Ростропович, с которым долгие годы сотрудничал Олег Коган, называл его художником исключительной нежности. Для Олега Кагана писали лучшие авторы – Шнитке, Губайдулина, Денисов.
Многие композиторы, среди них — Альфред Шнитке и София Губайдулина, посвящали свои произведения дуэту Олега Кагана и Наталии Гутман. И музыка же связала этих исполнителей на всю жизнь. Когда-то Наталия Гутман предложила Олегу Кагану сыграть двойной концерт Брамса, — с тех пор они не расставались.
«Это был очень светлый человек, беспредельно талантливый во всем. И замечательный теплый и веселый и уникальный человек, — вспоминает народная артистка СССР, виолончелистка Наталия Гутман. — Характеризует его одна фраза, буквально за 2 дня до ухода: ««Эх, как я бы хотел еще поиграть». Не про жизнь, а про музыку».
Когда Олег Каган учился в Центральной музыкальной школе в Риге, один из педагогов обратил внимание на его руки, вынес вердикт: об игре на скрипке не может быть и речи. Несмотря на такой диагноз, через несколько лет Каган стал лауреатом Конкурса Чайковского и победителем Конкурса Баха в Лейпциге. Чаще всех слышали игру музыканта близкие и, конечно, дети. Все трое стали скрипачами. Мария Каган вспоминает редкие совместные репетиции – их можно пересчитать по пальцам, но они сформировали ее как музыканта.
«И это настолько потрясающие впечатления, потому что даже когда он рядом находился – моментально получалось все. То есть он так располагал к себе ученика, что человек забывало обо всем, что человек погружался в музыку, и все. И не было вопросов трактовки, а как надо играть Моцарта. То есть ощущение, что ноты оживали сами по себе», — вспоминает дочь О. Кагана, скрипачка Мария Каган.
Святославу Морозу – сыну Гутман — было шесть лет, когда с ним стал заниматься Олег Каган. Смычок в его руках — подарок учителя и отчима. Святослав Мороз почти тридцать лет играет только им.
«Была ситуация, когда он уже болел и его выступили из госпиталя в Германии, и он играл Моцарта. Мы играли кларнетовый квинтет Моцарты, и у меня несколько мест было неудобных, и я говорю: «Кошмарно, неудобный совершенно пассаж». И он немножко обернулся: «Что ты говоришь? Ты посмотри на меня вообще!» Все удивлялись, как он играет… Одним духом он играл, не руками. Вот такие всякие моменты, конечно, сильные», — делится скрипач Святослав Мороз.
После смерти музыканта Наталия Гутман организовала Международный фестиваль камерной музыки «Посвящение Олегу Кагану» в Москве. Он по традиции проходит в столице в конце ноября – накануне дня рождения скрипача. Эпиграф фестиваля – императив Олега Кагана: «Быть честными, беспощадно строгими к себе и получать удовольствие от искусства».
«Моцарт на современной сцене» – так называли коллеги Олега Кагана. Выдающийся скрипач, покорявший любые сцены своим артистизмом и обаянием, прожил недолгую жизнь. Но его имя по-прежнему объединяет музыкантов: на протяжении многих лет в Москве проходит фестиваль, приуроченный ко дню рождения Олега Кагана. Музыканты с мировым именем собираются в столице по приглашению вдовы скрипача – виолончелистки и руководителя фестиваля Наталии Гутман. Репортаж Лидии Алёшиной.
Семь вечера. В Большом зале Консерватории должен был прозвучать уже третий звонок, но музыканты, репетируя, кажется, позабыли о времени. Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена каждый из них исполнял не раз, но в таком составе – впервые. Программу шлифуют до блеска.
«Сегодня сложная программа, в ней есть элемент преодоления», – отметил художественный руководитель, главный дирижёр оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет.
Концерт – посвящение Олегу Кагану. Сколько раз Юрий Башмет в свое время выступал с Олегом Моисеевичем, наверное, уже и не вспомнит.
«Он был совершенно потрясающий, добрый, светлый, с юмором, яркий, талантливый человек. И все то же самое можно сказать о нем как о музыканте», – подчеркнул Юрий Башмет.
Ему посвящали свои сочинения Шнитке, Губайдуллина, Денисов. Само появление Кагана на музыкальном небосклоне подобно яркой комете, оказавшей влияние и на тех, кто с ним выступал, и на тех, кто учился по его записям.
«Есть запись Концертной симфонии Моцарта. Каждый раз, когда играю её вторую часть, у меня в голове звучит его звук, его прочтение, его голос. Этот музыкант уже в нас, в крови», – признался скрипач Никита Борисоглебский.
Александр Бузлов ученик Наталии Гутман, музы Олега Кагана. Признается, еще со времен учебы, прослушал все записи скрипача.
«Для меня это величайший пример искренности в музыке. Я обожаю его записи, часто слушаю, доброта и свет в его звуке – это для меня пример и цель», – поделился виолончелист.
Среди слушателей в Большом зале немало тех, кто помнит выступления самого Олега Кагана. Теперь – не пропускает ни один фестиваль, посвященный маэстро.