На спектаклях XXXII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева

Афишу Нуриевского фестиваля составили спектакли классического наследия и современной хореографии. В нее вошли «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Анюта» и др., а также два одноактных балетах Эдварда Клюга «Radio&Juliet» и «Quatro» и два Гала-концерта.

Премьерный «Корсар» оказался лучшим спектаклем нынешнего фестиваля. в котором казанская труппа в украшении солистов Михаила Тимаева (Конрад), Кристины Андреевой (Медора), Олега Ивенко (Али), Аманды Гомес (Гюльнара), Артёма Белова (Бирбанте), Вагнера Карвальо (Ланкедем) и др. Почти все они примы-балерины и премьеры, что позволяет добиться фантастического уровня технического и актерского мастерства.

Каждую премьеру художественный руководитель балета Владимир Яковлев осуществляет с большим пиететом к наследию прошлого. В «Корсаре» он полностью сохраняет танцевальную основу Мариуса Петипа и Константина Сергеева. Музыка А.Адана, Л.Делиба, Р.Дриго, Ц.Пуни, Л.Минкуса, П.Ольденбургского, Е.Корнблита также не теряет своего очарования (хотя в прежних постановках, к примеру, 2004 года наблюдался более свободный подход к музыке балета). По определению В. Яковлева, к новой постановке «Корсара» он подошел не столько как хореограф, сколько как режиссёр, четко выстраивающий балетную драматургию в связи с логикой сюжетного развития действия, что потребовало переноса отдельных танцевальных номеров и сцен в балете (появление номера «Оживленный сад» в сцене гарема Сеида-паши, мечтающего заполучить в наложницы красавицу Медору).

По сравнению с прошлыми двумя постановками балетмейстера Д. Ариповой и хореографа Е. Панковой спектакль В. Яковлева в большей мере приблизился к жанру романтического балета, поражая броской зрелищностью, смелыми сценическими контрастами, яркими незабываемыми характерами героев и выразительнейшей сценографией, выполненной А.Злобиным, А.Ипатьевой и автором живописных видеопроекций Д.Шамовым.

Первый спектакль казанского состава произвел настоящий фурор, критики сошлись в едином мнении о превосходстве I-го премьерного дня. Из приглашенных солистов II-го спектакля выделились, на мой взгляд, Лауретта Саммерскейл (Баварский балет), раскрывшая новые грани характера Гюльнары - мягкую женственность и восточную негу в сравнении с импульсивной страстной Амандой Гомес в этой же партии. Художественные достоинства «Корсара» - в совершенстве исполнительского мастерства главных солистов, мощного кордебалета и замечательного театрального оркестра под руководством опытного мастера Рената Салаватова. По своему качественному уровню «Корсар» - готовый балет для экранизации в кинематографе и на телевидении.

Чудесная пара Берлинского балета Лауретта Саммерскейл и кубинец Алехандро Виреллес украсила устоявшийся, проверенный временем, репертуарный спектакль «Жизель», продемонстрировав изящество и пластическое дыхание классического танца. К несомненным удачам фестиваля можно отнести балет «Спартак» в хореографии Георгия Ковтуна, где заняты лучшие танцовщики труппы казанского балета: М.Тимаев (Спартак), А.Полодюк (Красс), К.Андреева (Ливия), А.Гомес (Клавдия), А.Штейнберг (Мать-Волчица) и др. Это был мощный, грандиозный спектакль с оригинальной версией Ковтуна по мотивам античных легенд Древнего Рима.

Не оправдал радужных надежд балет «Ромео и Джульетта» из-за неравнозначной замены солистов. Ждали Исаака Эрнандеса (Ромео) из Английского национального балета и Доротею Жильбер (Джульетта) из Парижской оперы, а прибыли Ксения Овсяник и Денис Виейра из балета Берлина. К сожалению, чудо не случилось! Захотелось вновь увидеть премьерный показ 2017 года в Казани с примой Кристиной Андреевой и премьером Михаилом Тимаевым.

Дальнейшее продвижение фестиваля шло по нарастающей. Три последних спектакля были великолепны – «Лебединое озеро» с солистами Ковент-Гардена, «Баядерка» с Екатериной Кондауровой (Никия), Тимуром Аскеровым (Солор), Екатериной Осмолкиной (Гамзатти) из Мариинки, и «Дон Кихот» с Сашей Мухамедовой (Китри, Нидерланды) и лучшим танцовщиком этого фестиваля  Леонидом Сарафановым из Михайловского театра в виртуозной партии Базиля.

Организаторы фестиваля преподнесли балетоманам сюрприз от титулованного танцовщика, премьера Мариинки и худрука балета Новосибирского оперного театра Дениса Матвиенко. Он с артистами балета мирового шоу «Великий Гэтсби» блестяще исполнил главные партии в одноактных балетах Эдварда Клюга «Radio&Juliet» и «Quatro». Потрясающее воздействие на зрителя оказал первый из них прочтением старинной истории о Ромео и Джульетте посредством нового оригинального хореографического языка Эдварда Клюга на музыку британской группы «RADIOHEAD». Это был редкий органичный пример демонстрации современной хореографии, вобравшей наиболее характерные стили конца XX – XXI вв., блестяще сочетавшейся с предложенной автором современной музыкой.

Татарский балет в настоящее время пользуется заслуженной славой, кто-то из критиков по праву назвал его театром-энциклопедией, театром-музеем, в котором с огромным уважением относятся к наследию прошлого и возрождают шедевры классического балета.

Маргарита Файзулаева


 А.Адан. Корсар. Медора - Кристина Андреева

Анюта. Анюта - Людмила Хитрова, Студент - Артем Баньковский

Дон Кихот. Китри - Саша Мухамедова, Базиль - Леонид Сарафанов

Лебединое озеро 2

Шурале. Сююмбике-Сабина Яппарова

Теги: татарский академический государственный театр им. джалиля, международный фестиваль классического балета имени рудольфа нуриева , лебединое озеро, жизель , баядерка, спартак, ромео и джульетта, балет анюта,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ