраняя при этом непревзойденные черты классического спектакля конца XIX-го века. В обновленной редакции произошли незначительные изменения, раскрыты отдельные купюры, обновлены и добавлены характерные танцы в сцене свадьбы Принцессы Авроры и Принца Дезире. Спектакль смотрится на одном дыхании благодаря своей цельности и сквозному развитию. Мечта режиссера — постановщика Владимира Яковлева определить место «Спящей красавицы» как визитной карточки казанского балета уже воплощена. Четко продумано распределение партий в «Спящей красавице», где задействован основной состав лучших солистов балета ТАГТОиБ им. М. Джалиля. Уникальная прима казанской труппы Кристина Андреева была неповторимой Авророй, ей соответствовал харизматичный танцовщик Вагнер Карвальо (Принц Дезире), в партии Феи Сирени — покровительницы Авроры — выступила полюбившаяся казанским зрителям Аманда Гомес. В гротесковом ключе построила партию Феи Карабос Алина Штейнберг. Блестящую пару составили Александра Елагина (Принцесса Флорина) и Олег Ивенко в партии Голубой птицы. За пультом был замечательный дирижер Ренат Салаватов, который управлял всем этим феерическим сказочным действием о романтической любви Авроры и Дезире.

П.И. Чайковский «Спящая красавица»: Принцесса Аврора – Кристина Андреева, ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Второй премьерный спектакль «Спящей красавицы» с другими исполнителями — Мария Кочеткова (Аврора), (Английский национальный балет; Национальный балет Финляндии), Артем Баньковский (Принц Дезире), (Национальный Большой театр оперы и балета Белоруссии) и Антонина Чапкина (Фея Сирени), (Большой театр России) — оставил менее яркое впечатление (особенно в партиях Авроры и Дезире) ввиду недостаточного эмоционального осмысления образов и артистического драйва.

Возвращаясь к первому составу премьеры «Спящей красавицы», можно с уверенностью сказать, что по таким параметрам, как по своему художественному уровню, великолепному исполнительскому составу и полной артистической отдаче солистов балета, а также уникальному художественному оформлению Анатолия Нежного, органично раскрывающему художественную концепцию балетной композиции, «Спящая красавица» вполне может быть номинирована на российскую национальную театральную премию «Золотая маска».

П.И. Чайковский «Спящая красавица»: Голубая Птица — Олег Ивенко, ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Следующие фестивальные спектакли «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар» имели поразительный успех. Все они принадлежат к шедеврам классического балета, к которым интерес публики с годами только возрастает. Эти спектакли, поставленные за последние 7-8 лет, обыграны на российской и зарубежной сценах и находятся в прекрасной сценической форме.

Особый интерес публики вызывает интернациональный состав казанской балетной труппы, где каждый солист неповторим, у каждого из них свой сценический имидж и техническое мастерство. Немаловажно и то, что казанская труппа имеет «вышколенный» техничный кордебалет, который может одолеть самые сложные массовые танцевальные сцены. Важный психологический нюанс заключается в том, что восприятие праздничного фестивального действа подготавливается на каждом спектакле интересными выступлениями признанного знатока театра — драматурга и театрального критика Сергея Коробкова.

И, пожалуй, главное то, что солисты из разных стран мира и отечественных театров легко вливаются в казанскую труппу, становясь единым целым в общем организме. Некоторые из них неоднократно посещали Нуриевский фестиваль балета в Казани, и до сих пор не теряют к нему подлинного интереса как к неординарному творческому событию в мире балета.

Необычайный успех «Лебединого озера» (хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова) был одухотворен поэтическим исполнением титульной партии Одетты-Одиллии Натальи Сомовой (Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) и доказал славу самого популярного балета в мире, основанного на романтической истории любви Принца Зигфрида и Одетты в образе прекрасной Лебеди. Легкая, почти невесомая в танце балерина пленяет красотой классических движений и погружением в сложный контекст двуликой роли. А Дмитрий Соболевский (Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), обладая внешней статью, атлетическим сложением и техничностью, не сумел раскрыть душевного полета в партии Зигфрида и обнажить ее эмоциональный накал.

Л.Минкус «Баядерка»: Никия, баядерка – заслуженный деятель Казахстана Айгерим Бекетаева, «Астана Опера», Солор – заслуженный деятель Казахстана Бахтияр Адамжан, «Астана Опера» 

Совершенно новые образные и пластические краски внесли молодые артисты балета «Астана Опера» Бахтияр Адамжан и Айгерим Бекетаева в «Баядерке» Л. Минкуса. Звезда казахской балетной труппы Бахтияр Адамжан владеет удивительной пластикой тела, рук и кистевой техникой, характерной для древнеиндийской культуры. В детстве его называли «бесскелетным», а растяжка ему удавалась удивительно легко и без усилий. На сегодняшний день Бахтияр — один из самых перспективных солистов «Астана Опера», получивший известность на многочисленных международных конкурсах и весьма востребованный за рубежом. Бытует мнение, что именно он поднял казахскую балетную труппу на совершенно новый уровень, открытый к мировым контактам. Бахтияр и Айгерим создали удивительно проникновенный драматический дуэт, поражая казанскую публику новым прочтением этих известнейших партий, обогащенных особой природной азиатской пластикой, ярким актерским темпераментом.

Два Гала-концерта с участием звезд балетной сцены завершили XXXIV Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева. Программа Гала-концерта была продумана во всех деталях и отвечала полярным, разнообразным и требовательным вкусам аудитории разных поколений. Ее можно символично обозначить: «От классики к современной хореографии через эксцентрик-балет, фламенко и брейк-данс». В классической части программы представлены лучшие страницы шедевров классики: сюита из балета «Дон Кихот» (Китри – Е.Образцова, Базиль – А. Беляков, уличная танцовщица — А. Штейнберг, Па-де-де из балета «Пламя Парижа» в исполнении А. Сташкевич (Жанна) и И.Васильева (Филипп); Па-де-труа из «Корсара»: К. Кретова (Медора), Д.Родькин (Конрад), О. Ивенко (раб Али).

Дж.Россини «Тарантелла»: Анастасия Лименько, Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Алессандро Каггеджи, ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Примечательно, что перечисленные солисты из разных московских и питерских театров демонстрировали чудеса техники и красоты классического танца вместе с артистами балета ТАГТОиБ имени Мусы Джалиля. И трудно выделить по уровню мастерства отдельных солистов, все они в едином порыве создавали мировую картину балетной классики.

К.Сен-Санс «Умирающий лебедь»​​:  Кристина Андреева, ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Очаровала публику интерпретация известной композиции «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса Кристины Андреевой, примы казанской балетной труппы. В устоявшийся классический номер молодая балерина внесла много собственных нюансов, отразив по-новому классические символы духовного богатства, душевной чистоты, красоты и гармонии в природе.

Х.Родриго, И.Альбенис. «Фламенко»: Анна Федорова,  артисты балета ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Во второй части гала-концерта зрители получили огромное удовольствие от современных композиций хореографов Начо Дуато («Многогранность»), Уве Шольца («Соната»), Влада Ромеро («Сокровище»), Анны Федоровой и А.Каггеджи («Фламенко») и др. Особо необходимо отметить неуемную фантазию и поиск собственного языка в хореографии солиста казанской балетной труппы Алессандро Каггеджи, увлекшегося постановкой хореографических композиций в современном стиле. Хочется лишь пожелать молодому автору серьезно изучить основы постановочной работы хореографа-балетмейстера.

Р. Ахиярова «Золотая орда»: Дух хана Батыя – Антон Полодюк, ТАГТОиБ им.М.Джалиля

XXXIV Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева удался! Все спектакли и финальные концерты фестиваля вызвали бурю восторгов и признаний зрителей, аплодировавших стоя любимым артистам отечественных, зарубежных театров и родного казанского балета.

Фото: Ольга Акимичева и Рамис Назмиев

Айгерим Бекетаевааманда гомесАнастасия Сташкевичандреева кристинаАнжелина ВоронцоваАртем БеловАртемий БеляковАстана ОпераБахтияр Адамжанвагнер карвальоДенис РодькинЕвгения ОбразцоваКрасноярский театр оперы и балетаКристина Кретовамаргарита файзулаевамихайловский театрнуриевский фестивальОлег Ивенкоренат салаватовЭрнест Латыпов

В России

Все новости