Союз композиторов России

История Союза композиторов России

50 лет — это знаменательная дата в жизни Союза композиторов России, в жизни десятков композиторов и музыковедов, вносивших достойный вклад в культурную летопись страны. Период этот отмечен достижениями выдающихся композиторов — Д. Шостаковича и Г. Свиридова, А. Хачатуряна и Н. Сидельникова, Н. Жиганова и З.Исмагилова, В. Трамбицкого и И. Дзержинского, С. Баласаняна и В. Соловьева-Седова, А. Петрова и М. Таривердиева, В. Салманова и А. Нестерова, музыковедов — И. Мартынова, А. Сохора, И. Нестьева и др. И сегодня наш Союз богат талантами и известными общественными деятелями. Это Р. Щедрин, А. Эшпай, А. Чайковский, А. Пахмутова и О. Фельцман, Р. Калимуллин и Е. Бикташев, А. Кобекин и Ю. Юкечев, Б. Гецелев и А. Макоев, С. Слонимский и М. Кажлаев, Ш.Чалаев и Б. Тищенко, Д. Хаупа, В. Ходош и др., музыковеды — Ю. Корев и В. Задерацкий, А. Соколов и А. Устинов, Т. Синецкая и Е. Трембовельский, Е. Долинская и А. Цукер и др.

Необычайно интересен был этап подготовки к созданию Союза композиторов России, необходимость появления которого осознавали музыканты разных регионов России - Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Свердловска, Казани. Многие музыканты из этих регионов уже входили в Союз композиторов СССР. Подготовительный комитет
по созданию Союза композиторов России возглавил общественный деятель, руководитель Российского хорового общества, прекрасно знавший российские регионы, — Анатолий Григорьевич Новиков.

В конце 50-х годов во главе с А. Новиковым был создан Оргкомитет, куда вошли крупные общественные деятели — К. Массалитинов, А. Артамонов и представители союзных республик — Н. Жиганов, З. Исмагилов, Б. Ямпилов, Ф. Лукин, Х. Плиев. Было направлено письмо с ходатайством в ЦК КПСС об учреждении Союза композиторов России. После получения резолюции в апреле 1960 года был созван Первый Учредительный съезд. Концерты, посвященные съезду, состоялись в залах Московской консерватории, в цехах заводов, в домах культуры и клубах. Об одном из них — в Кремлевском дворце  —писала газета «Известия» 8 апреля 1960 года: «Давно не слышала Москва столько новых песен, столько новой музыки, как в дни Первого Учредительного съезда Союза композиторов Российской Федерации, который в течение четырех дней проходил в столице».

Первым секретарем Правления, куда вошли представители шестнадцати российских организаций, единогласно избрали Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, а ответственным секретарем – Глеба Щепалина, которого впоследствии (в 1964-м) сменил Александр Холодилин. Д.Д. Шостакович вместе с Правлением определил главные направления деятельности композиторской организации, к которым были отнесены:

• подъем периферийных композиторских организаций,

• создание условий для композиторского творчества,

• обеспечение звучания и пропаганды музыки России,

• внимание к творческой молодежи,

• решение социальных проблем музыкантов.

Однако здоровье Д.Д. Шостаковича в то время существенно ухудшилось, и огромную часть работы Правления того периода взял на себя Сергей Артемьевич Баласанян.

На Втором съезде (1968) Председателем Правления был избран Георгий Васильевич Свиридов, а Ответственным секретарем — Станислав Стемпневский.

Третий съезд Союза композиторов России состоялся в 1973 году в Колонном зале Дома Союзов. На съезде было выбрано новое руководство Союза композиторов России. Председателем Правления Союза композиторов стал Родион Константинович Щедрин, который руководил Союзом композиторов РСФСР в течение последующих 17 лет. Первым секретарем были избран Андрей Яковлевич Эшпай, вскоре покинувший свой пост. Ответственным секретарем, а затем Заместителем председателя Союза композиторов — Владислав Казенин. Вторым Заместителем председателя впоследствии стал Ян Френкель. В Секретариат вошли композиторы различных регионов страны: Ф. Васильев (Чувашская АССР), Р. Газизов (Башкирская АССР), В. Красноскулов (Ростов-на-Дону), В.Куприянов (Марийская АССР), А. Новиков (Новосибирск), А. Пузей (Свердловск), М.Симановский (Саратов), М. Таривердиев, В. Агафонников, музыковед Ю. Корев (Москва), Б. Тищенко, В. Успенский (Ленинград), М. Яруллин (Татарская АССР).

Родион Щедрин и Секретариат Союза композиторов России вели огромную работу по сохранению организационно-творческих традиций Д.Д. Шостаковича, проявлявшихся в пропаганде творчества современных композиторов на музыкальных форумах России.
В то время было проведено большое количество крупнейших фестивалей в Омске, Тюменской области, Вильнюсе, Суздале, Владимире, Горьком, городах Северного Кавказа. Зародившиеся в тот период фестивали стали традиционными: «Панорама музыки Сибири» (Новосибирск), «Донская весна», «Фестиваль на Кубани», праздники музыки в Саратове, Уфе, Свердловске, Горьком. Появились новые фестивали, праздники музыки в Астрахани, Красноярске, «Европа — Азия» — в Казани, «Тувинское музыкальное лето» — в Кызыле и других городах Тувы.

Свои традиции имеют фестивали двух последних десятилетий - это «Панорама музыки России», «Композиторы России — детям», «Музыка друзей» — фестиваль, в котором исполняются произведения зарубежных композиторов. При этом форма и география фестивалей необычайно широка. Фестивали проводятся не в одном городе, а в нескольких. В 2008 году, например, детские фестивали состоялись в Смоленске, Твери, Кирове и Саратове, а фестиваль «Панорама музыки России» — в Челябинске, Уфе, Липецке и Воронеже. Тематика этих фестивалей и музыкальных встреч, музыковедческих конференций была многообразной и значительной: «Композитор-исполнитель-слушатель», «Советские композиторы — труженикам села», «Роль фольклора в современном творчестве», «Образ современника в творчестве композиторов России» и многие другие.

Важнейшая организационная работа Секретариата Союза композиторов России — создание новых творческих отделений, которые становятся музыкальными центрами в городах и республиках. С их помощью осуществляется связь с музыкальной общественностью, концертными организациями, учебными заведениями.  За последние годы были созданы новые творческие организации, среди них — Союзы композиторов Якутии, Тывы, Мордовии, Красноярска, Челябинска, Перми, Адыгеи, Смоленска, Калининграда, Кирова, Коми, Костромы, Ярославля, Вологды, Брянска, Пензы, Белгорода, Читы (Забайкальская организация), Калуги, Абакана (Республика Хакасия), Подмосковья. Начало их деятельности сопровождалось проведением фестивалей, концертов.

Большая работа была проведена в области организации композиторских конкурсов, среди которых выделяется Международный конкурс по композиции имени С.С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (неизменным председателем его является Родион Щедрин), Конкурс имени А. Петрова «Хрустальный камертон» (председатель Андрей Петров, затем Владислав Казенин), Международный конкурс молодых композиторов имени П.И.Юргенсона (председатель Владимир Тарнопольский), Губернаторский международный юношеский конкурс имени В. Гаврилина в Вологде, детский конкурс по композиции в Нижнем Новгороде и другие.

В преддверии нашего 50-летия прошли две крупнейшие акции, о масштабах которых мы давно мечтали. По инициативе Министерства культуры России, Председателя Союза композиторов РФ и дирижеров М. Горенштейна и М. Аннамамедова симфонические оркестры страны исполнили множество программ из произведений российских композиторов. (Содержание этих программ отражено в буклете «Между съездами».) Особо выделились Липецкий симфонический оркестр под управлением дирижера Г. Оганезова, Уральский симфонический оркестр, возглавляемый Д. Лиссом, оркестры из Челябинска, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Республик Татарстан и Башкортостан и другие.

Уникальным явился проект мордовского музыковеда Ирины Галкиной под названием «50 лет Союзу композиторов России — 50 концертов — 50 композиторов», — осуществленный ею в Саранске на протяжении прошлого и нынешнего годов.

Уникальный проект газеты «Музыкальное обозрение»: коллективное сочинение «Десять взглядов на десять заповедей», в котором приняли участие М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С.Жуков, В. Кобекин, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А.Чайковский, А. Эшпай. В течение двух месяцев произведение было исполнено 20 симфоническими оркестрами в 20 городах РФ и транслировано по каналу «Культура» на всю Россию.

Большое внимание Союз композиторов России уделяет воспитанию творческой молодежи. Два года в нашей организации существует Молодежное отделение композиторов (МОЛОТ), которое возглавляет Ярослав Судзиловский. Здесь регулярно проходят концерты молодых композиторов, прослушивание новых сочинений, дискуссии о проблемах композиторского творчества. Аналогичные отделения созданы в Петербурге, Казани, Якутии, Екатеринбурге, Новосибирске. Их работа очень активна. Мы сохранили семинары молодых композиторов и музыковедов в ДТК «Руза» (руководители В. Екимовский и К. Уманский). Очень тщательно и ответственно работает Приемная комиссия (руководители К. Уманский и М. Броннер).

В современной музыке палитра музыкальных жанров чрезвычайно широка. Определенное место здесь занимает жанр симфонический, в котором успешно работают композиторы Ю. Мишин (Белгород), Р. Касимов (Уфа), создавший 7 симфоний, М. Гагнидзе (Москва), автор свыше 50 симфоний, композиторы В. Кобекин (Екатеринбург), А. Корепанов (Ижевск). А. Белобородов (Петрозаводск), Ю. Юкечев (Новосибирск), А. Чайковский (Москва), А. Макоев (Владикавказ) и другие.

Развивается жанр оперы, в которой поражает многообразие тематики и форм воплощения. Несмотря на то что с музыкальными театрами нас связывает не очень тесное сотрудничество, тем не менее, в последнее время состоялось много премьер. В Московском академическом камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского была поставлена опера Ш. Чалаева «Кровавая свадьба», в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко — «Гамлет» В. Кобекина. Премьеры опер того же композитора («Александр Македонский» и «Кудангса Великий») прошли в Якутском театре оперы и балета. В Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского за последнее десятилетие были поставлены оперы: «Пенадней» Э. Денисова, «Лолита» Р. Щедрина, «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского. В Башкирском государственном театре оперы и балета идут сочинения З. Исмагилова и С.Низамутдинова. В рамках XXVIII Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», 20 октября 2006 года, в Большом зале Московской консерватории состоялась мировая премьера Русской хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова». Много интереcных работ можно назвать и в камерном жанре, и в сфере детской музыки.

Большими достижениями отмечено творчество российских музыковедов. В настоящее время в Издательстве «Композитор» выходит крупномасштабная 25-томная антология «Русское музыкознание ХХ века» (автор и руководитель проекта В.В. Задерацкий), 20-томная «Большая музыкальная энциклопедия» (приоритетная роль здесь принадлежит ученым Государственного института искусствознания), издается серия «Композиторы регионов России» (уже опубликованы сборники «Композиторы Ростова-на-Дону»,  «Композиторы и музыковеды Саратова», «Композиторы Татарстана»); выпускается множество монографических исследований, посвященных российским и зарубежным композиторам — А. Арутюняну, С. Баласаняну, С. Губайдулиной, Э. Денисову, Г. Литинскому, Н. Мясковскому, А. Николаеву, Б. Чайковскому, Д. Шостаковичу, А. Шнитке, Р.Щедрину, а также А. Шёнбергу, К. Шимановскому и др. Центром по изучению творческого наследия Г. Свиридова подготовлено к изданию 50-томное собрание сочинений композитора.

Теги: союз композиторов россии, казенин,
читать комментарии (4)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ