Серебряная лира

Не секрет, что очень многие люди в нашей стране не любят «серьезную музыку». Но не секрет и другое: даже среди любителей академического музыкального искусства немало тех, кто в принципе не жалует, так называемые, камерные жары – разнообразные вокальные и инструментальные дуэты, струнные трио, квартеты, квинтеты и иную ансамблевую музыку.

 

 

Но почему? Ведь ни один из величайших композиторов Европы и России последних трех веков не обошел вниманием камерные жанры. И более того, в наследии талантливейших композиторов немало шедевров, созданных именно для камерных составов. Так отчего же наша публика нередко остается равнодушной к камерным концертам?

 

 

Ответ на этот вопрос уже давно пытаются найти и сами музыканты-исполнители, и музыковеды, и составители концертных программ. А в то же время, в европейских странах – как, впрочем, и в Америке, и в Азии – камерная музыка пользуется огромной популярностью. И лучшим доказательством того является огромное число востребованных концертов и специальных фестивалей, всецело посвященных камерному творчеству и исполнительству.

 

 

Так в чем же дело? Чем наша страна хуже?

Возьму на себя смелость полагать, что дело здесь не только «в нелюбви» или «любви» к камерной музыке, а в качестве ансамблей, выступающих в программах тех или иных концертов. Подлинная музыка в исполнении мастеров не только привлекает публику, но и – что важнее — не оставляет в зале равнодушных. Настоящее искусство всегда становится понятным и доступным даже «непосвященным».

 

 

Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира», уже в восьмой раз проводимый Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, поставил своей целью сломать сложившуюся традицию и превратить концерты фестиваля в настоящий музыкальный праздник. Залогом успеха служат прежде всего выдающиеся исполнители – как отечественные, так зарубежные — приглашаемые к участию в фестивальных концертах. Немалым   основанием для оптимизма является и безусловный успех всех предыдущих фестивалей, превзошедший ожидания организаторов и публики.

 

 

Итак, что предлагает фестиваль «Серебряная лира» в этот раз?

 

Фестиваль откроется 28 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии концертом Камерного оркестра «Симфониетта Санкт-Петербурга» и четырех солистов —  Алексея Людевига, Ильи Иоффа, Петра Лаула и Алексея Массарского, в исполнении которых прозвучат инструментальные концерты Шумана, Моцарта, Мендельсона, Гайдна и Шнитке.

 

 

Закроется фестиваль 6 ноября там же сольным вокальным вечером не столь давно взошедшей на музыкальный Олимп российской певицы Надежды Кучер. В ансамбле с петербургским пианистом Дмитрием Павлием она исполнит арии из опер Мейербера, Делиба и Массне.

 

 

Остальные восемь концертов пройдут в Малом зале им. М.И. Глинки и предоставят возможность встретиться:

— с интернациональным дуэтом нидерландской скрипачки Фредерике Саэйс и японской пианистки Мики Аоки, в исполнении которых прозвучат сочинения Равеля, Пуленка, Изаи, Гершвина, Де Фальи, Листа и Сарасате (29 октября);

 

 

— с Фортепианным трио Филармонического общества Санкт-Петербурга в составе — Дмитрий Павлий (фортепиано), Игорь Золотарев (скрипка) и Никита Зубарев (виолончель), которые вынесут на суд слушателей сочинения Моцарта, Мендельсона, Юона и Слонимского (30 октября);

— с искусством победительницы Листовского конкурса, молодой грузинской пианистки Мариам Бацашвили, в исполнении которой и прозвучат различные произведения великого венгерского композитора и пианиста (31 октября);

— с дуэтом венгерских музыкантов – скрипачом и виолончелистом – братьями

Шандором и Адамом Яворкай, представляющими развернутую программу из сочинений Гайдна, Кодаи, Венявского, Паганини, Эрнста, Бартока и Хальворсена (1 ноября);

— с хорошо известной пианисткой Полиной Осетинской, на этот раз выступающей в роли интерпретатора Прелюдий, Музыкальных моментов и знаменитых транскрипций Сергея Рахманинова (2 ноября);

 

 

— с феноменальным мастерством американского виолончелиста Амита Пеледа, уже не раз бывавшего в нашем городе, который в ансамбле с болгарским пианистом Стефаном Петровым представит слушателям сочинения Мясковского, Нади Буланже, Кассадо и Шуберта (3 ноября);

— с необычным «Alliage Quintet» из Германии, в состав которого, наряду с фортепиано, входят все четыре разновидностей саксофона.  Даниэль Готье, Корюн Асатрян, Симон Ханрат, Себастьян Поттмайер вместе с пианисткой Янг Ен Бай познакомят слушателей с оригинальными переложениями известнейших сочинений Сен-Санса, Хачатуряна, Римского-Корсакова, Бизе, Глиэра, Лядова и Шостаковича (4 ноября);.

 

 

И наконец, в последнем из концертов в Малом зале им. М.И. Глинки слушатели встретятся с немецким фортепианным квартетом «Faure», однажды уже участвовавшим в «Серебряной лире». Скрипачка Эрика Гельдзецер, альтист Саша Фремблинг, виолончелист Константин Хайдрих и пианист Дирк Моммерц исполнят Третий фортепианный квартет Брамса и свою версию «Картинок с выставки» Мусоргского (5 ноября).

 

 

Организаторы надеются на то, что фестиваль «Серебряная лира» и впредь не только продлит традицию знакомства публики с лучшими мировыми достижениями в сфере камерного музицирования, но и привлечет в филармонические залы новых, молодых поклонников академического музыкального искусства.

 

Борис Березовский

Художественный директор фестиваля

 

www.silverlyre.ru

борис березовскийджордж гершвинмендельсонмихаил глинкамоцартполина осетинскаяроберт шуманфестиваль серебряная лирафрансис пуленк

В России

Все новости