12 сентября в 19:00 Московский государственный академический симфонический оркестр
откроет цикл концертов в Зале Зарядье сезона 2023/2024 гг.
За дирижерским пультом – заслуженный деятель искусств Республики Армения, маэстро
Эдуард Топчян. Солист – Юрий Фаворин.
В программе великие произведения композиторов, музыка, в которой отразилась смена эпох,
закат классицизма и закат романтизма:
Людвиг ван Бетховен — Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Рихард Штраус — «Альпийская» симфония
Страница концерта на сайте МГАСО https://www.mgaso.ru/performances/tickets/concert/236
Юрий Фаворин – музыкант-мультиинструменталист, в репертуаре которого сочинения
разных эпох и направлений – от классики до произведений современных композиторов.
В трактовке Фаворина Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Бетховена будет звучать
особенно интересно. Премьера фортепианного концерта состоялась в 1807 г. Произведение
было написано Бетховеном в один период с Четвертой, Пятой и Шестой симфониями,
Фантазией для фортепиано, хора и оркестра, Мессой до мажор, увертюрой «Кориолан».
В концерте слышно небывалое взаимопроникновение партий солиста и оркестра. Если
звучание оркестра равносильно фортепианной партии, то фортепиано получает мощные
оркестровые функции.
Юрий Фаворин: «Для меня Бетховен – очень важный композитор. Четвертый концерт –
один из моих любимых, но при этом так получилось, что я его выучил позже всех других
концертов Бетховена, и играл до сих пор только один раз. Тем интереснее, потому что первое
исполнение – самое волнующее, когда путь к интерпретации только нащупывается.
Четвертый концерт у Бетховена – наиболее мягкий, лирический, в желто-осенних тонах,
максимально соответствует нашему времени года в отличие от других концертов
Бетховена, носящих более интенсивный характер. Четвертый концерт выстроен как
своеобразная «арка» с очень небольшой и ярко-контрастной средней частью. В нем находится
место всему, как и в других крупных сочинениях Бетховена – и меланхолии, и философии, и
игровому настрою, и деловитости, и местами агрессии, и жесткой, почти математической,
структурности. Фортепиано для меня – это своего рода вариант оркестра. Концерт для
фортепиано с оркестром – это словно концерт для оркестра с оркестром».
Видеоинтервью с Юрием Фавориным https://vk.com/video-25229547_456239784
«Альпийская» симфония Рихарда Штрауса, которого называют «последним романтиком»,
полна тревожных предчувствий смены эпохи. Написанная в 1915 г. после начала Первой
мировой войны, она представляет собой эпитафию ушедшему миру, оставленному
композитором, уходящим ввысь на виртуальную гору. Идея музыкального восхождения на
вершину горы посетила композитора еще в 1870-х годах. В программе симфонии – заходящее
солнце, ночь, гроза, погружение в туман. Сочинение по праву считается самым грандиозным в
наследии Штрауса — четверной состав оркестра включает в себя расширенные секции духовых
(добавлен геккельфон и четыре вагнеровские тубы), ударных (добавлены ветряная машина,
громовая машина, коубелл и тамтам), челесту и орган.
В течение сезона 2023/2024 гг. Московский государственный академический симфонический
оркестр можно будет часто услышать в Зале Зарядье с разнообразными программами.
По материалам организаторов