Из истории музыкальной культуры Саратова

Саратов издавна известен как один из крупнейших культурных центров России. В наши дни это город с большой численностью населения (886,1 тысяч жителей по данным 1998 года), с развитой промышленностью и экономикой, в котором работают 10 вузов, 6 театров и 5 музеев. Вокруг него, в Саратовской области (2723,4 тысячи жителей в том же 1998-м) располагаются 18 городов и 30 посёлков городского типа, причём городское население составляет свыше 73 процентов, и надо ли говорить насколько серьёзную опору составляет это в развёртывании художественной культуры края.

     Начиналась история Саратова с 1590 года, когда на правом берегу Волги был основан укреплённый пункт для охраны юго-восточных границ Московского государства, и жизнь русских поселенцев на огромных, пустынных тогда пространствах только зарождалась. Постепенно складывались богатые и своеобразные традиции народного творчества, и это привело к тому, что его саратовский пласт составил примечательное явление в общерусской сокровищнице фольклора.

     В 1781 году Саратов получает официальный статус города, что явилось стимулом для более интенсивного вызревания зачатков профессиональной художественной культуры. И в черте города, и в отдельных больших поместьях происходило это главным образом благодаря существованию крепостных театров, хоров и оркестров.

     Таковы были далёкие истоки – истоки подчас малоприметные, однако именно они стали той почвой, на которой впоследствии выросло во многих отношениях примечательное музыкальное искусство сегодняшнего Саратова.

     Ныне город является признанным центром художественной культуры Поволжья и России в целом. Он имеет всеохватывающую сеть музыкального образования, венчаемую одной из старейших в стране консерваторий, располагает оперным театром и театром оперетты, филармонией с двумя большими оркестрами, а также великолепной хоровой капеллой и множеством других художественных коллективов. Здесь проводятся всевозможные музыкальные конкурсы и фестивали, наиболее значительные из которых приобрели ранг международных. Плодотворно развивается творчество местных композиторов, и не случайно Саратов стал центром межрегионального объединения четырнадцати композиторских организаций Среднего и Нижнего Поволжья.

     О многом и красноречиво говорит тот факт, что саратовская земля взрастила таких деятелей отечественного музыкального искусства, как композиторы Виктор Пасхалов, Константин Листов, Альфред Шнитке и Елена Гохман, певцы Алевтина Пасхалова, Лидия Русланова, Елизавета Шумская, Ольга Бардина, Галина Ковалёва, Юрий Попов, Владимир Щербаков и Леонид Сметанников, артисты балета Вера Дубровина, Людмила Телиус, Татьяна Чернобровкина и Александр Стёпкин, пианисты Анатолий Катц, Альберт Тараканов, Анатолий Скрипай и Лев Шугом, оперно-симфонические дирижёры Юрий Симонов и Юрий Кочнев, хоровые дирижёры Борис Тевлин и Людмила Лицова, виолончелисты Святослав Кнушевицкий и Лев Иванов, скрипач Дмитрий Цыганов, баянист Иван Паницкий, музыковеды Игорь Способин, Анатолий Дмитриев и Лев Христиансен, организаторы музыкальной жизни Станислав Экснер, Анатолий Селянин и многие другие.

 

*       *       *

         К концу XVIII века музыкальное искусство в Саратовском крае, помимо развитой фольклорной традиции, было представлено сугубо спорадически –  крохотными «островками» крепостных театров, а также небольших хоров и оркестров в нескольких поместьях наиболее просвещённых и состоятельных дворян. В первые десятилетия XIX столетия они продолжали играть заметную роль. В числе таких локальных очагов культуры были известны крепостные театры Бахметевых, Голициных, Кожиных, Куракиных, Столыпиных. Высокие творческие задачи ставил перед своими музыкантами губернский предводитель дворянства Николай Иванович Бахметев (1807–1891). К примеру, в сезоне 1842/43 годов он привёз в Саратов из родового имения Бахметевка Аткарского уезда хор и оркестр, в исполнении которых прозвучали фрагменты из опер и ораторий, в том числе из «Сотворения мира» Гайдна. Позже он давал уроки музыки в Саратовском Мариинском институте благородных девиц, писал музыку (в том числе известные в своё время романсы), а в 1860–80-е годы был директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.

     В 1803 году произошло событие, которому суждено было существенным образом изменить картину творческой жизни – открылся первый общедоступный Театр Гладкова (с 1820-х Городской театр), что означало поворот к широкому, демократическому зрителю. Вот почему этот год можно считать началом художественной культуры города в её современном понимании. И вот почему мы должны с благодарностью вспомнить имя надворного советника Г.В.Гладкова, который был вдохновителем создания этого театра и его руководителем. Здесь наряду с драматическими ставились и музыкальные спектакли. И хотя господствовал комедийный и водевильный репертуар, о достаточной серьёзности намерений труппы говорит афиша, представленная операми Соколовского, Фомина, Гретри, Буальдьё, Паизиелло, а в середине XIX века на этой сцене постоянно шли основные оперы Верстовского («Громобой», «Пан Твардовский», «Аскольдова могила»).

     Несколько позже открывается театр губернатора А.Д.Панчулидзева (был на этом посту с 1808 по 1826) и для него в 1810 году построено специальное здание, в связи с чем Хлебная площадь была переименована в Театральную (так она называется и ныне). Музыкальными представлениями здесь руководил чешский скрипач и капельмейстер Мирослав Герличка, а с 1824-го саратовский музыкант Алексей Мальков. Кроме того, уже с 1820-х годов время от времени музыкально-театральный пейзаж города дополняли кратковременные гастроли проезжих трупп, в репертуаре которых были русские комические оперы.

     Концертная жизнь Саратова начиналась в 1810-е годы выступлениями оркестра при губернаторском театре – в свои лучшие времена он насчитывал до 80 человек. С симфоническими программами изредка выступал также оркестр Городского театра, а на открытом воздухе играли военные оркестры.

     И, наконец, о композиторском творчестве на саратовской земле. У истоков его стояли упомянутые выше Герличка и Бахметев – оба были капельмейстерами и скрипачами, и естественно, что произведения для скрипки у них преобладали. Позже в качестве сочинителей музыки стали известны самородки Николай и Матвей Шурмановы.

         Говоря о второй половине ХIХ века, прежде всего следует упомянуть о такой примечательной личности тех десятилетий, как Иван Петрович Ларионов (1830–1889), который положил начало музыкально-критической деятельности в Саратове. Будучи обозревателем газеты «Саратовский листок», он первым придал систематичность и серьёзность этому виду журналистики, обстоятельно освещая в 1870–80-е годы музыкальную жизнь города. Писал он и музыку (силами любителей в Саратове и Петербурге ставилась его опера «Барышня-крестьянка»), оставшись для многих безвестным автором популярнейшей песни «Калинка» на собственный текст. В этом он не был одинок, примерно в те же годы Евгений Иванович Климовский (1824–1865) написал в Саратове не менее известную песню «Хуторок» на стихи А.Кольцова, которая также обычно воспринимается как народная. И в последующем, уже в первой половине ХХ столетия, саратовская земля дарила России песни, приобретавшие всеобщую известность – «Над полями, да над чистыми» Елизаветы Гориной, «Весной Волга разольётся» Ольги Ковалёвой, «Валенки» Лидии Руслановой и т.д.

     Помимо песенного творчества создавалась и музыка в академических жанрах. Среди её авторов – Н.И.Ершов (в его наследии выделяются хоровые и оркестровые сочинения конца 1860-х) и особенно Виктор Никандрович Пасхалов (1841–1885). Он родился в Саратове, где обучался игре на фортепиано. С 1861-го, находясь во Франции по политическим мотивам, в качестве вольнослушателя посещал Парижскую консерваторию. В 1866-1867 годах занимался в Московской консерватории по классу композиции Н.Г.Рубинштейна. Вернувшись в Саратов, написал ряд романсов, которые пользовались широкой известностью («Под душистою ветвью сирени», «Дитятко, милость Господня с тобой», «Нивушка» и др.). В 1872-м, находясь в Петербурге, сблизился с представителями «Могучей кучки», которые с похвалой отзывались о его сочинениях. Наиболее органично выразил себя в вокальной лирике, в которой отмечают искусное использование речевых интонаций, задушевность, умение передать простыми музыкальными средствами сильные драматические чувства и которая оказала определённое воздействие на творчество Мусоргского и Чайковского.

     Упомянув консерваторию, которая стала важнейшим базисом дальнейшего развития музыкальной культуры города, необходимо вкратце очертить фигуру Станислава Каспаровича Экснера (род.1859, покинул Саратов в 1921, дата смерти неизвестна). Он был направлен в Саратов руководством Российского Музыкального Общества в 1883 году.      Этот недавний выпускник Лейпцигской и Петербургской консерваторий сразу же показал себя человеком необычайно деятельным и целеустремлённым, что побудило дирекцию местного отделения РМО незамедлительно ввести его в свой состав. Как никто другой, он способствовал профессиональной постановке музыкального образования в Саратове. Более того, ему было суждено на протяжении трёх десятилетий находиться в центре музыкальной жизни города. Энергия и незаурядные организаторские способности позволили ему поднять уровень художественной культуры Саратова, придать ей размах и упорядоченность. Именно он с самого начала обеспечивал работу «Музыкальных собраний», проводимых под эгидой РМО, объединяя учащихся и педагогов руководимых им музыкальных классов (а позже музыкального училища и консерватории) для исполнения камерных и симфонических программ. В первое время он и сам, как пианист, много играл публично, исполняя преимущественно вещи масштабные, часто сложные в техническом отношении (Двадцать третья соната Бетховена, Фортепианный концерт Шумана, Первый фортепианный концерт и Фортепианное трио Чайковского).

         Наилучшим образом наладив работу музыкальных классов, он к 1895 году добился их преобразования в музыкальное училище и стал его первым директором. В связи с быстрым ростом числа учащихся вскоре встал вопрос о собственном здании для него. Город выделил земельный участок на углу Никольской и Немецкой улиц (ныне улица Радищева и проспект Кирова). Стараниями Экснера и с помощью князя П.М.Волконского, который взял на себя все расходы по постройке, в 1902-м для музыкального училища в центре Саратова по проекту архитектора А.Ю.Ягна было возведено новое трёхэтажное здание с прекрасным концертным залом (теперь здесь размещается консерватория).

     Экснеру удалось привлечь к преподаванию в музыкальном училище высокообразованных музыкантов, многие из которых впоследствии стали профессорами Саратовской консерватории: пианисты (кроме самого Экснера) В.В.Адамвский, Н.Н.Буслов, Э.Я.Гек, М.П.Домбровский, А.П.Рахманов, И.А.Розенберг, скрипачи Н.К.Авьерино, Я.Я.Гек, В.В.Зайц, виолончелисты М.Е.Букник, М.Я.Гордель, теоретики А.Т.Зубанов, Л.М.Рудольф (оба ученики С.И.Танеева). Чтобы проиллюстрировать уровень первых педагогов училища, имеет смысл вкратце обрисовать хотя бы одного из них.

         Леопольд Морицевич Рудольф (1877–1938) занимался в Московской консерватории не только по теоретическому циклу (у С.И.Танеева), но и по композиции (класс М.М.Ипполитова-Иванова), и после её окончания, с 1903 по 1930 год работал в Саратове – вначале в музыкальном училище, затем профессором консерватории. Он положил начало систематическому профессиональному музыкально-теоретическому образованию в Саратове, вёл активную музыкально-просветительскую деятельность, внёс большой вклад в налаживание регулярной концертной жизни города, в том числе выступая в качестве дирижёра симфонического оркестра. С 1930 года работал в Ленинградской консерватории, с 1932-го заведующим кафедрой теории музыки Бакинской консерватории. Это был выдающийся педагог, среди его учеников композиторы Ю.Кочуров, В.Пушков, К.Листов, Я.Солодухо, Д.Гаджиев, К.Караев, музыковеды А.Дмитриев, Л.Христиансен, И.Тютьманов. Он автор ряда научных трудов, в их числе – «Руководство к анализу музыкальных форм» (Саратов, 1914), «Гармония» (Баку, 1938). Наконец, это был талантливый композитор, в творческом наследии которого наибольшую ценность представляют романсы.

     В стенах училища, отметившего в 2005 году своё 110-летие, начинали творческий путь многие видные деятели отечественной музыкальной культуры – композиторы В.Пушков, К.Листов, Ю.Кочуров, Е.Гохман, В.Бикташев, музыковеды А.Дмитриев, Л.Христиансен, И.Тютьманов, Е.Ершова, Е.Вартанова, пианисты А.Тараканов, А.Киреева, А.Скрипай, Л.Шугом, В.Подгайная, скрипачи Д.Цыганов, Я.Рабинович, хоровые дирижёры Б.Тевлин, Л.Лицова, П.Линьков, Г.Занорин, певцы В.Петрова-Званцева и Н.Сперанский, джазовые исполнители Н.Левиновский, Б.Золотарёв, С.Пронь, эстрадные певицы А.Апина, О.Ярешко и т.д., и т.д.

     Прошло немногим более десятилетия после основания музыкального училища, и с 1907 года неутомимый С.К.Экснер начинает предпринимать усилия по открытию в Саратове консерватории. Понадобилась вся та исключительная энергия и целеустремлённость, которой был наделён этот человек, чтобы усилия эти увенчались успехом. В день открытия консерватории, 21 октября 1912-го, он не без горечи писал в «Саратовском листке»: «Пришлось мне пережить пять лет упорной борьбы, нередко даже издевательств, но всё это, к счастью, прошло, прошло бесследно, и так долго лелеянная мечта моя осуществилась: Саратов получил высшее музыкальное учреждение, первое в провинции и третье в России».

     Что касается первых педагогов консерватории, кроме тех, кто выше был упомянут, то картина была следующей: теория музыки и композиция – Г.Э.Конс и Б.В.Каргичев (оба ученики С.И.Танеева), виолончелисты С.М. Козолупов, Л.В.Ростропович, Б.А.Струве, а также В.Г.Брандт (труба), Г.Я.Белоцерковский (валторна), Г.К.Поповицкий (гобой), И.В.Липаев (тромбон, история музыки). О некоторых из них необходимо сказать отдельно.

     Георгий Эдуардович Конюс (1862–1933) был связан с Саратовом, если можно так выразиться, задолго до своего появления на свет Божий – здесь родился его отец Эдуард Константинович, пианист и педагог. Сам Г.Э.Конюс по окончании Московской консерватории преподавал в Московском музыкально-драматическом училище, а с 1912-го вёл композицию и музыкально-теоретические дисциплины в Саратовской консерватории и в 1917-19 годах руководил ею в качестве директора. С 1920-го он вновь преподавал в Московской консерватории, был деканом теоретико-композиторского факультета. Вошёл в историю как крупнейший музыковед, создатель теории метротектонизма, принадлежащей к наиболее оригинальным музыкально-научным концепциям. Выдающийся композитор А.Глазунов в бытность свою директором Петербургской консерватории, ознакомившись с его исследованиями, писал: «Считаю труд Г.Э.Конюса величайшим трудом в области процессов музыкального творчества». Его основные работы: «Критика традиционной теории в области музыкальной формы», «Метротектоническое исследование музыкальной формы», «Научное обоснование музыкального синтаксиса». В обширном композиторском наследии Конюса выделяются оркестрово-хоровая сюита «Из детской жизни» и симфоническая картина «Лес шумит» (высокую оценку им дал П.Чайковский), балет «Даита» (шёл на сцене Большого театра) и романсы (входили в репертуар Л.Собинова). Среди его многочисленных учеников композиторы А.Скрябин, Н.Метнер, Р.Глиэр, музыковед В.Ферман, пианист А.Гольденвейзер, дирижёр Б.Хайкин, а также учившиеся у него в Саратове композиторы В.Пушков, К.Листов, Ю.Кочуров.

     Иван Васильевич Липаев (1865–1942) родился в селе Спиридоновка Саратовской губернии. Образование получил в Московском музыкально-драматическом училище, где обучались такие видные деятели отечественной культуры, как композитор Василий Калинников, певец Леонид Собинов, дирижёр Сергей Кусевицкий, актёры Ольга Книппер-Чехова и Иван Москвин. Многие годы играл в оркестре Большого театра. В 1903 году стал одним из организаторов и председателем Общества взаимопомощи оркестровых музыкантов, вёл большую работу по организации их труда – с этим было связано создание книги «Оркестровые музыканты» (Петербург, 1904), а также издание и редактирование журналов «Музыкальный труженик» (1906–10), «Оркестр» (1910–12). В 1912–21 годах преподавал в Саратовской консерватории историю музыки и по классу тромбона. Написал здесь брошюры о Танееве, Скрябине и Рахманинове, а также воспоминания о Чайковском. Многие годы занимался активной музыкально-критической деятельностью, в 1896–1917 годах являлся постоянным корреспондентом и сотрудником «Русской музыкальной газеты» – ведущего музыкального журнала тех лет.

     Консерватория явилась мощным катализатором художественного процесса, став тем краеугольным основанием, на котором музыкальная культура края стала развиваться капитальнейшим образом – вширь и вглубь. Число обучающихся в ней уже в первом учебном году составляло почти 600 человек, а её образовательный профиль с самого начала охватывал все основные специальности (к 1917 структурно оформились четыре отделения – теоретическое, фортепианное, оркестровое и вокальное). Свидетельством самоочевидной плодотворности работы консерватории уже в начальные годы её существования может служить перечень первых студентов, ставших впоследствии видными деятелями музыкальной культуры. Это композиторы Г.Сметанин, А.Митюшин, К.Листв, В.Пушков, Ю.Кочров (класс сочинения вели в основном Л.М.Рудольф и Г.Э.Конюс), музыковеды И.Способин, М.Михайлов, А.Дмитриев, скрипачи Я.Рабинович, Д.Цыганв, виолончелист С.Кнушевицкий, певица Ф.Мухтарова. Остановимся вкратце на некоторых из этих имён.

     Константин Яковлевич Листов (1900–1983) окончил Саратовскую консерваторию в 1922 году по двум классам – композиции и фортепиано. В 1919–23 годах был пианистом, а позже дирижёром Саратовского театра миниатюр. Затем работал в Москве: с 1934 года дирижёром Театра обозрения, с 1938-го дирижёром Театра оперетты. Основной сферой творчества стала для него песня – среди его восьми сотен песен широкую популярность приобрели «Песня о тачанке», «В землянке», «Ходили мы походами» и др. Значительное место в творческом наследии Листова занимает музыкальная комедия (наиболее известна оперетта «Севастопольский вальс»). В Саратове были поставлены его оперы «Олеся» (по А.Куприну, 1959), «Дочь Кубы» (1962) и оперетта «Копилка» (по Э.Лабишу, 1939).

     Венедикт Венедиктович Пушков (1896–1971) родился в Саратове, в 1922–25 годах занимался в Саратовской консерватории, а после её реорганизации был переведён в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1929-м и с 1935-го преподавал там же. В числе его наиболее примечательных произведений крупной формы – Струнное трио (1927), Скрипичный концерт (1965), опера «Гроза» (по А.Островскому, пост.1972). Значителен вклад Пушкова в области киномузыки – он «озвучил» более 40 фильмов, в том числе «Семеро смелых» (1936), «Тайга золотая» (1937), «Учитель» (1939), «Большая семья» (1954), «Дорогой мой человек» (1958). Для его песенного творчества характерны искренность, напевность, простота и естественность; лучшие образцы получили широкую известность («Лейся, песня, на просторе», «Тайга золотая»).

     Юрий Владимирович Кочуров (1907–1952) родился в Саратове в семье оперных артистов. С 1921 года занимался фортепиано и сочинением и в связи с реорганизацией Саратовской консерватории, подобно В.Пушкову, был переведён в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1931-м, а с 1947-го преподавал там же. Известен как автор песен, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам, но особенно ярко его дарование раскрылось в жанре романса (главным образом на стихи поэтов XIX века – Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гейне).

     Все три композитора были отмечены высокими званиями или наградами: Ю.Кочуров – лауреат Государственной премии СССР (1952), В.Пушков – заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), К.Листов – народный артист РСФСР (1973).

     Игорь Владимирович Способин (1900–1954) учился в Саратовской консерватории по классу Л.М.Рудольфа и в 1927 году завершил образование в Московской консерватории по классу Г.Э.Конюса. Там же преподавал уже с 1924-го (в 1943-48 заведующий кафедрой теории музыки). Автор широко распространившихся в отечественной практике учебников по элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии и анализу форм. Среди его многочисленных учеников крупнейшие музыковеды И.Барсова, В.Берков, Ю.Холопов.

     Анатолий Никодимович Дмитриев (1908–1978), родился в Саратове и прошёл здесь обучение по классу фортепиано П.К.Прейса (1926) и по классу композиции Л.М.Рудольфа (1927). Дополнил своё образование в Ленинграде, занимаясь под руководством Б.В.Асафьева, В.В.Щербачёва и Х.С.Кушнарёва. В 1929-36 годах концертмейстер, в 1956-60 годах музыкальный консультант Ленинградского театра оперы и балета. С 1932-го преподавал в Ленинградской консерватории, в 1949-53 годах заведовал кафедрой теории музыки, с 1968-го заведующий кафедрой истории русской и советской музыки, в 1967-м защитил докторскую диссертацию. Редактор академических изданий сочинений Чайковского и Римского-Корсакова, автор многих статей и книг, в том числе «Музыкальная драматургия оркестра М.И.Глинки» и «Полифония как фактор формообразования».

 

         Ещё один пласт музыкальной культуры, в полной мере оформившийся к началу ХХ века, был связан с народным творчеством.

     Собирание фольклора происходило на территории края с начала XIX столетия. К 1830-м годам относятся первые публикации текстов, в середине века издаётся большой сборник Н.Костомарова и А.Мордовцева «Русские народные песни, собранные в Саратовской губернии» (М., 1862). На рубеже ХХ столетия появляется целая серия подобных сборников, подготовленных М.Соколовским: «Былины, исторические, военные, разбойничьи и воровские песни, записанные в Саратовской губернии» (Петровск, 1896), «Великорусские свадебные песни и причитания, записанные в Саратовской губернии» (Саратов, 1898), «Великорусские весенние хороводные песни, записанные в Саратовской губернии» (Владимир, 1908). Тогда же были опубликованы первые нотные записи саратовского фольклора: «Песни Поволжья» А.Масловой (М., 1906) и «50 песен русского народа из собранных в 1902 году в Саратовской губернии И.В.Некрасовым и Ф.И.Покровским» (М., 1907).

     Свой вклад в фольклористику внесли и два упоминавшихся выше композитора. А.Эйхенвальд, преподававший в Саратовском музыкальном училище, участвовал в нескольких этнографических экспедициях, собрал свыше 4000 народных мелодий Поволжья и Средней Азии, частично обработал их и некоторые использовал в своих сочинениях. Б.Карагичев, работавший в Саратовской консерватории в 1913–22 годах, вёл большую работу по собиранию, изучению и обработке отечественного музыкального фольклора. Кроме них в Саратове долгое время, с 1907 по 1920 год, жил крупнейший фольклорист Александр Михайлович Листопадов (1873–1949), который с 1915-го вёл в консерватории хоровой класс, а с 1917-го был её профессором. Прославившись впоследствии исследованиями песнетворчества донских казаков, в нашем регионе он собирал и изучал русские и татарские песни.

 

*       *       *

     Консерватория с 1924 года переживала смутные времена – по труднообъяснимым причинам постановлением Совнаркома она была преобразована в музыкальный техникум, то есть приравнена к среднему специальному учебному заведению. К счастью, во всей полноте сохранилась её внутренняя структура с теоретико-композиторским, вокальным, хоровым, фортепианным и оркестровым отделами, к которым в 1930-м был добавлен отдел народных инструментов. И в основе своей прежним остался состав высококвалифицированных вузовских педагогов.

     Директором техникума был назначен Яков Кузьмич Евдокимов (1884–1959), и деятельность его должна быть оценена самым положительным образом. Он родился в Аткарске, занимался в Саратовском музыкальном училище по классу скрипки Я.Я.Гаека, а теоретические предметы проходил у Л.М.Рудольфа. По окончании теоретического отделения Московской консерватории работал в Аркадаке и Балашове, с 1922 года начал преподавать в Саратовской консерватории. Помимо директорских обязанностей Евдокимов многое сделал для развития музыкальной культуры в городе как дирижёр и исследователь. О его просветительских начинаниях выразительно свидетельствуют программы студенческого симфонического оркестра, которым он руководил. Только в сезоне 1927/28 годов им были исполнены Четвёртая и Шестая симфонии Чайковского, произведения Глазунова, Ипполитова-Иванова, Стравинского, Мясковского, Василенко, Крейна, Спендиарова, а также масса сочинений зарубежных композиторов от Люлли до Равеля и Онеггера (особенно значимым стало исполнение цикла симфоний Бетховена, подготовленных к 100-летию со дня его смерти). И в сущности, именно Евдокимов положил начало изучению истории консерватории и музыкальной культуры Саратова в целом. Сделано это было в обстоятельных статьях «Сорок лет Саратовской консерватории» и «Музыкальное прошлое Саратова» (вторая из них опубликована в книге «Из музыкального прошлого», т.1 – М., 1960).

     В 1935 году консерватория была восстановлена в своём прежнем статусе с присвоением ей имени Л.В.Собинова. Отрадный факт восстановления консерватории сопровождался опять-таки труднообъяснимым, совершенно произвольным актом присвоения ей имени выдающегося певца. Солист Большого театра, общепризнанный фаворит российской публики, народный артист Республики (1923), он приводил в восхищение и любителей вокала в Саратове, где впервые выступил в 1910 году, на что местная газета в заметке «Певец-чародей» отреагировала следующим образом: «Трудно не поддаться очарованию этого голоса, которым артист владеет с таким изумительным искусством». Затем Собинов побывал здесь ещё трижды – в 1912, 1915 и 1924 годах. Вот и всё, больше в его жизненной и творческой биографии Саратов никоим образом не фигурирует. Остаётся весьма косвенное соприкосновение – он был волжанином, родом из Ярославля, где его имя с полным основанием носит местное музыкальное училище. Упомянув об этом историческом курьёзе, признаем: тем не менее и как бы там ни было, имя Л.В.Собинова стало от консерватории неотъемлемым, тогда же была учреждена существующая доныне стипендия его имени, а много позже, с 1986 года Саратовский оперный театр стал проводить Собиновский музыкальный фестиваль, который становится всё более авторитетным и престижным.

      В годы войны в Саратов было эвакуировано немало музыкантов из Ленинграда, с Украины, из Белоруссии и Молдавии (в том числе композиторы Б.Лятошинский, Н.Аладов, С.Няга). Особенно многочисленной была приехавшая сюда группа педагогов и студентов Московской консерватории и среди них – настоящее созвездие крупнейших музыковедов: В.Берков, Н.Брюсова, Ю.Келдыш, Т.Ливанова, И.Мартынов, И.Нестьев, В.Протопопов, И.Рыжкин, С.Скребков, В.Ферман, Б.Яворский (Болеслав Леопольдович Яворский, учёный с мировым именем, создатель теории ладового ритма, умер и похоронен в 1942 году в Саратове). Пребывание, пусть и кратковременное, специалистов такого ранга, естественно, не могло не сказаться на уровне подготовки музыкальных кадров.

 

     После некоторого спада в 1920–40-е годы постепенно начинало набирать силу консерваторское музыковедение. У истоков этого подъёма на кафедре теории музыки и композиции стояли И.А.Тютьманов (1898–1976) и Б.А.Сосновцев, а на кафедре истории музыки М.Ф.Гейлиг и Л.Л.Христиансен.

     С жизнью этих кафедр тесно переплеталось становление местной композиторской организации. В 1939 году в числе первых периферийных городов Саратов создаёт у себя отделение Союза композиторов СССР. Председателем был избран Михаил Кесаревич Михайлов (1904–1983), который начинал своё обучение в Саратовской консерватории, а после её реорганизации был переведён в Ленинградскую консерваторию и окончил её в 1927-м по классу композиции М.О.Штейнберга, выпускником которого за два года до этого был Дмитрий Шостакович. С 1935 года Михайлов преподавал в Саратовской консерватории, заведовал кафедрой теории и истории музыки. С 1947-го он вновь в Ленинграде, где со временем защитил докторскую диссертацию, был профессором консерватории и старшим научным сотрудником Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Своим главным поприщем исследователь избрал историю русской музыки XIX–ХХ веков, его многочисленные труды посвящены творчеству Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова, Танеева, Лядова, Аренского, Скрябина, Стравинского, Мясковского. В числе итоговых работ – книга «Стиль в музыке» (Л., 1981). Кроме того, он является автором симфонических и камерно-инструментальных сочинений, романсов, песен, музыки к театральным спектаклям.

     После недолгого перерыва деятельность местной композиторской организации возобновилась в 1951 году, который считается официальной датой её рождения. В 1956-м её возглавил Борис Андреевич Сосновцев (1921–2007). В Саратов он приехал в 1953 году, после окончания Московской консерватории (класс композиции А.Н.Александрова) и аспирантуры при ней (с защитой кандидатской диссертации «Симфоническое творчество С.Рахманинова»). В Саратовской консерватории преподавал музыкально-теоретические предметы и вёл класс композиции, более четверти века являлся заведующим кафедрой теории музыки и композиции, в 1969–76 годах был ректором. В своём творчестве он широко опирался на народно-песенные традиции и классическое наследие, настойчиво экспериментировал в области музыкальных форм (опера «Степан Разин», четыре симфонии, инструментальные концерты, кантата «За годом год», 24 прелюдии для фортепиано, вокальные сочинения и многое другое). Примечательны музыкально-теоретические работы Сосновцева (статьи «Вариантная форма», «Сложный период», «Вторая симфония С.В.Рахманинова» и т.д.). Лучшие выпускники его класса стали педагогами Саратовской консерватории: Е.Ершова, Е.Вартанова, Т.Свистуненко, Л.Севастьянова и другие.

     Ярко заявил о себе с конца 1950-х годов Виктор Владимирович Ковалёв (1919–1993). По окончании музыкальной школы в городе Вольске он поступил в 1937-м в музыкальное училище при Московской консерватории (класс композиции Б.С.Шехтера), которое после демобилизации из Советской Армии закончил в 1950 году (по классу Г.С.Фрида). Образование завершил на музыковедческом отделении Саратовской консерватории в 1957-м и преподавал в Саратовском музыкальном училище, где долгое время руководил теоретическим отделом. Ковалёв избирался председателем Саратовской композиторской организации (с 1960), был членом правления Союза композиторов РСФСР. Работал он преимущественно в вокально-хоровых жанрах (кантаты и циклы «Волга – песнь моя!», «Девичьи песни», «Земля моя» и др.), в своём творчестве опирался на песенные истоки, в том числе на волжский фольклор, его музыке присущи лирическая задушевность, романтическая приподнятость. Большим его достижением стало создание балета «Девушка и Смерть» (1961), который шёл на сценах Саратовского и Куйбышевского театров оперы и балета, был показан в Москве и удостоен диплома первой степени на Всесоюзном смотре спектаклей. Усилиями местной композиторской организации на доме в Саратове, где он жил, установлена мемориальная доска, его имя носит Вольское музыкальное училище, и Детская школа искусств № 23.

     В состав композиторской организации всегда входили наиболее активные музыковеды, тяготеющие к общественной и критической работе. В прессе нередко выступали и композиторы (например, упоминавшиеся выше М.К.Михайлов и А.А.Котилко), но, разумеется, основное в этом плане делали музыковеды. С середины 30-х годов ведущей фигурой местной музыкальной критики был Леонид Михайлович Зком, а с 50-х – Марианна Фёдоровна Гейлиг (1909–1984) , которая, кроме того, являлась и автором книг, изданных в Москве («Очерки по методике преподавания музыкальной литературы», «Форма в русской классической опере»).

     Особое положение среди музыковедов занял Лев Львович Христиансен (1910–1985). В детстве и юности он жил с родителями в Хвалынске, Аткарске, Саратове, Красноармейске, Покровске (ныне Энгельс) – эти перемещения семьи ввиду рода деятельности отца происходили с интервалом от трёх до шести лет. В 1929 году поступил в Саратовский музыкальный техникум и, закончив его в 1932-м, преподавал там же по классу народных инструментов, был заведующим отдела. По окончании в 1938 году историко-теоретического факультета Московской консерватории работал начальником Отдела музыкальных учреждений Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР, с 1941-го управляющим и художественным руководителем Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, с 1942-го художественным руководителем филармонии в Свердловске, где создал Уральский народный хор и одновременно преподавал в Уральской консерватории, был заведующим кафедрой истории музыки. С 1959 года Христиансен жил в Саратове, был ректором консерватории, заведующим кафедрой истории музыки, а с 1967-го возглавил созданное им отделение народного пения и фольклора. Как музыкальный деятель, он входил в состав советских делегаций Международного конгресса этнографов и Международного совета ЮНЕСКО, участвовал в научных конференциях в Будапеште, Берлине, Бухаресте, Софии. Христиансен организовал большую серию фольклорных экспедиций (собственноручно им собрано и обработано свыше двух тысяч напевов), редактировал и публиковал сборники народных песен. Его научные интересы были связаны в основном с фольклором, чему посвящены многочисленные статьи в различных сборниках и журналах, а также книги (в их числе – «Встречи с народными певцами», «Современное народное творчество Свердловской области», «Ладовая интонационность народной песни»).

     Как уже приходилось многократно убеждаться, саратовская земля постоянно «поставляла» стране высокоталантливых музыкантов. Из «волонтёров» первых послевоенных лет в числе наиболее значительных следует назвать уроженцев Саратова, профессоров Московской консерватории заведующего кафедрой хорового дирижирования Бориса Григорьевича Тевлина и главного дирижёра Большого театра Юрия Ивановича Симонова, а также композитора Альфреда Гарриевича Шнитке (1934–1998). Шнитке родился и провёл детские годы в городе Энгельсе. По окончании Московской консерватории и аспирантуры при ней преподавал там же. С 1990 года жил в Германии, преподавал в Гамбургской консерватории, похоронен в Москве. Его творческое наследие составляют девять симфоний, около полутора десятков инструментальных концертов (в том числе в жанре возрождённого им Concerto grosso), оперы («Жизнь с идиотом», «Джезуальдо»), балеты («Лабиринты», «Пер Гюнт»), кантатно-ораториальные и камерно-инструментальные композиции, музыка к драматическим спектаклям и фильмам (свыше 60). В ряде сочинений явственно угадываются отголоски впечатлений детства, проведённого на волжских берегах. Используя ресурсы музыкального искусства в их всеобъемлющем спектре, свободно оперируя многообразными элементами классического письма и авангардных техник, Шнитке разрабатывал в своём творчестве острые проблемы существования личности, констатировал нарастающую опасность девальвации духовных ценностей в современном мире, раскрывал противоречивое состояние нынешнего бытия с его глобальными катаклизмами. После смерти Шостаковича (1975) – он признанный лидер мирового музыкального процесса второй половины ХХ века. Был избран член-корреспондентом Академий искусств Западного Берлина (1982), ГДР (1986), Баварии (1986) и Королевской Шведской Академии музыки (1987). Его имя носят Саратовская областная филармония и Московский государственный институт музыки. При Саратовской консерватории основан Шнитке-центр.

 

     Уже говорилось о том, что Саратов постоянно «поставляет» стране высокоталантливых музыкантов. Но, в свою очередь, и он сам время от времени пополняет ряды своих специалистов в сфере музыкальной культуры за счёт других регионов. В 1960-е годы в консерваторию были приглашены из разных городов три композитора, которые стали членами местной композиторской организации и творческий дар которых в полную силу раскрылся именно здесь (кстати, именно здесь все трое стали заслуженными  деятелями  искусств РСФСР и  профессорами) – это М.Н.Симанский из Горького (приехал в Саратов в 1960), А.А.Бренинг из Казани и О.А.Моралёв из Свердловска (оба начали работать в Саратове с 1968).

     Михаил Николаевич Симанский (1910–2002) музыкальное образование получил в Московской консерватории (по классу фортепиано С.Е.Фейнберга), а затем в Ленинградской консерватории (по классу композиции – начинал у Д.Д.Шостаковича, после войны закончил у Б.А.Арапова). В 1941 году ушёл добровольцем на фронт, был тяжело ранен. С 1949-го преподавал в Горьковской консерватории, с 1960-го в Саратовской консерватории. Избирался секретарём правления Союза композиторов РСФСР, членом правления Союза композиторов СССР. В 1972-83 годах возглавлял Саратовскую композиторскую организацию. Симанский выделялся исключительной продуктивностью творчества в самых различных жанрах: опера («Василий Тёркин», «Чернышевский», «Рихард Зорге), инструментальный концерт (18, из них 7 для фортепиано с оркестром), камерно-инструментальная музыка (в том числе 22 квартета), хоры, романсы, песни. Основу наследия составляют 40 симфоний (среди них немало программных – например, № 6 «Мир сегодня», № 10 «Памяти Шостаковича», № 12 «Хиросима») и 12 симфонических поэм («Память сердца», «Берёзы Освенцима», «Баллада о солдате» и др.). Тяготел к социально-гражданственной проблематике, с большой искренностью воплощал сложный внутренний мир современника.

     Арнольд Арнольдович Бренинг (1924–2001) окончил Казанскую консерваторию по двум отделениям (композиция и фортепиано), в Саратове с 1968 года. Это был композитор академического плана, обладавший высокой музыкальной эрудицией, безупречным профессионализмом, владевший всем арсеналом полифонической техники. Автор полутора сотен сочинений во многих жанрах (10 симфоний, 9 симфонических поэм, инструментальные концерты, 6 струнных квартетов и множество других камерно-инструментальных произведений, опера «Крылатый человек», вокальная и хоровая музыка). Тяготел к программности (симфонии    № 5 «Аэлита» и № 7 «Небо Родины», симфонические поэмы «Волжская баллада», «Кондор» и военный триптих «На Мамаевом кургане», «Курская дуга», «По следам Ленинградской блокады»), претворял в музыке свои связи с немецкой культурой (Симфония № 9 «Из истории собора», симфоническая поэма «Земля отцов» и др.). Продолжительное время с успехом выступал как концертирующий пианист. Чрезвычайно плодотворной была педагогическая деятельность Бренинга, он воспитал целую плеяду композиторов и музыковедов. В сфере его активных интересов были и научные исследования (среди трудов – книга «О линеарности в гармоническом письме», изданная в 1995 году).

     Олег Аркадьевич Моралёв (1922–2002) после обучения в музыкальном училище при Московской консерватории и затем в Московской консерватории (класс композиции Е.К.Голубева), а также в аспирантуре Уральской консерватории (руководитель В.Н.Трамбицкий), работал в Свердловске, избирался председателем местной организации Союза композиторов РСФСР. С 1968 года преподавал в Саратовской консерватории, в 1988-91 годах был председателем Саратовской композиторской организации. Ведущее место в его творчестве занимали оркестровые и концертные жанры (три симфонии, пять инструментальных концертов, симфонические поэмы, увертюры), но примечательны также три струнных квартета, кантаты («В канун века», «Если мы войну забудем», «Чёрный человек») и вокальные циклы («Смерть солдата», «Перечитывая Александра Блока»). Передавая противоречия и конфликты жизненного процесса, не чуждаясь психологической усложнённости (Третья симфония, «Монологи, сцены и дуэты» для скрипки, альта и камерного оркестра), тем не менее безусловно тяготел к утверждению позитивной и оптимистической настроенности. Этому сопутствовала объективно-эпическая окрашенность многих его произведений (Вторая симфония «Сибирское сказание»), стремление писать искренне, просто, доступно, эмоционально непосредственно, широко преломляя песенные интонации и ритмы.

     Следующее композиторское поколение ярко представляет Елена Владимировна Гохман (род. 1935). За исключением времени учёбы в Московской консерватории, где среди её педагогов были народные артисты СССР Ю.А.Шапорин и Р.К.Щедрин, она всю жизнь провела в Саратове и с 1962 года преподаёт на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории. Испытывает преимущественное тяготение к сочинениям камерного плана и чаще всего на той или иной литературной основе. Поэтому, как правило, наиболее значительными вехами для неё становились произведения, импульсы для которых она получала от таких близких ей по духу личностей, как А.Чехов (камерные оперы «Цветы запоздалые» и «Мошенники поневоле» – поставлены на Саратовском телевидении), М.Цветаева (вокальные циклы «Бессонница» и «Благовещение»), Ф.Гарсиа Лорка (камерная оратория «Испанские мадригалы»). Тем не менее, самых серьёзных результатов она добивается и в крупных жанрах развёрнутой инструментальной композиции (концерт для оркестра «Импровизации»), музыкально-театрального полотна (балет «Гойя», поставленный на сцене Саратовского оперного театра) и особенно оратории (библейские фрески «Ave Maria», вокально-симфонические медитации «Сумерки», духовные песнопения «И дам ему звезду утреннюю…»). Неизменными качествами её творчества являются органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, высокая духовность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания. Удостоена Государственной премии (1991) и звания заслуженного деятеля искусств России (1994).

     Разнонаправленность творчества молодых композиторов Саратова характерно преломляется в исканиях выпускников Саратовской консерватории Владимира Григорьевича Королевского (род.1960), Владимира Станиславовича Мишле (род.1960), Алексея Вячеславовича Павлючука (род.1970) и выпускника Новосибирской консерватории Сергея Павловича Полозова (род.1963). В.Королевский отличается высокой продуктивностью и большим разнообразием разрабатываемых жанров (симфонии, квартеты, сонаты, инструментальные и хоровые сюиты), причём не мнее широк и диапазон его образной палитры – от подчёркнутой концепционности до юмора и звукового озорства (с наибольшей очевидностью в музыке к многочисленным театральным спектаклям).  В.Мишле стремится к претворению в академической сфере широко бытующего интонационного материала, нередко обращается в своей инструментальной музыке к жанру шутки, пародии, остроумной игры с различными стилевыми моделями, чем в частности привлёк к себе внимание известных оркестровых коллективов, руководимых Л.Исакадзе и В.Спиваковым (симфоническая картина «Праздник», Концертино для камерного оркестра, Вариации на тему «Ёлочки» для фортепиано с оркестром, струнный квартет «Памяти кузнечика» и др.).

     А.Павлючук, тяготея к подчёркнуто проблемному образному строю, настойчиво и широко экспериментирует с самыми сложными звуковыми техниками второй половины ХХ века, всё более приближаясь к манере вполне оригинальной, но достаточно коммуникативной, поэтому не случайно ряд его последних работ отмечен на композиторских фестивалях и конкурсах (Фортепианное трио, «Ветер» для голоса и фортепиано, симфоническая картина «Памяти Сергея Беринского» и др.); необходимо отметить и неординарный педагогический дар А.В.Павлючука – множество его учеников стали победителями всевозможных композиторских конкурсов. С.Полозов, не придерживаясь какого-либо определённого из современных музыкальных течений, свободно использует их возможности для воплощения своих художественных замыслов, которые он реализует в основном в камерно-инструментальных и хоровых жанрах, а также в сочинениях для оркестра русских народных инструментов (струнные квартеты, кантата «Песни Стеньки Разина», «Сказ», написанный по мотивам П.Бажова); будучи кандидатом искусствоведения, изучает проблемы музыкальной информатики и использование компьютерных технологий в различных сферах музыкальной деятельности.

     Многие члены Саратовской композиторской организации успешно работают в массовых жанрах. Широким признанием пользуются песни народного артиста России Евгения Михайловича Бикташева (род.1939), почерк которого отличают яркое мелодическое дарование, разнообразие гармонического языка, корректное использование национального фольклора народов Поволжья. Среди наиболее популярных образцов – «Спасибо, Волга», «Снега России», «Гюзаль», «Вальс при свечах», «Песня льётся над Саратовом», «Вот моя деревня», «Не ревнуй». Изданы три авторских сборника песен (два из них в московских издательствах), общий тираж нотных публикаций превышает 8 миллионов экземпляров, 35 песен записаны на грампластинки. Среди исполнителей песен Бикташева – Валентина Толкунова, Александра Стрельченко, Маргарита Суворова, Геннадий Белов, Юрий Богатиков, Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Леонид Серебренников и Леонид Сметанников, Анна Литвиненко.

     С давних пор трудится в песенном жанре заслуженный деятель искусств России Юрий Владимирович Массин (род.1941), который ведёт настойчивый поиск нестандартной интонации, часто вкладывает в песню мощный публицистический заряд, сохраняя при этом ноту задушевности (цикл «Музыка над Волгой» и серия «Сны и были», записанная на компакт-диск Николаем Караченцовым). Игорь Николаевич Дороднов (род.1958) в своём творчестве инициативно развивает многообразные традиции отечественной массовой песни (среди разноплановых образцов – «Помни их, Россия», «На Байконуре», «Погоны», «Игра», «Снежинки», «Серебряное танго»). Виталий Алексеевич Окороков (род.1962), напротив, целиком обращён к новейшим видам музыкальной эстрады, активно сотрудничая с лидерами поп-музыки (А.Пугачёва, М.Распутина, А.Апина, Ф.Киркоров, группа «На-На» и др.).

     Названные композиторы отнюдь не замыкаются в рамках массовых жанров. Так, перу Е.Бикташева принадлежат симфония «Истоки судьбы», оперетта «А было это на Волге», вокально-оркестровые сюиты «Сабантуй» и «Поволжье», хоровые произведения, музыка к телефильмам. Ю.Массин проявил себя практически во всех жанрах – от симфонии и балета до струнного квартета и вокального цикла (особенно ощутимы его достижения в жанре кантаты – «Приутешница», «Безымянная высота», «Путешествие вокруг земного шара» и др.). В творческом портфеле И.Дороднова две симфонии, струнные квартеты, сонаты, романсы, композиции для оркестра народных инструментов. Пристальный интерес публики неизменно вызывают академические опусы В.Окорокова: вокальная симфония «Сатирикон», симфоническая поэма «Военные танцы ХХ века», фортепианный цикл «Апокалипсис», струнный квартет памяти Д.Шостаковича и т.д.

     Среди музыковедов высокой активностью в местной композиторской организации отличался заслуженный деятель искусств РСФСР Борис Георгиевич Манжора (1921–2001). В Уральскую консерваторию он поступил в 1939 году и закончил её после демобилизации из Советской Армии по двум отделениям – духовых инструментов и музыковедения, затем преподавал там же по классу тромбона и на кафедре теории музыки. С 1960-го работал в Саратовской консерватории, где был деканом, проректором по учебной и научной работе, заведующим кафедрой истории музыки. Помимо широкой музыкально-критической деятельности, постоянно занимался исследовательской работой. Основной круг его научных интересов был связан с музыкальным краеведением, в результате чего появились книги «Государственный Уральский русский народный хор», «С песней и танцем», «Композиторы и музыковеды Саратова», «Голос сердца (Страницы жизни О.П.Калининой)», двухтомное издание «Саратовский академический театр оперы и балета».

     Суммируя изложенное, необходимо сказать, что в творчестве членов Саратовской композиторской организации представлены все существующие жанры – от музыки для детей и массовой песни до масштабных ораториальных и музыкально-театральных полотен, сложнейших симфонических и камерных партитур, написанных в полном спектре художественных манер (от традиционной до авангардной). И если, к примеру, появляются такие вершинные достижения, как лучшие оркестрово-концертные композиции Арнольда Бренинга, Олега Моралёва, Михаила Симанского, Бориса Сосновцева или принадлежащие перу Елены Гохман вокальный цикл «Бессонница», балет «Гойя», оратория «Ave Maria», то это как нельзя более красноречиво говорит о потенциале местных композиторов.

     Систематически проводятся творческие пленумы и другие крупные художественные акции, самой значительной из них был фестиваль отечественной музыки прошлых лет «Ретроспектива» (1988). Осуществляются контакты с различными городами страны – посредством выездных концертов, творческих отчётов организации в Москве, что постоянно дополняется звучанием произведений саратовских композиторов на пленумах и съездах общенационального Союза композиторов, а также за рубежом. Организация проводит большую музыкально-просветительскую деятельность, прежде всего в форме авторских вечеров и творческих встреч, в том числе и с учащимися детских музыкальных школ. Широкую научную и популяризаторскую работу ведут музыковеды: лекции, беседы, диспуты в различных аудиториях, вступительные слова к концертам, выступления в прессе, по радио и телевидению, создание книг и брошюр по вопросам музыкального искусства. Осуществляется публикация музыкальных произведений и научных трудов в местных и столичных издательствах.

     Высокий рейтинг организации не раз подтверждался и в организационном плане. В 1966 году Саратовское отделение Союза композиторов РСФСР было преобразовано в Нижне-Волжскую организацию, в которую вошли Куйбышев, Волгоград, Астрахань, позже Ульяновск и Пенза. В сезоне 2000/2001 годов Саратовская композиторская организация широко отметила своё 50-летие. Во время фестиваля, посвящённого этой юбилейной дате, было организовано десять больших концертов, осуществлено семь изданий, состоялся выездной секретариат Союза композиторов России. Постановлением губернатора Д.Ф.Аяцкова Саратовская композиторская организация единственная среди творческих союзов занесена на Доску почёта Саратовской области. Не случайно, что в Саратове, чаще чем где-либо проводятся выездные заседания Секретариата Союза композиторов (2001, 2006). Именно Саратов стал инициатором первого фестиваля «Большая Волга», блестяще его провел, показав при этом уровень организации. Инициативу саратовцев поддержали Астрахань, затем Волгоград, а на очереди уже и Самара.

     Всё это свидетельствует о возросшей в последние годы творческой активности саратовских композиторов, что особенно заметно на фоне тех трудностей, которые ослабили деятельность многих других композиторских организаций страны. Немалая заслуга в столь плодотворной нынешней деятельности нашей композиторской организации принадлежит председателю её правления  с 1996 года Е.М.Бикташеву, который является советником губернатора по культуре координатором композиторских организаций Поволжья и секретарём Союза композиторов России.

     Музыковедческие кафедры уже на протяжении многих лет возглавляют Е.И.Вартанова (теория музыки и композиция) и Т.Ф.Малышева (история музыки). Елена Ивановна Вартанова (род.1945) в 1970 году закончила Саратовскую консерваторию, в   1973-м аспирантуру при ней (научный руководитель Б.А.Сосновцев) и тогда же начала преподавать в Саратовской консерватории. Ведёт исследовательскую работу, связанную с фундаментальными проблемами музыкального мышления и музыкального стиля, что нашло отражение в выступлениях на научных конференциях различного уровня и ряде статей («Генетико-типологические аспекты анализа сонатной формы в творчестве австрийских симфонистов», «Мифопоэтические аспекты симфонизма Рахманинова», «Логика музыкальной композиции Шнитке в свете диалога культур» и т.д.). Плодотворна педагогическая деятельность Вартановой, среди её учеников – дипломанты Всероссийских и Всесоюзных конкурсов музыковедческих работ, кандидаты наук.

     Заслуженный деятель искусств России Татьяна Фёдоровна Малышева (род.1947) после окончания Горьковской консерватории (класс профессора Т.Н.Левой) занималась в аспирантуре Московской консерватории (научный руководитель Б.М.Ярустовский, после его кончины – научный консультант  Е.Б.Долинская) и с 1972 года преподаёт в Саратовской консерватории. Среди выпускников её класса – кандидаты наук, ведущие педагоги музыкальных училищ и вузов, лауреаты и дипломанты Всероссийских конкурсов музыковедческих работ. Основные направления научной и просветительской деятельности связаны с проблемами музыкального театра ХХ века и историей музыкальной культуры Саратова (среди публикаций – монографии «Арнольд Бренинг» и «Мир музыки Михаила Симанского»).

     Два музыковеда непосредственно продолжают в своей деятельности традиции, заложенные Львом Львовичем Христиансеном. Его дочь Лидия Львовна Христианстен (род.1939) окончила Саратовскую консерваторию по классу М.Ф.Гейлиг в 1963 году и тогда же начала преподавать в ней, а с 1969-го занималась в аспирантуре Московской консерватории (научный руководитель Б.М.Ярустовский). Тематика её научных работ связана в основном с музыкальным фольклоризмом ХХ века, в том числе с творчеством Бартока, как одного из ведущих его представителей (совместно с И.В.Нестьевым написала главу о композиторе в многотомном издании «Музыка ХХ века» – М., 1987). В последние годы активно разрабатывает историософскую проблематику. В обширном перечне её публикаций существенное место занимают эссе о творчестве саратовских композиторов – О.А.Моралёве (сборник «Композиторы Российской Федерации», вып.4 – М., 1987) и Е.В.Гохман (сборник «Музыкальная классика и современность» – Л., 1983; журнал «Советская музыка» – 1991, № 10).

     Александр Сергеевич Ярешко (род.1943), закончив Саратовскую консерваторию (класс Л.Л.Христиансена) и аспирантуру Российской академии музыки им.Гнесиных (научный руководитель М.Э.Риттих), преподавал в Астраханской консерватории, а с 1984 года в Саратовской консерватории (с 1998 заведующий кафедрой народного пения и фольклора). Круг его научных интересов связан главным образом с отечественной фольклорной традицией, что отразилось в ряде статей и в книге «Колокольные звоны России» (М., 1991), в сборниках «Сто русских народных песен Астраханской области» (Астрахань, 1974) и «Народные песни Великой Отечественной войны» (Саратов, 2001), а также в выпуске альбомов грамзаписей «Колокольные звоны и народные песни Золотого кольца России» (1991), «Колокольные звоны Москвы» (1992). Он является одним из основателей движения за возрождение колокольных звонов в России: организатор научных конференций, фестивалей и школ колокольного искусства, реставратор колокольных звонов на колокольнях, составитель «Школы колокольного звона» (М., 1990), автор учебных программ и статей по соответствующей тематике, президент Саратовского регионального фонда «Возрождение православных колокольных звонов», с 1994-го президент Ассоциации колокольного искусства России.

     Помимо упомянутых кафедр с различной степенью интенсивности научная работа ведётся практически и на любой другой кафедре консерватории. О.Д.Степанидина, преподающая на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, в своё время защитила диссертацию «Проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе» и последовательно расширяет в том же направлении спектр исследуемых аспектов (от Глинки до Рахманинова и явлений ХХ века). Ощутимой результативностью выделяется исследовательская деятельность педагогов кафедры народных инструментов – это прежде всего безвременно ушедший из жизни В.М.Галактионов и Д.И.Варламов. Первый из них в большой серии статей рассматривал в основном вопросы исполнительства на баяне, важнейшим итогом чего явилась изданная в 1996 году в Москве книга «Паницкий, или Вечное движение». Суть научного поиска второго из названных исследователей состоит в глубинном осмыслении народного инструментального искусства с восхождением к обновлённому пониманию категории народности музыкального творчества, чему посвящены две выпущенные им монографии и многочисленные статьи.

         И в заключение – краткая справка об авторе этой статьи. Демченко Александр Иванович (род.1943), музыковед, педагог, лауреат Всесоюзного музыковедческого конкурса (1974), доктор искусствоведения (1992), профессор Саратовской государственной консерватории, Саратовского государственного университета и Саратовского государственного социально-экономического университета, Тамбовского музыкально-педагогического института, Волгоградского и Оренбургского институтов искусств, академик РАЕ (2004), заслуженный деятель искусств России (2004), заслуженный деятель науки и образования (2007), член Союза композиторов и Союза журналистов России. Научная деятельность отличается интенсивностью поиска, всеобъемлющей широтой тематики исследований, тяготением к охвату больших исторических периодов в развитии искусства. Его труды последнего времени открывают новое научное направление – универсальное искусствознание, обращённое к изучению мирового художественного процесса в исчерпывающей полноте, с рассмотрением всех видов искусства. Автор более трёхсот публикаций в научных сборниках и журналах, свыше пятидесяти книг и брошюр. Руководит подготовкой кандидатских и докторских диссертаций, является председателем регионального диссертационного совета при Саратовской консерватории им.Л.В.Собинова и членом диссертационного совета Ростовской государственной консерватории им.С.В.Рахманинова.

 

Председатели Саратовской композиторской организации:

М.К.Михайлов – с 1939

Я.К.Евдокимов – с 1951

Б.А.Сосновцев – с 1956

В.В.Ковалев –  с 1960

Б.А.Сосновцев – с 1966

М.Н. Симанский – с 1972

Б.А.Сосновцев – с 1983 

О.А.Моралев – с 1987

Ю.В.Массин – с 1991

Е.М.Бикташев – с 1996

Полина Осипова

Теги: саратов , музыкальная культура саратова,
читать комментарии (3)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ