Постановочная группа объединила маститых деятелей российского и мирового искусства композитора Рашида Калимуллина (Москва), автора либретто, хореографа, режиссера Георгия Ковтуна (Санкт-Петербург), художника-постановщика – Олега Молчанова (Санкт — Петербург), хормейстера Светлану Смирнову (Одесса). Данная премьера посвящена к 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и 25-летию создания театра танца.
Перед показом зрители тепло встретили директора театра Александра Алексеева и художественного руководителя Светлану Бессонову. В своей речи Александр Иванович поприветствовал спикера Александра Жиркова, министра культуры и духовного развития РС(Я) Владимира Тихонова, зрителей – поклонников театра, представил выдающихся деятелей искусства: композитора, народного артиста России и Республики Татарстан Рашида Калимуллина, автора либретто, хореографа, режиссера заслуженного деятеля искусств России и народного артиста Республики Татарстан Георгия Ковтуна, хормейстера, лауреата международных и Всеукраинских конкурсов Светлану Смирнову. Зал чествовал гениальных творцов искусства стоя. Далее, министр культуры Владимир Тихонов выразил слова благодарности постановщикам и Указом Главы вручил им нагрудный юбилейный знак «385 лет Якутия с Россией».
В полном зале собрались театральная богема, выдающиеся деятели искусства, хореографы, композиторы, ветераны балета и ансамбля, представители СМИ, журналисты, седовласые ветераны, студенты, молодежь, школьники.
В основу спектакля легла легенда о прародителях тюрков, прибывших в далекий холодный Север. Художественный руководитель Светлана Бессонова — автор идеи спектакля рассказала об истории создания этномюзикла: «Мы задумали уникальную премьеру – решили поставить спектакль о наших исторических корнях, о наших истоках. Кто мы? Откуда мы – саха? Чтобы предоставить материал постановщикам, я обратилась к одному из ведущих историков-тюркологов доктору исторических наук, профессору Анатолию Гоголеву, который любезно согласился и предоставил научные труды на эту тему. На этой основе Георгий Ковтун разработал либретто спектакля – рассказ об истории народа сквозь призму любви Юноши и Девушки, поставив на первый план тему, на которой зиждется вся мировая классика».
Этно-мюзикл создал потрясающий артистический состав: величавая Анна Попова – Бог Солнца, Саскылана Аржакова – грациозная и трогательная Мать Волчица, Сергей Алексеев – мужественный и сильный Вождь рода — Таастимир, Василий Эверстов – харизматичный и убедительный Тимир Уол, Виолетта Ноговицына – красивая и непокорная врагам Айыы Куо, Юрий Фёдоров – коварный и мстительный Черный Шаман Хара Хаан, Максим Степанов – дерзкий и вызывающий Хара Суор, Дмитрий Артемьев – благородный и мудрый Алгысчыт, Владислав Попов – Старик Торсын, Василена Шарина – Шаманка, Тимир Уол в детстве – Тускулаан Тарабукин, Шуты Хара Хаана – обладатели трюков, подвижные и гибкие Эдуард Жирков и Василий Колосов, Лошадь – быстрые и веселые Алексей Максимов и Семен Дьяконов. Запомнилась зрителям артистка оркестра Лена Михайлова в роли Черной Шаманки. В массовых сценах приняли участие народный артист РС(Я) Афанасий Афанасьев, Анна Егорова, отличник культуры РС(Я) Ирина Петухова.
Божества Верхнего мира представили артисты оркестра – ансамбль «КЫЛ САХа» — отличник культуры РС(Я) Анна Томская (рук-ль), заслуженный артист РС(Я) Афанасий Томский, отличники культуры РС(Я) Анюта Иванова, Афанасий Фёдоров, Вера Григорьева, Зоя Васильева, солист Руслан Габышев (мастер-изготовитель музыкальных инструментов), Дмитрий Винокуров. В их исполнении на якутских струнно-смычковых инструментах кыл (кылыһах) со струнами из конских волос прозвучали импровизация на мотивы «дьиэрэтии» и «тойук», якутская народная песня «Көлүкэчээн». С самого начала спектакля – как занавес открывается, мы оказываемся в Верхнем мире – красота неописуемая! Все сверкает и блестит. На верху сидит Руслан Габышев и исполняет архаичную музыку на авторском ох саа. На троне — Бог Солнца – высокая и достойная Анна Попова. И начинается действо… Бог Солнца решает дать жизнь новому роду, которое произойдет от Матери Волчицы и Человека. Этот род будет называться тюрками. Так на земле Девушка Волчица встречает Юношу Таастимира, между ними зарождается чувство любви. Рождается ребёнок — мальчик Тимир Уол. Проходят годы, Тимир Уол превращается в Юношу, сильного и смелого, влюбляется дочери Удаганки в красавицу Айыы Куо. Сын Черного шамана Хара Хаана — Хара Суор тоже влюблен в Айыы Куо, но она отвергает его. Хара Хаан и Хара Суор оскорбляются, и готовят со своим войско мщение. Пройдя через трагические испытания и потерю близких, род Волчицы не озлобился, он остался сплоченным своей волей к победе и верой в справедливость. Влюбленные Айыы Куо и Тимир Уол счастливы после долгой разлуки. В финале род Волчицы прибывает к берегам реки Лена, находят для себя новую родину и за стойкость, терпение, веру, благородство и чистоту Бог солнца с Божествами Верхнего мира посылают им несметные сокровища – алмазы.
В день премьеры я встретилась с постановщиками и вот, что они поведали. Рашид Калимуллин: «Мне была близка тема балета. С большим волнением работал над якутской темой с моими друзьями-коллегами. Изучал якутскую культуру и вообще мне нравится то, чем занимаются якуты в области культуры. Здесь в Якутии все есть и оперный театр, и симфонический оркестр, Национальный театр танца. Я хочу сказать, что сегодня состоялось событие огромной значимости, которое мы должны запомнить. Я написал музыку к балету. Много и плодотворно работал с Георгием Анатольевичем в режиме он-лайн. В конце мая он заезжал после первой поездки в Якутск ко мне в Москву. Мы переговорили с ним, какие картины еще сочинять. Проделана огромная работа. Вы совершили некую революцию – стремительный прорыв на много лет вперед. При таких условиях, в которых Вы находитесь – это фантастика. Как музыкант скажу, Оркестр молодцы. Очень доволен оркестровкой музыки главным дирижером Николем Петровым. Я склоняю шляпу перед музыкантами, которые благодаря этому спектаклю стали «многостаночниками». Они записали музыку спектакля. В ходе постановочной работы у них открылись другие грани таланта – они запели хором, стали артистами кордебалета, тем самым добавили массовость на сцене, усилили действо танцоров. Я всеядный, сочиняю оперу, симфонические, камерные, национальные произведения, хоровую музыку и песни. Недавно сочинил балет «Белый лебедь». Скоро премьера балета в одном из театров России. У меня много поездок, сейчас я возвращаюсь в Москву. Я постоянно перемещаюсь с одного города в другой, с одного континента в другой. Сейчас будет несколько поездок по городам России, потом полечу во Вьетнам, затем до Нового года в Австралию, где будет звучать моя музыка. Для себя я открыл удивительную страну – Саха сирэ. Саха – значит белый, солнечный, возможно, поэтому якуты называют себя Детьми Белого Солнца. Мне очень понравился якутский народ – это северные тюрки, имеющие схожий язык, но другую веру, они сумели сохранить и развить тюркские инструменты и древние традиции. Мне нравится, что у Национального театра танца есть сплоченная творческая команда. Для реализации своих проектов они привлекают как местных, так и других композиторов – например, меня как представителя тюркских народов, поскольку им интересно взаимодействие национальных традиций и взаимообогащение творческих идей. В музыке балета я не использовал прямого, «глубокого» цитирования якутских мелодий, а работал с собственными темами, опосредованно впитавшими красоту национального мелоса этого удивительного края – для меня было важно, чтобы в этом сочинении превалировало именно авторское начало. С праздником Вас! С премьерой! Выражаю благодарность за проделанную работу артистов, работников всех цехов, Александра Ивановича и Светлану Прокопьевну. Желаю Вам новых высот, а новому спектаклю счастливую судьбу».
Георгий Ковтун: «Премьера состоялась! Я счастлив! За постановочный период артисты сильно изменились, это совсем другие люди. Это не артисты, которые были полгода назад, когда я в первый раз приезжал на постановочную работу. Это совершенно другие люди. Для них открылся новый мир. И они уже будут жить по этим меркам. Ваши артисты — будущее якутского танцевального искусства. Они будут искать в искусстве новые пути, потому что искусство не будет стоять на месте. Архаичность – она музейная, она есть и существует, но эти ребятки пойдут другим путем и я очень рад и счастлив, что они посмотрели на себя, на свои возможности, что могут делать то, что раньше даже не думали, что они могут исполнять. Я очень благодарен оркестру, эти ребята, видите, какие чудные, великолепные актеры. Чудно и великолепно, что у них есть голоса, так хорошо они запели в этом спектакле. Спектакль получился национальным, хотя музыка написана Рашидом Калимуллиным, татарином. А постановщик я – украинец. Здесь все перемешалось и все краски, все какие-то творческие направления соединились в этом спектакле. И очень хорошо, что мы в якутскую землю посадили зерно какого-то нового ростка, нам очень хочется, чтобы этот росток расцвел и дал корни, распустился как у нас дерево на сцене, накормила всю Якутию искусством. Все солисты спектакля великолепные. Я видел, сколько у них ссадин, синяков, ран, кровища, но они пересилили, они стали людьми театра, они нанюхались театральной пыли, выдержали жестокого Ковтуна, который не давал спуска им, ни в чем, они говорили – НЕТ, он говорил – ДА. Ну и вот НЕТ становилось через неделю, через 2, через 3, через 5 дней – ДА, тело привыкало, мышцы привыкали, мозги привыкали быстрой стремительной работе. В этом спектакле фантастическая национальная музыка с фантастическим коллективом, дальше средняя часть – артисты, которые живут этим миром, третья часть – это когда артисты играют черное, в ходе игры они изживают из себя это черное. Им приходилось перевоплощаться, и они это сделали прекрасно, потому что их тело оказалось той краской, которая мне необходимо. Конечно, отмечаю артистов оркестра, которые впервые в этом спектакле несли колоссальную нагрузку для себя. Записали музыку. Из-за того, что танцоров в театре всего 32, мне пришлось оркестр вводить в кордебалет. Им, безусловно, в начале постановочной работы было, непривычно, но с середины постановочной работы все встало на свои места. Какой потрясающий ансамбль «КЫЛ САХа», как я услышал их музыку, сразу понял, что они будут Божествами, это Ваше сокровище».
Олег Молчанов – художник-постановщик: «Поздравляю всех с премьерой! Мы проделали огромную работу, каждый из нас шел к этой премьере, решая свои задачи. Сегодня произошло историческое событие, который оставит неизгладимый след в истории Национального театра танца. Эта новая ступенька, поднявшись на неё, Вы будете покорять другие горизонты».
С удовольствием наши артисты работали с хормейстером Светланой Смирновой. «Знакомство с Национальным театром танца дало возможность погрузиься в удивительный мир фольклора Якутии. Для создания данного спектакля в партитуру композитора было введено вокальное звучание на основе традиционного народного мелоса. Трудоемкая работа над мюзиклом захватила весь коллектив, давая возможность артистам разных жанров открыть ранее неизведанные грани таланта. Я с трепетом буду вспоминать время, проведенное рядом с замечательными музыкантами, артистами балета и всеми участниками неповторимого для меня спектакля». Ее занятие по постановке голоса, упражнения на дыхание не прошло даром. Вокальные партии, наложенные на музыку Ф.Калимуллина придали особый драматизм, глубину восприятия. В исполнении мужского хора – Александр Карманов, Василий Николаев, Георгий Слепцов-Чаҕылхан, Дмитрий Винокуров, Дьулустаан Никифоров, Михаил Нифонтов, Николай Шарин прозвучала якутская народная песня «Ат таптала», Василены Шариной «Айыы удаҕан».
И артисты балета, и оркестр, и вокалисты подготовили сложный спектакль в очень короткое постановочное и репетиционное время. Балетмейстер Людмила Антипина и репетитор Долаана Федотова (она была занята в массовых сценах), обе прекрасно проявили и высокое мастерство, предельную заинтересованность и стали великолепными помощниками Георгия Анатольевича. Все цеха работали на полную катушку, с утра до ночи, особенно 10 дней перед премьерой: швейная мастерская (зав. Галина Степанова), художественно-постановочная часть (зав. Лена Аркадьева), администраторы Алевтина Лукинова и Снежана Дедюкина, АУП, инспекторы трупп Наталья Иевлева и Марина Фомина.
Особая благодарность и низкий поклон участникам детского танцевального ансамбля «Бриллианты Якутии» — руководители – ветераны театра танца, знаменитые танцоры Зоя и Афанасий Соловьевы.
Премьера состоялась! Прекрасный подарок любителям музыкально-хореографического искусства! Как известно балет – музыкальный жанр, который любит публика во всем мире! Пожелаем новому произведению долгую и счастливую судьбу среди потрясающего репертуара Национального театра танца!
Источник: Вера Черноградская, заведующая литературной частью,
заслуженный работник культуры РС(Я)
http://sakhalife.ru/triumfalnaya-premera-etno-myuzikla-deti-belogo-solnca/