Потому что люблю...

В преддверие Международного Женского Дня 8 Марта редакция "Музыка России" поздравляет милых женщин и предлагает Вашему вниманию интервью музыковеда Гульнары Салмановой с композитором, заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан Ильгамом Байтиряком - "Потому что люблю...".

Юбилейный авторский концерт композитора И. Байтиряка (22 сентября 2017) открылся Симфонической увертюрой «Потому что люблю». Концерт прошел в очень теплой и душевной атмосфере в Детской музыкальной школе №5, – той самой, где будущий композитор начинал свои первые шаги в мир музыки. Сегодня Ильгам Байтиряк – известный композитор, автор большого количества произведений в самых разных жанрах. Это симфоническая и камерно-инструментальная музыка, вокально-симфонические циклы, произведения для хора, музыка для детей, исполняются не только в родном Татарстане, но и за пределами и России. Его музыка покоряет с первых же звуков, она наполнена лирикой и светом, и это особенно чувствуется в его вокальных сочинениях, в которых проявляется яркий мелодический дар композитора.

_DSC2256_

Г.С.: Ваша музыка очень мелодична и абсолютно тональна. Между тем окружающий нас мир совсем не гармоничен, полон стрессов и проблем. В чем Вы находите для себя источник вдохновения, что подпитывает Ваше творчество?

И.Б: Прежде всего мое творчество подпитывает сама природа, окружающая нас. Потому что природа самодостаточна. Она сама по себе гармонична, в ней нет агрессии и зла, природа полна любви, она для меня и есть источник вдохновения. Природа – это то, мимо чего пройти нельзя, без нее, собственно говоря, и жить нельзя. В детстве мы ее не очень ценим, но постепенно пробуждается тяга к природе, как к чему-то главному в жизни. Если обратить внимания на названия моих сочинений, то в них часто присутствует слово любовь: Симфоническая увертюра «Потому что люблю», вокально-симфонический цикл «Наша любовь», оркестровая пьеса «Предчувствие любви»… – и это не случайно, наверно потому, что я сам романтик.

Мелодический дар у меня от природы. Большой вклад в мое становление сделали мои педагоги по композиции – Лоренс Иванович Блинов и Шамиль Камильевич Шарифуллин. Они привили мне профессиональные навыки, научили работать с мелодическим материалом. Я также бесконечно благодарен своей супруге, Флюре. Она сама музыкант и, конечно же, мой первый слушатель и критик. Побывав на концертах современной музыки, она мне сказала как простой слушатель, что люди приходят на концерты за прекрасным, чтобы почувствовать любовь, катарсис, зарядиться положительными эмоциями. А в итоге получают депрессию, хаос, мрак и какую-то безысходность. В жизни этого и так достаточно. Музыкальный язык многих современных композиторов чересчур сложен и не понятен. Я прислушался к ее мнению и постепенно пришел к стилю, в котором сейчас сочиняю. Конечно же, не обходится без критики со стороны моих коллег, но я думаю, что нахожусь на верном пути, потому что тема любви - это вечная тема и выбирая ее, никогда не ошибешься.

Г.С.: Вы учились в Казанской государственной консерватории. Дипломной работой стала - Первая симфония, которая была блестяще исполнена Государственным симфоническим оркестром РТ под руководством петербургского дирижера Александра Козлова, редкий случай для композитора-выпускника. Ваше произведение услышал выдающийся дирижер Фуат Шакирович Мансуров. Вы попали в число счастливчиков, маэстро не раз включал ваши произведения в свои концерты.

И.Б.: Да, мне повезло. Моя дипломная работа связала меня с Фуатом Мансуровым. В этом помог случай. По традиции в Казанской консерватории дипломные работы композиторов исполнялись студенческим симфоническим оркестром. Но по каким-то причинам оркестр распустили раньше, и к тому же я был в тот год единственным выпускником, поэтому исполнить мою симфонию на Государственном экзамене студенческим оркестром было невозможно. Мне ничего не оставалось делать, как обратиться к Государственному симфоническому оркестру. Это было на первый взгляд авантюрно, но к моему удивлению всех, симфонию взяли в работу. Мою дипломную симфонию оркестр записал даже на радио Татарстана, и я имел возможность представить государственной комиссии высококачественную запись. Мне еще повезло, что ко мне с пониманием отнесся главный редактор музыкальной редакции радио – Рафаэль Ильясов, который направил выездную студию во главе с лучшим звукорежиссером – Всеволдом Владимировичем Александровым. Благодаря этой записи, моя симфония была принята и в фонд радио Татарстана. Но не обошлось и без скандала. Тогдашний второй дирижер оркестра – Александр Козлов очень тщательно и много репетировал, чем вызвал недовольство некоторых оркестрантов. Об этой ситуации стало известно Фуату Мансурову, вот тогда-то он заинтересовался мной и моей музыкой. Послушав запись, Фуат Шакирович сказал: «И что все ругаются, хорошая музыка, и я буду ее исполнять с оркестром!». Так началось наше общение с Фуатом Мансуровым. Я стал показывать ему свою новую музыку, а он достойные, на его взгляд, произведения, включал в программы своих концертов. Несколько концертных сезонов оркестра, Мансуров открывал моими произведениями. Например, в 1998 году прозвучала Симфоническая увертюра «Татарстан», в 2000 году на открытии 34-го концертного сезона был исполнен мой вокально-симфонический цикл «Наша любовь» на стихи Равиля Рахмани, в 2003 году на открытии 37- го концертного сезона ГСО РТ исполняется моя Симфония.

 Г.С.: Фуат Мансуров очень живо интересовался и исполнял музыку композиторов Татарстана, сотрудничал с СК РТ. Многие меломаны помнят замечательный проект «Премьеры с Фуатом Мансуровым». С уходом Фуата Шакировича ситуация изменилась. Музыка композиторов Татарстана, особенно наших современников все реже исполняется в концертах ГСО. Перестали писать?

И.Б.: Конечно же, композиторы не перестали писать, они пишут и очень активно. Но исполняться стали реже. С приходом нового главного дирижера Александра Сладковского проект «Премьеры с Фуатом Мансуровым» нашел свое продолжение в ежегодных концертах «Новая музыка композиторов Татарстана». Но этот проект просуществовал до начала 2017 года , и в сезон игрался только один концерт. Не могу сказать, с чем это связано, зато появился новый Фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Один из концертов фестивальной программы посвящен произведениям современных татарских композиторов, правда, это уже не новая музыка, а отобранные А. Сладковским произведения и к составлению программы Союз композиторов РТ никакого отношения не имеет. К сожалению, моя музыка там еще не звучала.

Г.С.: Мне бы хотелось поговорить о вашем наставнике - Шамиле Камильевиче Шарифуллине . Это известный композитор, который вписал очень яркую страницу в татарскую музыку своим творчеством. Скажите, чем он был для вас и как он повлиял на ваше творчество?

И.Б.: Шамиль Камильевич прежде всего научил меня работать с интонацией. А это основа мелодии! И пока я не научился сочинять одноголосные мелодии, имеющие яркое интонационное зерно, мы дальше не двигались. Я несколько лет занимался только этим, и мне даже было обидно, ведь заканчивая, музыкальную школу по классу композиции у Лоренса Ивановича Блинова, я был автором уже сложных сонат! Мне очень повезло с Учителем, который сам был мелодистом от Бога. Очень часто я слышал от него: «Не разбрасывайся своим даром, у тебя здесь материала на несколько мелодий, смотри: сколько интонационных зерен имеется в твоей мелодии? А должна быть только одна и из нее все должно вырастать! Если ты посадил пшеницу, то должна вырасти пшеница, а не другая культура. Все должно быть естественно, как в природе, тогда и восприниматься будет хорошо». Шамиль Камильевич был большой знаток татарского фольклора и всегда говорил, что в памяти народа остаются лишь жемчужины, и они совершенны, поэтому нужно постоянно развивать свой мелодический дар и надо учиться на народном материале.

Г.С.: Муки творчества свойственны вам?

И.Б.: Труднее всего начинать с чистого листа. Долго приходится настраиваться, иногда это выматывает, если не находишь, не бывает настроения. Такие поиски можно сравнить с настройкой нужной волны в радиоприемнике. Но если этот канал открывается, то физически ощущаешь какую-то связь с космосом, и музыка льется целыми потоками. Тогда приходит колоссальная работоспособность, ты забываешь про сон и еду, не чувствуешь усталости. Вот это и есть вдохновение и творческий процесс. Я думаю, что творческие люди чувствуют себя по-настоящему счастливыми только во время этого процесса. Даже не само исполнение на концерте, а сам процесс сочинения придает ощущение счастья и своего предназначения.

Г.С.: На вашем юбилейном авторском вечере прозвучало много новых произведений и в частности, премьера виолончельного концерта. Чем вам интересен жанр инструментального концерта?

И.Б.: Меня всегда интересовал этот жанр. Свое первый концерт для валторны с оркестром я написал в 2005 году, который успешно звучал и в концертах Государственного симфонического оркестра Татарстана, и на концертах оркестра «Новой музыки», и на фестивале «Европа-Азия». Концерт для виолончели с оркестром я написал по известной казанской виолончелистки Ларисы Масловой. История создания Концерта связана с трагическими событиями на Украине и войной на Донбассе. Я посвятил Концерт жителям Новороссии. В этом сочинении мне хотелось показать судьбу человека, живущего в мирное время и невольно оказавшегося в войне, которая пришла на его землю. Он был написан в 2015-м году, но эта тема по-прежнему остается горячей. Финал моего концерта заканчивается победой жителей Новороссии. Как бы я хотел, чтобы музыка концерта оказалась пророческой!

Специально для своего авторского концерта я написал симфоническую поэму «Весенний Кырлай». Весной 2017 года, мы с творческой группой во главе с председателем союза композиторов РТ Рашидом Калимуллиным побывали с концертом в историческом комплексе - селе Новый Кырлай. Знаменитые тукаевские места, сказочная атмосфера, связанная с поэтическими персонажами - Шурале, Былтыр и Сююмбике, Водяная и мальчик, убегающий с золотым гребнем, и всеобщее весеннее настроение, вдохновили меня на сочинение музыки. В итоге произведение «Весенний Кырлай» прозвучало не только на моем авторском концерте в исполнении оркестра «Новой музыки» под управлением Анны Гулишамбаровой, но и на открытии XIII фестиваля «Европа-Азия».

Наверное, на концерте многие обратили внимание еще на одно направление моего творчества – это обработка не только народных песен, но и песен ушедших татарских композиторов. Эту идею подал мне композитор Рашид Калимуллин. Я беру за основу мелодию известной песни и создаю оригинальную пьесу для симфонического оркестра, близкую по духу к балладам, фантазиям или поэмам. Они все компактные (3-5минут), но имеют симфоническое развитие. На сегодняшний день, я создал 27 таких инструментальных обработок самых популярных вокальных произведений разных композиторов - сочинения Н. Жиганова, А. Ключарева, Х. Валиуллина, А. Бакирова, З. Хабибуллина, Ф. Ахметова, М. Музафарова, Дж. Файзи, Ф.Яруллина и других. На своем авторском концерте я показал всего четыре аранжировки и убедился, что публике эти композиции очень нравится. Конечно же, я не забываю и про народную музыку. Недавно я написал Фантазию для струнного оркестра на две татарские народные темы - «Мелодия уральских вод» и «Станок». Премьера с большим успехом состоялась на концерте «Жемчужины русской и татарской музыки» в Мельбурне (Австралия) в исполнении местного оркестра.

Г.С.: Расскажите о своей семье, кто ваши родители? Вы ведь родом из красивейших мест, Буинского района Татарстана.

И.Б.: Я родился в селе Кильдуразы Буинского района. В Советское время после окончания учебных заведений выпускников распределяли на работу в основном, в сельскую местность. Именно в это село поехали по распределению работать молодые специалисты - педагог по музыке и врач - мои папа и мама. Так что я родился в деревне и до четырех лет жил там. А потом папа поступил учиться в аспирантуру и мы переехали в Казань. Сколько себя помню, Дома всегда звучала музыка. Мама пела мне колыбельные, когда укладывала спать, когда занималась по хозяйству, пела татарские народные песни. Папа любил классическую музыку, вообще он был очень музыкально одаренным человеком, хотя выбрал другую профессию. Он привозил пластинки с музыкой Чайковского, Моцарта, Верди, Дворжака, Кабалевского. Он был моим вдохновителем и поддерживал все мои попытки сочинять музыку, придумывал названия моим первым детским пьесам и оплачивал обучение в музыкальной школе. Я очень благодарен своим родителям, что они разглядели во мне музыкальное дарование и сделали все, чтобы я стал музыкантом.

Г.С.: А дочь проявила интерес к музыке? Продолжила ваши семейные профессиональные традиции?

И.Б.: Я своей дочери дал очень красивое и древнее татарское имя - Сарвиназ. Оно настолько редкое, что даже не все татары ее слышали. Но все кто любят татарские песни, это имя знают хорошо. Потому что много народных песен с этим именем и самая известная – эта та, которую пел Ильгам Шакиров, кстати, меня мама назвала в честь него. Часто бывает так, когда меня спрашивают, как зовут твою дочь, и я отвечаю: «Сарвиназ», то в ответ мне поют эту песню: «Сарвиназ, килә яз...” Люди всегда радуются этому имени, и от этого мне приятно. Кстати, у меня тоже есть есть песня “Сарвиназ”, и она была написана задолго до рождения дочери. Меня настолько тронул образ в стихотворении Бики Рахимовой, что для меня Сарвиназ стала женским идеалом. И конечно же, когда родилась дочь, у меня и сомнения не было как ее назвать. Дочь пыталась в детстве учиться музыке, несколько лет ходила в музыкальную школу, но ее больше привлекало рисование. Она закончила художественную школу и сейчас учится в коледже на дизайнера одежды. Этоже творческая профессия, она выбрала ее сама, надеюсь она принесет ей радость и удовлетворение.

Г.С.: Ильгам, вы состоявшийся композитор, который вступил в пору зрелости. А что вы можете пожелать тем, кто только начинает свой путь в этой профессии?

И.Б.: Прежде всего писать такую музыку, чтобы она нравилась не только себе, но думать и о слушателях, о том как они будут воспринемать ее. Ведь мы, композитоы, создаем свою музыку для людей. Нужно писать светлую, яркую музыку, чтобы было больше любви, тепла и радости. Не надо стесняться ясных мелодий, пусть даже если они на первых порах кого-то напомнят, где то ваше “я” оно по-любому будет и не нужно ничего бояться, писать и все!

 Гульнара Салманова

Теги: композитор, музыковед гульнара салманова, ильгам байтиряк, заслуженный деятель искусств рт,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ