Лето – время затишья в концертной жизни. Однако законы музыкального ландшафта неумолимы: то, что период «спячки» для одних, то – сезон «цветения» для других. И пока погода благоволит, городские парки и загородные усадьбы становятся желанным местом для проведения самых разнообразных концертов. В том числе – утонченных камерных вечеров в духе музыкальных салонов русской аристократии. Именно такие ассоциации вызвал первый концерт IV Летнего фестиваля музыки Barocco Nights / «Ночи барокко».
Всего три километра от МКАД по Новорижскому шоссе на автобусе или автомобиле – и попадаешь в роскошный лесной массив, внутри которого уютно спряталась дореволюционная усадьба, прозванная туристами «подмосковным Версалем». В разное время имение принадлежало именитым русским фамилиям – Одоевским, Голицыным, Юсуповым. Сегодня это прекрасно сохранившийся дворцовый комплекс XVIII века с итальянскими террасами, французским садом и английским пейзажным парком. В XIX веке был построен летний деревянный театр, который прозвали Театром Гонзаги – по имени автора проекта, главного художника императорских театров итальянца Пьетро Гонзаго. Именно здесь и обрел свою локацию музыкальный фестиваль Barocco Nights / «Ночи барокко».
Организаторы отсчитывают историю фестиваля с экспериментального проекта 2018 года, когда в «Аптекарском огороде» МГУ состоялся театральный променад художника и дизайнера Саши Фроловой со звуковыми инсталляциями, поэтическим перформансом и концертом барочной музыки с участием меццо-сопрано Яны Дьяковой и контратенора Глеба Захарова. Спустя год проект Barocco Nights приобрел масштаб пятидневного оперного фестиваля в формате open air с барочными звездами Юлией Лежневой, Юрием Миненко, Дилярой Идрисовой, Василисой Бержанской и тремя российскими оркестрами, специализирующимися на барочном исполнительстве, – Questa Musica, Pratum Integrum и La Voce Strumentale. В 2022 году, после трехлетнего перерыва, фестиваль претерпел еще одну «перезагрузку», на этот раз – в формат камерных вечеров инструментальной музыки на сцене Театра Гонзаги. И, надо заметить, подобная модель органично вписалась в историю этого места.
Столичная публика, прибывшая в «Архангельское» специально на открытие нынешнего фестиваля Barocco Nights, могла пофантазировать, представляя себя гостями музыкальных вечеров известного мецената, коллекционера и знатока искусств князя Николая Борисовича Юсупова, при котором усадьба пережила свой культурный расцвет в XIX столетии. Подобному настрою отвечала не только магия места, но и музыкальная программа, с блеском исполненная солистами Pratum Integrum: Сергеем Фильченко (скрипка), Натальей Вязовской (скрипка), Сергеем Тищенко (альт) и Александром Гулиным (виолончель). Квартеты и трио Антона Фердинанда Тица, Себастьяна Жоржа, Михаила и Ивана Керцелли попали в поле зрения музыкантов прежде всего потому, что их авторы жили и работали в Российской империи на рубеже XVIII–XIX веков, а значит, создавали музыкальный ландшафт того времени. Сегодня эти сочинения интересны как зеркало формирования классической модели квартета и трио, а также как маркеры перехода от позднего барокко к классицизму и галантному стилю. Но это область интересов скорее для профессионалов. Неискушенная публика откликалась аплодисментами на отдельные части циклов и ту непринужденно-дружелюбную атмосферу, которая создавалась обаятельным конферансом Сергея Фильченко, первой – во всех смыслах – скрипки этого вечера.
В пяти вечерах фестивальной программы, длящейся до конца июля, помимо Pratum Integrum принимают участие также дуэт Татьяны Гринденко (скрипка) и Арсения Котляревского (виолончель), ансамбли Miludus и HighTime Orchestra.
Автор статьи Гузель Яруллина
По материалам сайта журнала «Музыкальная жизнь»