Поздравляем с Днём работника культуры!

Редакция Газеты поздравляет всех работников культуры с профессиональным праздником! Главным завоеванием XXXVI-го Международного оперного фестиваля имени Ф.И.Шаляпина в Казани стала премьера «Набукко» Верди. Мы публикуем статью музыковеда Маргариты Файзулаевой "От концерта в костюмах к подлинной драме на сюжет ветхозаветной истории".

В последнее время наш оперный театр осуществляет реставрацию вердиевских шедевров - основу оперного репертуара: «Травиаты», «Риголетто», «Аиды», «Трубадура» и других спектаклей. На последнем фестивале мы увидели «Набукко» в интерпретации режиссера из США, круто отличающуюся от постановки 2003 года итальянского режиссера Дени Криефа в стиле эпической оперы-оратории. Ефим Майзель на первый план в «Набукко» выводит драматическое противостояние народов Вавилона и Иерусалима – иудеев и вавилонян.

Исторические события, относящиеся к 6-му веку до н. э., описанные в Библии о бедствиях евреев, разрушении храма Соломона, о завоеваниях Навуходоносором новых земель, приобретают современный смысл. По мнению режиссера, одна из важнейших в опере - тема обладания властью и злоупотребление ею. Тема власти и народа, актуальная для всех времен и сообществ, получает глубокое отражение в аспекте темы духовности, истинных человеческих ценностей: любви к Отечеству, уважению к человеку, культа семьи и ответственности за жизнь детей. Режиссеру удалось создать масштабную драматическую захватывающую постановку о жестоком противостоянии древних народов.

Действие наполнено экспрессией, где бушуют подлинные страсти: любовь, ненависть, предательство, проклятие завоеванного народа иудеи, трагедии человеческих судеб. Режиссер возвел на сцене реалистичный театр военных действий с кровопролитиями, пленением евреев, впечатляющими массовыми сценами  сражений. В результате привнесенной динамики действия и мощного эмоционального воздействия опера освободилась от статики и повествовательного тона, присущего  изначально опере, и превратилась в захватывающий спектакль.

Концепция художественного решения (сценография и костюмы) Виктора Герасименко была психологически близка к режиссерским идеям Ефима Майзеля. Мрачный облик королевского дворца Вавилона, объятый огнем Храм Соломона в Иерусалиме, выполненный в форме стеклянного куба с 6-конечными звездами, устрашающие идолы и демоны ассирийцев (демоны – с телом человека и головой льва), убедительные костюмы иудеев и вавилонян в стиле эпохи - во всем ощущалось взаимодействие религий и культур древних народов. Happy End «Набукко» трактуется как символ обновления и возрождения цивилизаций, освобождения угнетенных народов. По мысли Е.Майзеля, это надежда на лучшее, что  в наши трудные времена очень важно.*

«Набукко» обещает быть репертуарным спектаклем, удачным оказался коллектив постановщиков, в котором каждый из них – режиссер, дирижер, художник, хормейстер - играл первую скрипку в решении  сложных художественных задач. Музыкальный руководитель постановки - дирижер Стефано Романи из Италии нашел свой подход к оркестру и сумел установить точный звуковой баланс и акустическую ауру спектакля. Исполнительские возможности этого дирижера безграничны, он умеет взять в свой кулак, по выражению Мариса Янсонса, исполнение оркестра и повести его за собой. Он мастер глубокого  нефорсированного звука и благородной сдержанной манеры дирижирования без показухи и пустых эффектов. Стефано Романи неоднократно приезжал на шаляпинский фестиваль, демонстрируя высокий класс  мастерства. На мой взгляд, он - лучший среди дирижеров фестиваля.

Истинное  сокровище в казанской опере – это хор (хормейстер - Любовь Дразнина), который легко справляется с шедеврами оперного искусства. В «Набукко» он выполняет сложные художественные смысловые задачи, являясь основной движущей силой спектакля в центральных массовых сценах в обрисовке  противоборствующих сил ассирийцев с иудеями. В его звучании возникает ощущение пространства, полета звука, убеждает стилистическая точность вердиевского колорита, в хоре, пожалуй, самое главное – это редкое актерское мастерство каждого солиста многочисленного коллектива.

Сложные титульные партии «Набукко» по плечу лишь ярким звездным исполнителям, к примеру, Борису Стаценко, которому досталась центральная роль царя Навуходоносора. «Я счастлив, что участвовал в создании гигантского сценического полотна «Набукко» в Казани», - признался Борис Стаценко на встрече со зрителями в Доме актера. Ему удалось показать духовный рост образа Навуходоносора от властного, непобедимого царя, провозгласившего себя Богом, через страдания, муки и смирение осознавшего истинные ценности человеческого бытия и получившего прощение небес. Солист достигает полной экспрессии чувств, не утрачивая при этом художественной меры. Трактовка Оксаны Крамаревой образа Абигайль (Украинская опера) отличается ясностью, логичностью, а эмоциональная наполненность звучания и блеск вокального мастерства отличают особенности ее исполнительства.

Прорывом в завоевании оперного пространства можно считать выступление солистки ТАГТОиБ Зои Церериной в сложнейшей партии Абигайль, в которой певица чувствовала себя свободно и уверенно. Глубокий философский образ иудейского первосвященника Захария представил публике Сергей Ковнер (Украинская опера).

Из двух исполнительниц Фенены, дочери Набукко, Регина Рустамова из Мариинки была ближе по эластичности звука и подлинности чувств. Остальные приглашенные артисты: Геннадий Ващенко – партия Набукко (Украина), Андрей Валентий –Захария (Большой театр республики Беларусь), Александр Трофимов – Исмаил (Мариинский театр), Дарья Рябинко – Фенена (Красноярский театр оперы и балета), на мой взгляд, не раскрыли полностью свой певческий диапазон и сложную психологическую гамму чувств избранных героев. Однако странным показался состав солистов на первой и второй премьере, куда были  включены несопоставимые по мастерству исполнители. Логичнее было бы определить целостный звездный состав на открытии фестиваля, а на следующий день показать ординарный второй состав.

Возвращаясь к премьере, отметим следующее: Ефим Майзель сумел преодолеть инерцию давней традиции постановки «Набукко» в форме «концерта в костюмах» и представил зрителям подлинную оперную драму!

* Майзель Е. Слово постановщика / Буклет оперы «Набукко». – Казань 2018.

Маргарита Файзулаева

Заслуженный деятель искусств РФ и РТ

Теги: фестиваль оперный, премьера, набукко, ефим майзель, мариинка, казань, федор шаляпин,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ