"Несчастье ждет художника, если он солжет самому себе"

Михаил Плетнёв - о независимости характера, свободе творчества и внутреннем голосе

 - У Достоевского есть строки: "Эпоха новая пред нами. Надежды сладостной заря". Прошло 20 лет с момента наступления новой эпохи в нашей стране. Какие плоды она принесла музыкантам?

- Эпоха эпохе рознь. И если некоторые эпохи отличались расцветом высоких искусств, то нашему времени присущи совсем другие характеристики.

Дмитрию Шостаковичу принадлежит высказывание: "Сокровища музыки неисчерпаемы, как неисчерпаемы и ее возможности в будущем". Можете ли вы утверждать, что в XXI веке развитие классической музыки так же интенсивно, как и в предыдущих столетиях?

Если бы в области классической музыки мы бы наблюдали сейчас творцов, близких по духу Шостаковичу и соизмеримых с ним талантом, с этим трудно было бы не согласиться.

Вопрос о необходимости профессионального музыкального образования. Мусоргский настаивал на том, что гений сам найдет свою дорогу, а Римский-Корсаков так не считал. Чья позиция вам ближе?

Я считаю, что гений безусловно найдет свою дорогу, даже несмотря на прекрасное академическое образование...

В век компьютерных технологий у людей все же остается потребность воспринимать искусство "вживую". Наступит ли время, когда она окончательно пропадет?

Она пропадет не раньше, чем желание болельщиков, к примеру, футбола отправиться на стадион, любителей общения - пойти в гости к друзьям, а путешественников - собрать сумку и отправиться в путь, не довольствуясь кинопутешествиями у экранов телевизоров.

В послании "Поэту" Пушкин писал: "Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум". Способны ли на это современные художники?

Это вопрос смелости и независимости характера. Свободно творить, не оглядываясь на критиков, власть и общественное мнение, возможно в любом мире, но это всегда очень трудно.

В эпоху романтизма художники легко отрекались от общества - оно не отвечало их тонкому внутреннему устройству. А Лев Толстой писал, что "счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок". Какая из этих позиций вам ближе?

Вопрос интересный. Счастье личности и художественное призвание - не одно и то же. Чем значительнее и гениальнее художник, тем более он ощущает свое одиночество.

Творец и толпа… Творец и невежды, почитатели, эпигоны и т.п. Думаю, для истинно великого художника общество не является мерилом или судьей. Внутренне ощущая свою избранность, такой художник знает, что его призвание есть следовать внутреннему божественному голосу, невзирая на понимание или непонимание. И несчастье ждет его, если он солжет самому себе. Именно поэтому редко он может быть счастлив в простом понимании этого слова. Но, страдая в обстоятельствах повседневности, он обладает неким высшим пониманием, что наполняет его жизнь сознанием собственного призвания и смысла, другим недоступного.

Ольга Завьялова, "Известия"

Теги: михаил плетнев,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ