Премьера Седьмой симфонии Шостаковича в Белгороде. Дирижер Рашит Нигаматуллин.

Елена Латыш-Бирюкова

В канун Дня Великой Победы и 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны 6 мая 2021 года в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии состоялось главное музыкальное событие в культурной жизни российского региона – белгородская премьера бессмертного произведения Д.Д. Шостаковича – монументальной Седьмой симфонии – в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина.

Великая музыка во всю мощь зазвучала перед потрясёнными слушателями, подобно ленинградской премьере в осаждённом фашистами городе, никого не оставив равнодушными. Её исполнение, как никогда прежде, стало особенно актуальным для сегодняшнего неспокойного времени. Оно явилось символом войны и мира, обрушившихся надежд, изолированности людей, оказавшихся в мировой «блокаде пандемии».

Собственным трагическим мироощущением и глубоким размышлением о судьбе человечества в начале ХХI века Рашит Нигаматуллин передал ужас апокалипсиса и торжество человеческого духа в новой эре духовного и нравственного возрождения. Дирижёр решительно отказался от штампов и стереотипов, относящихся к его творчеству, в особенности, к Седьмой симфонии, сложившихся ещё при жизни Дмитрия Шостаковича. Рашит Нигаматуллин самобытным вдумчивым прочтением партитуры представил композитора, как великого творца, мыслителя переломной эпохи, обостренно предчувствовавшего последствия глобальных перемен в переустройстве мира и его необратимых катастрофических последствий для существования всего человечества.

Со сцены звучала музыка Шостаковича, глубоко верующего человека, жившего в трагическое время тоталитарного режима атеистического государства, в котором человек был удален от Бога и не имел возможности Его познать. «Седьмая симфония стала моей самой популярной работой, – вспоминал Шостакович. – Однако меня огорчает, что люди не всегда понимают, о чём она, хотя из музыки всё должно быть ясно. Ахматова написала свой «Реквием», а я свои – Седьмую и Восьмую симфонии». Ужас смерти без спасительного пути покаяния и обретения Бога всегда волновал Шостаковича, не принявшего новые лозунги мирового господства. Словами писателя Алексея Толстого «его русская рассвирепевшая совесть обрушила седьмое небо симфонии на головы разрушителей» непреходящих культурных и духовных ценностей человеческой цивилизации.

Симфония буквально пронизана музыкальным потоком высокого эмоционального и психологического напряжения. «Шостакович – вот музыка, слушая которую, начинаешь ощущать, что стены комнаты раздвинулись, и потолок стал выше», – говорил в своих воспоминаниях классик финской музыки, композитор Ян Сибелиус. Такое же чувство возникло и у многочисленных слушателей во время исполнения симфонии. Невероятным эмоциональным накалом оркестрового звучания, огромной силой и страстностью музыкального высказывания, глубоким проникновением в философию авторской концепции партитуры Шостаковича, Рашит Нигаматуллин убедительно представил своё видение произведения. Это потребовало колоссальной самоотдачи и от дирижёра, и от исполнителей, и от слушателей, с живым интересом воспринимавших написанную достаточно сложным языком гениальную музыку композитора.

Премьерное исполнение Седьмой симфонии в Белгороде можно без преувеличения назвать настоящим духовным подвигом дирижёра и оркестра. Она достойно венчает антологию произведений Шостаковича, вошедших в основной репертуар коллектива под руководством Рашита Нигаматуллина, что является весьма показательным для симфонического оркестра российского региона. Это Симфонии №№1, 4-11, 15 Шостаковича, музыка к его балетам «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей», 6 концертов для солирующих инструментов с оркестром. В исполнении концертов приняли участие известные российские и зарубежные музыканты: виолончелист из Франции Марк Дробинский, заслуженный артист России Александр Загоринский, лауреаты международных конкурсов Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Андрей Ярошинский.

Музыка Шостаковича в исполнении оркестра стала заметным культурным событием на IX Международном фестивале «И звезда с звездою говорит. Шостакович и Свиридов» в Курске (2006), в программе II симфонического форума России(2012) на сцене Свердловской государственной академической филармонии, где перед постоянными слушателями филармонических концертов триумфально прозвучала Пятая симфония Шостаковича.

«Всякий раз, когда я беру в руки новую партитуру, — сказал в одном из своих интервью маэстро Рашит Нигаматуллин, — именно она становится любимой. Я ничего не делаю специально – просто слышу по-своему, отсюда всякий раз что-то необычное обнаруживается в моих интерпретациях. Музыка – это искусство, действующее на подсознание. И тем оно хорошо, что я могу увлечь слушателей, а они и не будут знать, каким образом это произошло. Совершенно необязательно много знать о Шостаковиче или строении музыкальной формы, нужно просто любить музыку. Когда мы говорим, что у нас сложная программа, эта сложность – для нас, наша профессиональная задача состоит в том, чтобы любую программу сделать доступной и понятной. Чтобы публика после концерта сказала: «Шостакович – очень мощный и интересный композитор. И никакой там сложности в Брукнере! И Малер потрясающе хорош!»

Рашит Нигаматуллин лаконично и емко обозначил свое творческое кредо: «Художник – тот, кто идёт вопреки. Он часто один против общего непонимания, несовпадения. Линия его судьбы очень тяжёлая. Не каждому это по плечу. Но Господь распоряжается именно таким образом, что возлагает эти обязанности на конкретного человека. И только это и важно для меня – исполнить свою миссию».

Rashit Nigamatullinбелгородская филармонияРашит НигаматуллинРашит Нигаматуллин дирижер

В России

Все новости