Премьера оперы «Белгородский полк. Засечная черта»

#

Замечательное событие культурной жизниБелгородского региона было реализовано в год празднования 70-летия Белгородской области ко дню Народного единства России: 13,14,15 июня при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Министерства культуры Белгородской области НО «Ассоциация дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов» и Белгородская государственная филармония осуществили премьеру оперы в трех действиях «Белгородский полк. Засечная черта» композиторов Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой на либретто историка, писателяВиктора Овчинникова. Это уже третья масштабная постановка Белгородской государственной филармонии, посвященная знаковым событиям отечественной истории, собравшая блестящий творческий состав из солистов, коллективов филармонии и приглашенных артистов:

Режиссер-постановщик, сценограф, актер-чтец – лауреат премии Москвы и Российской Национальной премии «Овация» — Петр Татарицкий,

Митрополит Иустин – Народный артист РФ Евгений Григорьев (бас-баритон),

Фельдмаршал Шереметев – лауреат фонда им. И.Архиповой, приглашенный солист Большого театра Владимир Байков (бас-баритон, Москва)

Савва Айгустов – бригадир Белгородского полка – Алексей Аносов (бас, Донецк)

Григорий Прозоровский – рекрут – лауреат международных конкурсов Василий Задорожный

Любушка Аладьина – лауреат международных конкурсов Ирина Хубаева

Набожная Мария – лауреат международных конкурсов Наталья Воскресенская (меццо-сопрано)

Антоний, солдат-калека лауреат международных конкурсов Константин Кривцов (тенор)

Иван Бирюков, старый солдат – дипломант всероссийского конкурса, член Союза композиторов РФ Николай Бирюков (тенор)

Кассандра Войны – лауреат Премии Москвы, профессор Евгения Кривицкая (орган, Москва)

Академический хор под управлением Елены Алексеевой

Государственный ансамбль танца Белгородской государственной филармонии (главный балетмейстер Александр Манжола, балетмейстер – Мария Амелина)

Главный концертмейстер постановки – Елена Латыш-Бирюкова

Художник  по костюмам и декорациям – Марина Шепорнева

Помощник режиссера – Ирина Тихонова

Руководитель проекта – Евгений Алешников

Арт-директор  — Евгения Кривицкая

Необыкновенный национальный колорит опере придало сопровождение Белгородского Академического Русского Оркестра, главный дирижер — заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников. Сложно описать словами, какой горячий прием вызвала постановка у слушателей региона: в г. Бирюче, г. Новом Осколе, п. Прохоровка (в областном центре массовые мероприятия пока запрещены). Наверняка, тотфурор и восторг, который испытал каждый зритель в зале, можно сравнить с невероятным духоподьемным приемом петербуржской публикой оперы «Жизнь за царя» М. Глинки 27 ноября 1836 года – когда все на сцене передавало национальный колорит, дышало национальным духом.

Первая масштабная опера об истории Белгородчины, созданная на Белгородской земле белгородскими авторами на основе либретто В. Овчинникова «Белгородский полк. Печерский монах» раскрывает в новом вневременном аспекте легендарные страницы истории края, неугасаемое значение Святынь Белогорья и актуальность исторических уроков прошлого.  

В центре повествования – петровские времена, история Белгородского полка, его сборы, проводы, краткие побывки в родном городе, значение участия полка в переломной Полтавской битве со шведами (8 июля 1709 г.), предрешившей исход Северной войны и дальнейшее развитие России как имперской державы. Реальные исторические фигуры – сподвижник Петра I Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев и Митрополит белгородский Иустин показаны на фоне быта приграничного Белгорода XVIII столетия, здесь же разворачивается лирическая линия чувств рекрута Григория Прозоровского и простой девушки Любушки Аладьиной.

Как и в творениях русских классиков, создателей исторических опер «Иван Сусанин» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского опера «Белгородский полк» содержит свой исторический урок: духовным стержнем, позволяющим пережить тяготы военного лихолетья, была и остается Православная вера и молитва, возносимая Господу как матерями, женами, невестами, так и самими воинами и полководцами. На сцене образ Смоленской Богоматери — защитницы Белгорода в руках героини Набожной Марии присутствует как неотьемлемый участник действия. А завершается опера эпохальным событием: благословением Митрополита Иустина, данным Фельдмаршалу  Шереметеву и Белгородскому полку, обещание неминуемой победы над врагом и наказ: хранить подаренную митрополитом икону Тихвинской Божьей Матери (действительно, позднее икона спасла Фельдмаршала на поле боя) и после Победы основать Тихвинскую обитель (что и произошло в дальнейшей истории). Возникают очевидные параллели с другим значимым событием XIV века: благословение преподобного Сергия Радонежского, данное князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Так, финал оперы, собравший в едином духовном устремлении к будущей Победе всех персонажей, знаменуется мощным мажорным хором, триумфальным колокольным праздничным набатом, ликованием.

Музыка оперы отличается исключительной самобытностью, ярким мелодизмом, богатством приемов изложения. Кантиленная интонация присуща всем, без исключения главнымперсонажам. Женским образам свойственна распевность, хоровые вокализы, характеристика российского воинства основана на маршевых темах, близким кантам петровской эпохи, с присущей значительной ролью ударных, Инструментальные эпизоды: Увертюра, живописные Интродукции перед действиями создают точную настройку будущим событиям на сцене, а танцевальные эпизоды сообщают действию живость и задор. Интонационно-образные сферы: празднично-торжественнаяколокольная, молитвенно-духовная, лирическая, мужественно-героическая органично взаимодополняют друг друга и ярко и красочно звучат в тембрах инструментов народного оркестра, который не уступает масштабному симфоническому звучанию (эта особенность оперынесомненно имеет историческое значение для отечественной музыки!). Слаженность и яркость игры оркестра оставила особо сильное впечатлениеблагодаря точному и харизматичному управлению Евгения Алешникова. Оркестровку для народного оркестра с клавира оперы осуществил Сергей Бодяков. Тон оперы – высокий, благородный, лишен сиюминутного и случайного. Между тем, авторы дали возможность зрителям и улыбнуться: в ироничном хоровом солдатском канте петровских времен солдаты «поддевают» соперников-шведов, подобно тому, как это делали запорожцы в письме к турецкому султану.

Оперу можно смело назвать опера-сосредоточение. Именно сосредоточение, собирание в единый кулак физической и духовной силы русского воинства, поддерживаемого народом – вот главная тема произведения.

В полотне отсутствует портрет врагов России – шведов, нет здесь и эпизодов схваток. Военные события остаются как бы «за кадром». Дыхание войны, близость завоевателей показаны инструментальными темами органа – инструмента, олицетворяющего Западную культуру. У органа, стоящего прямо на сцене, резким диссонансом русской по духу музыке прошла европейская маршевая тема. Исполнительница за органом – арт-директор проекта Евгения Кривицкая сыграла роль Кассандры Войны – собирательного образа военной махины.

Несомненно, важно отметить блестящее исполнительское и актерское мастерство солистов:мужественный образ фельдмаршала Бориса Шереметева в исполнении Владимира Байкова, трепетный верный Григорий Прозоровский в исполнении Василия Задорожного, нежная Любушка Аладьина в исполнении Ирины Хубаевой, мужественный и одухотворенный бригадир Савва Айгустов в исполнении Алексея Аносова, сильный в своей духовной твердости митрополит Иустин в исполнении Евгения Григорьева, непоколебимая в Вере Набожная Мария в исполнении Натальи Воскресенской, выразительный, готовый к самопожертвованию Антоний в исполнении Константина Кривцова. Композитор Николай Бирюков мастерски исполнилхарактерную роль старого солдата Ивана Бирюкова (что само по себе уникально).

Отметим искусство перевоплощения артистовАкадемического хора под управлением Е. Алексеевой, сыгравших воинство (мужская группа) и женщин и девушек Белгородчины (женская группа). Мастерство и артистизм танцевального коллектива под управлением А. Манжолы, артисты которого сыграли рекрутов-новобранцев и крестьянских девушек, что придало действию пластичность и гибкость. Творческую фантазию и мастерство продемонстрировали костюмеры, сценографы. Одним словом: все участники этого огромного творческого коллектива потрудились «на славу»!

Наверное подобным же образом – счастье от состоявшегося художественного события – чувствовали и актеры Частной оперы Саввы Мамонтова в конце XIX века. Ведь тогда за новое дело — постановку национальных опер взялись настоящие энтузиасты, в числе которых были Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, Н. ЗабелаВрубель, художники: К. Коровин, В. Васнецов и конечно, композитор Н.А. Римский-Корсаков и его невероятные по глубине национального духа оперы: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». И результат вышел не хуже, чем вИмператорских театрах! В этой постановке Белгородская государственная филармония по сути справилась с задачей Театра оперы и балета. Когда произведение искусства рождается из глубины национальной традиции, самых глубоких национальных токов, то его воплощению помогает вся Вселенная!

То, что премьера оперы «Белгородский полк» событие безусловно историческое, было воочию подкреплено присутствием Главного хранителя Российского национального музея музыки Анны Кузнецовой, которая по поручению генерального директора музея, Члена Общественной палаты Российской Федерации по направлению «Культура и сохранение духовного наследия» М.А. Брызгалова приняла на хранение авторскую рукопись клавира оперы, уникальные книги с автографом автора либретто В.В. Овчинникова,эскизы декораций и костюмов художника-постановщика М. Шепорнёвой и другие материалы.Это торжественное вручение состоялось прямо на сцене под бурные аплодисменты всех присутствующих. Материалы будут храниться в музее как национальное достояние рядом с партитурами классиков: Д. Шостаковича, С. Рахманинова, С. Прокофьева.

Познакомившись с оперой, многие зрители в зале убедились: каким чрезвычайно важнымдеянием были творения отечественных композиторов XX века, которые в годы Великой Отечественной войны писали произведения, прославляющие прошлые и будущие победы русского воинства: это и Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича, опера «Война и мир» С. Прокофьева. Сегодня становится очевидным: подобное творчество было настоящим подвигом, делом, жизненно-необходимым для всего народа. И сегодня коллектив авторов и исполнителей оперы «Белгородский полк» поддержал белгородцев в новом тяжком испытании, проявив волю и твердость духа, доведя начатое дело до блестящего результата. Ведь сегодня, как и в минувшие времена, Белгород, его жители, губернатор, воины — защитники и добровольцы снова становятся форпостом борьбы и противостояния России и коллективного Запада! Благодарная растроганная публика отблагодарила исполнителей мощными овациями, пожеланиями дальнейших творческих успехов!

Это была наша общая Виктория-Победа!

Музыковед Елена Остер

Белгородская областьдень россииМинистерство культурыопера

В России

Все новости