Возвращение

Этот фестиваль — молодёжный эксперимент длиною в 20 лет. Его «придумали» скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков — из идеи двух тогдашних студентов и родился фестиваль – он по своему характеру напоминает долгожданную встречу друзей. В этот раз смотр объединил более 50 музыкантов из России, которые живут и работают в разных уголках мира. В программе — редко исполняемые образцы камерной музыки. Рассказывает Алия Шарифуллина.

Место встречи все то же: Москва, Рахманиновский зал Московской консерватории. Всё те же принципы и формат фестиваля– 4 дня камерной музыки и никогда неповторяющиеся произведения. Но, главное, неизменной остается атмосфера фестиваля – и это уже 20 лет заставляет российских музыкантов, живущих в разных уголках планеты, собираться вместе.

«Это дух свободы, потому что большую часть сезона все участники – кто в оркестрах играет, у кого сольная карьера – есть некоторые рамки в выборе программы. А здесь – свобода, можно играть камерную музыку и просто огромное счастье», — делится пианист Вадим Холоденко.

Дух этой самой свободы, игры, авантюры чувствуется во всём, даже в буклетах с биографиями музыкантов. Чтобы сделать их живее, организаторы – Роман Минц и Дмитрий Булгаков, разбавили сухую информацию смешными деталями. Например, здесь можно узнать размер сапог дирижера Филиппа Чижевского. А про другого участника известно, что он «иногда женится».

«Вот Алена Баева — у нее написано, что она осуществил много фондовых записей на радио, но мы букву «д» опустили, и получилось — фоновая музыка. Например, Лукас Генюшас. Было написано, что он удостоен гранта правительства Москвы, а мы написали, что он был не достоен гранта правительства Москвы», — признается автор идеи и художественный руководитель фестиваля камерной музыки «Возвращение» Роман Минц.

Каждое «Возвращение», по словам музыкантов, — это «новый программный метатекст». За 20 лет проработали множество тем. Например, вечер «Черные ангелы» объединил все, связанное с дьявольской тематикой. В «Анамнезе» звучали произведения композиторов с психическими заболеваниями. В этом году первый концерт – «О муках любви» — музыка Листа, Брамса, Кюсса, вдохновленная несчастной, несостоявшейся любовью.

«Мы стараемся всегда быть максимально объективны, поэтому не даем субъективных оценок. Поэтому —  это либо название произведения, либо достоверно известно, что композитор переживал – по письмам, по воспоминаниям. Это никогда не наши догадки, это объективные факты», — утверждает автор идеи и художественный руководитель фестиваля камерной музыки «Возвращение» Дмитрий Булгаков. 

Юбилейный фестиваль почему-то получился с грустной нотой. «Муки любви» сменятся темами «Закат» и «Эпитафия». А завершится «Возвращение» большим концертом по заявкам – причем, не слушателей, а самих музыкантов. Каждый исполнит свое самое любимое. 

Новости культуры

дмитрий булгаковмуки любвирахманиновский зал московской консерватории

В России

Все новости