На фото: Ольга Константиновна Гурьянова
О миссии современного музыкального образования, обязывающем имени символа русской классической музыки и многом другом корреспонденту Ирине Чепайкиной рассказывает директор нижегородской детской музыкальной школы № 12 им. П. И. Чайковского, Почётный работник образования РФ, лауреат Премии Нижнего Новгорода в области образования Ольга Константиновна Гурьянова.
— Ольга Константиновна, какие традиции, по Вашему мнению, создали авторитет российского классического музыкального образования? Можно ли сказать, что они по- своему связывают поколения музыкантов?
— В России сложилась уникальная система трехуровневого художественного образования: детская школа искусств, училище и творческий ВУЗ. Именно она воспитала несколько поколений не просто талантливых, а выдающихся музыкантов с мировым именем. Очень радует, что руководство страны считает эту систему национальным достоянием, бережет и развивает ее. Что касается Нижнего Новгорода, то первые музыкальные классы появились здесь во второй половине XIX века при Нижегородском отделении Русского музыкального общества. Несколько позднее был открыт музыкальный колледж, а в первый год после окончания Великой Отечественной войны — Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки. Немало музыкальных школ появилось в период бурного развития промышленности 1930-х годов, причем учились в них не только дети представителей интеллектуальных профессий.
Интересно, что наша музыкальная школа № 12 была создана по инициативе технической интеллигенции машиностроительного и авиационного заводов для ребят из семей рабочих и служащих. Преподаватели школы неизменно следуют традициям отечественного классического музыкального образования, которое, к сожалению, довольно дорого: ведь каждый учащийся осваивает базовые предметы в форме индивидуальных занятий два-три раза в неделю. С другой стороны, длительное системное обучение приносит без преувеличения замечательные плоды. Российские музыканты прославляют родную страну на весь мир не только как блестящие профессионалы, но и духовно богатые, интересные Личности.
— Ваше учебное заведение носит имя самого исполняемого в мире российского композитора — Петра Ильича Чайковского. Сложно ли было получить это название с бюрократической точки зрения? Как связано творчество Петра Ильича с нижегородским краем?
— Основная сложность заключалась не в бюрократических препятствиях, а в том, что великое имя всегда обязывает. Наверное, многие учебные заведения хотели бы его получить, но возникает вопрос: по силам ли эта ноша и не слишком ли велик груз ответственности? Нам предлагали имена других композиторов, но в идее присвоения имени Чайковского нас поддержали и нижегородские музыканты, и народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев, и Международный благотворительный фонд имени П. И. Чайковского. Очень важно, что письма-ходатайства поступили от нашего учредителя — департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода, депутатов Законодательного собрания Нижегородской области и Государственной Думы РФ. В итоге шесть лет назад мы открыли новую страницу своей истории, став детской музыкальной школой имени Петра Ильича Чайковского.
Сам композитор впервые посетил Нижний Новгород в 1887 году, когда работал над оперой «Чародейка» по мотивам одноименной драмы Ипполита Васильевича Шпажинского. Петр Ильич побывал и в районе Канавино (тогда Кунавино), где по преданию жила кума-чародейка Настасья, и на ярмарке, и в других местах действия пьесы. А вот во второй и третий раз он приезжал сюда уже в последний год своей жизни, чтобы навестить брата Анатолия Ильича, служившего в Нижнем Новгороде вице-губернатором, и послушать репетицию хора местного отделения Русского музыкального общества под руководством Василия Юльевича Виллуана, который учился у Чайковского в Московской консерватории. Пётр Ильич немало общался с нижегородскими композиторами и музыкальными деятелями. С большим уважением он относился к Александру Дмитриевичу Улыбышеву – известному нижегородскому музыкальному деятелю первой половины XIX века, одному из первых музыкальных критиков. Многолетняя творческая дружба и переписка связывала Чайковского с Милием Алексеевичем Балакиревым, основателем содружества русских композиторов «Могучая кучка», нижегородцем по происхождению.
— Интересно узнать, что нового привнесло в работу школы имя Чайковского? Возможно, учащиеся стали глубже изучать его произведения или чаще исполнять их на фестивалях и концертах?
— Это имя стало частью нашей жизни. Достаточно сказать, что за последние шесть лет мы получили более 400 заявок практически из всех регионов страны в рамках Всероссийского конкурса мультимедийных и печатных работ «Чайковский в зеркале мировой культуры». Участники конкурса – преподаватели и учащиеся — рассматривают творчество П. И. Чайковского сквозь призму разных видов искусства, рассказывают о судьбах его современников, значении наследия Петра Ильича для культуры XX–XXI веков, связи его произведений с родным краем, знакомятся с новейшими научными исследованиями. Форматы работ также очень разнообразны — от презентаций и видеороликов до проектов внеклассных мероприятий.
Номинации, посвящённые П. И. Чайковскому, связанные с исполнением его произведений, включаются во многие творческие проекты школы. Учреждён Приз имени Чайковского лучшим учащимся школы по итогам учебного года. И, конечно, мы часто исполняем его произведения на концертах и тематических вечерах.
— В 2021 году Нижнему Новгороду исполнилось 800 лет, а детской музыкальной школе № 12 – 85. Что подготовил к юбилейным датам коллектив школы, и какие праздничные мероприятия запланированы до конца года?
— Нынешний год я по праву назову особенным, поскольку с юбилеем можно поздравить и город, и нашу школу. Этим двум датам мы посвятили конкурс печатных работ преподавателей «Музыкальный Нижний», Нижегородский областной фестиваль исполнителей на народных инструментах «Чародейка домра представляет» и выступления образцовых коллективов школы, записанные на профессиональной студии. Кроме того, мы работаем над полнометражным фильмом под знаковым названием «История школы — в истории города» и готовим специальный сборник, в который войдут воспоминания выпускников школы, методические работы преподавателей и учащихся, историческая справка, а также работы лауреатов конкурса «Музыкальный Нижний». Торжественные мероприятия еще впереди, но мы уже получили первый подарок при содействии Министерства культуры Нижегородской области – комплект духовых деревянных и медных инструментов (всего 22) для нашего образцового духового оркестра. Вот так по- настоящему празднично складывается для школы юбилейный 2021 год.
— На веб-сайте школы http://dmsh12nn.ru/ представлено немало творческих и просветительских проектов, в том числе конкурс мультимедийных и печатных работ «П. И. Чайковский в зеркале мировой культуры». Какие планы удалось осуществить в этом году, а что пришлось отложить на неопределенный срок?
— Реализовать мы смогли практически все, причем дистанционный формат даже помог вывести некоторые проекты на новый уровень. К примеру, областной фестиваль «Чародейка домра представляет» стал всероссийским: ведь в нем приняли участие сотни талантливых исполнителей со всей страны. По итогам фестиваля из более 100 музыкальных произведений различных жанров, исполненных солистами, ансамблями, оркестрами, сформированы семь тематических концертов из обработок народной музыки, произведений зарубежных, российских и нижегородских композиторов. Онлайн — трансляции этих выступлений собрали столько зрителей, сколько не вместил бы ни один концертный зал, и, пожалуй, в этом их главное преимущество.
— А насколько интересны просветительские проекты современным детям и подросткам? Предлагают ли они собственные темы для обсуждения и что хотят узнать о своем городе, стране, истории?
— Учащимся детской музыкальной школы имени Чайковского такие проекты точно небезразличны, и в этом немалая заслуга преподавателей, которые стараются увлечь ребят интересными темами, пробудить их любознательность и научить думать. Чтобы расширить знания детей о своем городе и малой родине, в школе разработан и включён в предпрофессиональную образовательную программу по-своему уникальный учебный курс «История музыкальной культуры Нижегородской области», который рассказывает детям о том, какие талантливые люди, прекрасные песни и мелодии рождались на этой земле и как важно сохранить память о них для будущих поколений. Учащиеся и их родители проявляют очень большой интерес к этому курсу, а значит, к истории и культурным богатствам родного края.
— Рихард Штраус утверждал, что самое большое счастье для композитора — «написать простую песню, которая через пять — десять лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто». Какую роль играет народное творчество в классическом музыкальном образовании и чему оно учит будущих музыкантов?
— Без народной музыки не было бы и классической. Петр Ильич Чайковский не случайно назвал «Камаринскую» Михаила Ивановича Глинки «желудем, из которого вырос могучий дуб русской музыки», да и в его собственных сочинениях легко услышать фольклорные мотивы. Мы начинаем музыкальное образование детей именно с простых русских песен и мелодий. Первый музыкальный коллектив нашей школы появился в 1939 году, и это был оркестр русских народных инструментов. В учебные программы, в репертуары коллективов, исполнителей включается народная музыка, авторские обработки народных песен. Создаются целые концертные программы из этих произведений. К сожалению, современные дети могут найти любую мелодию, сказав «Oкей, Гугл», но не знают, что такое семейное музицирование, не засыпают под колыбельные и с трудом вспоминают народные напевы. Думаю, одна из задач музыкальной школы — не дать оборваться нити между поколениями и научить каждого ученика неравнодушно слушать песни своих предков. Это не так уж и трудно: ведь они сомневались и надеялись, грустили и радовались, как и мы.
— Слово «миссия» довольно часто встречается в газетах, журналах и телепередачах, и каждый вкладывает в него собственный смысл. Что бы Вы сказали о миссии современной детской музыкальной школы? Сложно ли выполнить ее в наши дни или дорогу осилит идущий?
— Миссия музыкальных школ сложилась исторически и практически не изменилась до наших дней. С одной стороны, преподавателям важно подготовить профессионально ориентированных ребят, которые продолжат обучение в училищах и консерватории, а затем придут работать в оркестры и учреждения культуры уже как первоклассные музыканты. С другой стороны, мы не просто даем образование, а стараемся воспитать духовно богатых людей, способных отличать временное от вечного, а веяния моды — от подлинного искусства. Конечно, задача это непростая: ведь в наше время выбор музыки слишком велик, и недалек тот день, когда она будет звучать из бытовой техники. Но дорогу действительно может осилить только идущий, поэтому наш коллектив верен своей миссии. Мы очень благодарны правительству за то, что в рамках национального проекта «Культура» детские школы искусств получают новые инструменты и учебную литературу, но, к сожалению, нам остро не хватает площадей. Музыкальные школы Нижнего Новгорода, как правило, находятся в приспособленных зданиях: жилых домах, арендуемых помещениях или общеобразовательных школах. Надеюсь, что однажды наши педагоги смогут учить детей прекрасному в просторных, современных и хорошо оборудованных зданиях.
— Сила гения Чайковского так велика, что его музыка сближает не только отдельных людей, но и целые страны. Завершая беседу, разрешите поинтересоваться, планирует ли Ваш коллектив присоединиться к Ассоциации учебных заведений имени П. И. Чайковского, над созданием которой работает Международный благотворительный фонд имени Н. Ф. фон Мекк? Может ли это помочь просветительской миссии школы?
— В деле просвещения очень важен обмен опытом: ведь у каждой школы он уникален. Мы будем рады вступить в Ассоциацию учебных заведений имени П. И. Чайковского, отвечать на вопросы коллег через специальный портал, делиться творческими идеями и создавать общие проекты, как просил нас основатель и руководитель Фонда Денис Андреевич фон Мекк. Хочется верить, что этим планам суждено сбыться, а со временем благодаря Ассоциации в мире появится еще больше неповторимо талантливых и по- настоящему образованных музыкантов.
— Ольга Константиновна, благодарю Вас за столь подробный рассказ об истории, жизни и планах детской музыкальной школы № 12 имени П. И. Чайковского. Слова «свет» и «просвещение»- однокоренные, поэтому надеюсь, что светлое имя символа русской музыки продолжит объединять учеников и педагогов по всему миру.
Ирина Чепайкина