Соловей татарского народа: в Казани торжественно открыли памятник Рустему Яхину

Рустем Яхин – выдающийся классик татарской профессиональной музыкальной культуры, композитор, пианист, педагог. Сегодня, 16 августа 2017 года ему бы исполнилось 96 лет. Именно в этот день в сквере по улице Большая Красная, напротив здания Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г.Жиганова был торжественно открыт его памятник.

Автор памятника - скульптор, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат государственных премий РТ, народный художник РТ Асия Миннуллина и скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, член Союза художников России, профессор Андрей Балашов. Архитектор – заслуженный архитектор России и Татарстана, лауреат государственной премии Республики Татарстан им.Тукая Герман Бакурин. Рустем Яхин изображен сидящим на лавке в парке. Рядом — куст, на ветку которого села птица. По задумке авторов, бронзовая композиция должна ассоциироваться с популярной музыкальной композицией Яхина «Не улетай, соловей», которую он написал в 1968 году.

В торжественной церемонии приняли участие Президент РТ Рустам Минниханов, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, Государственный Советник Татарстана Минтимер Шаймиев, Мэр Казани Ильсур Метшин, председатель Союза композиторов РФ и Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин, ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин, известные деятели искусства РТ.

Торжественное и приподнято-радостное настроение создала песня Рустема Яхина «Туган Ягым» («Мой край родной»), мелодия которой стала гимном Республики Татарстан, прозвучавшая в исполнении Камерного хора Казанской государственной консерватории.

foto_4-50

Открыл мероприятие Президент РТ Рустам Минниханов, который отметил, что «мы всегда будем гордиться его произведениями, всегда будем помнить о нем». Затем с приветственными словами к собравшимся также обратились Рашид Калимуллин и ректор Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова Рубин Абдуллин.

«Рустем Хаджиевич был потрясающий композитор, потрясающий человек, потрясающий музыкант. Мне удалось быть знакомым с ним, общаться с ним, бывать у него дома. Это был очень интересный человек, интересующийся не только своей музыкой, но и музыкой своих коллег. Он живо интересовался тем, чем занимаются наши композиторы, кто что пишет», – сказал в своей приветственной речи председатель Союзов композиторов РФ И РТ, народный артист России и РТ Рашид Калимуллин. Рашид Калимуллин является прямым «потомком» Р.Яхина – педагог Калимуллина - Борис Трубин учился у Яхина. Рашид Калимуллин отметил символичность расположения памятника. «Консерватория носит имя Назиба Жиганова, основателя нашей казанской консерватории. Концертный зал рядом носит имя основоположника татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева. И сейчас рядом стоит памятник Рустему Яхину – одному из сильнейших мелодистов нашей республики и всего Советского Союза», помню, на всесоюзном конкурсе певцов 38 и 40 участников конкурса выбрали его произведения».

20170816_105112

Как отметил ректор казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова Рубин Абдуллин, сегодняшний день можно считать данью памяти Рустема Яхина: «Песни Яхина – это визитная карточка республики. Где бы вы ни были, вы можете услышать это. И в западной Европе, и в Америке, услышать его творчество. Он давно стал всенародным композитором, всемирным композитором».

Отрадно, что на этом событии смог присутствовать и ученик Р.Яхина - 87-летний Борис Трубин, который поделился с редакцией «Музыка России» воспоминаниями о своём великом учителе: «Рустем Яхин был удивительный педагог. Когда начинающие композиторы приносили свои работы и спрашивали, как лучше сделать то или иное место, он отвечал, что это вы должны решить сами, ведь именно вы – автор, только вы имеете право и ответственность решать, каким будет произведение! Он не растил своих подражателей, а умел раскрыть самобытность ученика. Это педагогическое кредо Яхина стало и моим принципом работы».

20170816_112115

На мероприятие присутствовали члены Союза композиторов Росси и РТ - ведущие композиторы Анатолий Луппов, Ренат Еникеев, Резеда Ахиярова, Леонид Любовский, музыковеды Вадим Дулат-Алеев, Земфира Сайдашева, Рамзия Усеинова и др. Присутствовал на открытии и молодые, но уже известные композиторы: Эльмир Низамов (достойный преемник традиций Рустема Яхина – ученик Бориса Трубина), Алсу Сунгатуллина.

20170816_111942

Торжественное открытие памятника продолжила концертная программа: прозвучал знаменитый романс «Не улетай, соловей» в исполнении Филюса Кагирова, а также другие известные произведения композитора в исполнении молодых певцов. Партию фортепиано виртуозно исполняла заслуженная артистка РТ Алсу Барышникова.

Екатерина Коврикова


Биография Р.Яхина:

Рустем Мухамет-Хазеевич (Мухаметхаджиевич) Яхин (1921 – 1993) вошел в историю татарской музыки как один из самых ярких композиторов, чья музыка неизменно пользуется любовью слушателей. Родился 16 августа 1921 года в Казани. С раннего детства у него проявилось увлечение музыкой, татарскими народными песнями, которые хорошо знала и очень любила мать будущего композитора Марьям Яхина. В детскую музыкальную школу № 1 города Казани Яхин пошел учиться в возрасте тринадцати лет, по совету своей родственницы Марьям Рахманкуловой – известной певицы. Директор школы Р. Л. Поляков и преподаватель фортепиано А. В. Чернышева сразу заметили необыкновенные способности нового ученика и посоветовали ему продолжить обучение в Москве. После окончания московского музыкального училища по классу фортепиано А.Г. Руббаха в 1941 году Яхин успешно сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию. Но началась Великая Отечественная война, и молодой музыкант был призван в армию. После окончания войны Рустем Яхин продолжил учебу в Московской консерватории: как пианист - в классе В.М. Эпштейна и как композитор - в классе профессора Ю.А. Шапорина. Годы учебы в Москве оказали большое влияние на формирование профессионального мастерства и творческого кругозора композитора. В качестве дипломной работы Яхин представил Концерт для фортепиано с оркестром (первую часть), который вызвал широкий резонанс (1950). В том же году молодой композитор возвратился в родную Казань, где продолжил работу над своим фортепианным концертом, завершив в 1951 еще две его части. Это был первый в татарской музыке концерт для фортепиано с оркестром, который до настоящего времени остается самым известным и исполняемым произведением татарской музыки в этом жанре.

В 1950-1952 годах Яхин преподавал композицию в Казанской консерватории. В последующие годы его творческая деятельность была сосредоточена на сочинении музыки и на концертных выступлениях. Произведения Яхина быстро завоевывали симпатии широкой слушательской аудитории, и уже в молодые годы он стал одним из ведущих композиторов республики.

В начале творческого пути им было создано несколько инструментальных произведений крупной формы. Соната для скрипки и фортепиано, Поэма для скрипки и фортепиано, Соната для фортепиано и самое значительное сочинение этого периода творчества – фортепианный концерт – продемонстрировали прекрасное владение Яхиным академической техникой композиторского письма и обозначили основные стилевые приоритеты композитора. С творчеством Яхина связано преломление в татарской музыке традиций романтического музыкального искусства. Жанрово-стилевые особенности романтизма в произведениях композитора синтезировались с традициями татарской мелодики, образуя ярко-индивидуальный, всегда узнаваемый яхинский стиль. В числе своих любимых композиторов сам Яхин называл в первую очередь Рахманинова и Чайковского, и влияние их творчества (особенно на ранние произведения татарского композитора) очевидно. Это влияние проявилось не только в преломлении характерных стилевых элементов творчества выдающихся «русских романтиков», но и в эмоциональном и лирико-психологическом строе произведений.

В дальнейшем Яхин сосредоточил свои творческие интересы в области инструментальной музыки на жанре миниатюры, создав целый ряд разнохарактерных пьес, иногда объединяя их в циклы, как, например, приобретший широкую популярность цикл фортепианных пьес «Ќђйге кичлђр» («Летние вечера»). В области инструментальной миниатюры татарский композитор творчески развил традиции камерно-инструментальной музыки различных национальных композиторских школ европейского романтизма. Ему принадлежат замечательные ярко индивидуальные образцы сочинений в таких традиционных жанрах как вальс, ноктюрн, музыкальный момент, юмореска, программная миниатюра и др. Жанрово-стилевые традиции пьес Шуберта, Шумана, Шопена, Грига в творчестве Яхина получили самобытное воплощение в условиях интонационной среды татарской музыки и эстетических установок второй половины ХХ века. Яхин внес крупный вклад в развитие татарской композиторской школы. Он является одним из самых выдающихся мастеров камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки, поднявшим на новый уровень жанры татарской песни и романса, национально-характерной инструментальной миниатюры. Особое место в камерно-инструментальном творчестве композитора занимают сочинения для фортепиано. Он оказал большое влияние на развитие татарского фортепианного искусства, фактически выступив его основоположником и как композитор, и как первый татарский концертирующий пианист с профессиональным образованием. Фортепианные сочинения Яхина – это «золотой фонд» репертуара татарских пианистов.

Богатый мелодический дар и изысканный гармонический слух Яхина проявился и в инструментальном, и в вокальном творчестве. Мелодическое мышление композитора сформировалось под влиянием традиционной татарской песенной культуры и творчества выдающихся европейских и русских композиторов-мелодистов. Но Яхин никогда не сочинял «ретро-музыку», не увлекался стилизациями, в своем творчестве он ориентировался на современность. Композитор внес большой вклад в развитие современной татарской песенной культуры. Лирико-психологические и лирико-драматические вокальные сочинения Яхина, вокальные циклы (например, цикл «В Моабитском застенке» на стихи М. Джалиля) стали новым словом в татарской музыке, расширили ее стилевой и образный диапазон. Обращаясь к стихам различных татарских поэтов, среди которых Г. Тукай, М. Джалиль, С. Хаким, М. Нугман, А. Ерикееев, Н. Арсланов, Н. Даули, Р. Файзуллин, Р. Харис, Г. Зайнашева, а также к сонетам В. Шекспира, композитор неизменно находил очень точные, художественно убедительные средства музыкального воплощения поэтического текста.

Произведения Яхина всегда играли важную роль в культурной жизни республики: они пользуются большой популярностью, часто звучали в программах телевидения и радио, широко представлены в нотных изданиях и аудиозаписях, постоянно используются в концертном и педагогическом репертуаре. На музыку различных произведений Яхина в 1987 году в Татарском государственном академическом театре оперы и балета был поставлен балет «Фидаи».

Яхин оказал большое влияние на развитие музыкальной культуры Татарстана и как активно концертирующий музыкант, выступающий с сольными и ансамблевыми программами. Как пианист Яхин исполнял не только свои сочинения, но и произведения русской и зарубежной фортепианной классики. В ансамбле с Яхиным, мастером фортепианного аккомпанемента, выступали певцы М. Рахманкулова, М. Булатова, В. Шарипова, З. Хисматуллина, А. Аббасов, Х. Бигичев, Э. Залялетдинов, скрипачи М. Ахметов, Ш. Монасыпов и другие артисты Татарстана, а также известные по всей стране крупные исполнители А. Кривченя, Е. Серкебаев, Х. Ахтямова, З. Шихмурзаева. На концертах Яхина в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте и других городах публика открывала для себя новый поэтичный мир татарской музыки. По свидетельствам современников, слушатели восхищались необыкновенно изящным и мягким фортепианным звуком, одухотворенной и поэтичной манерой игры пианиста.

Меняются эпохи, и вместе с ними меняются критерии композиторского мастерства и вкусы публики, но интерес к музыке Яхина не ослабевает, как не ослабевает и сила воздействия его мелодий. Творческое наследие Яхина, отмеченное яркой индивидуальностью и изяществом стиля, остается действенным элементом «звукового мира» ХХI века, оказывая влияние на формирование музыкального вкуса новых поколений. Произведения Яхина, наполненные тонким лиризмом и богатством эмоционального содержания, облеченные в высокохудожественную музыкальную форму, привлекают музыкантов-исполнителей не только в Татарстане, но и далеко за его пределами, объединяют слушателей разных национальностей. В творчестве выдающегося татарского композитора отражены общечеловеческие ценности, воплощенные через призму татарской духовной культуры. Музыка патриотической песни Яхина «Туган ягым» («Родной край») в 1993 году была утверждена первым в истории Государственным гимном Республики Татарстан.

Яхин в истории татарской музыки является очень яркой и крупной фигурой. Он расширил выразительные средства и смысловые горизонты национального музыкального искусства, не прибегая к идеологическим и эстетическим декларациям, с неизменным художественным совершенством воплощая в музыке богатства внутреннего мира человека. Музыка Рустема Яхина признана татарской национальной классикой, а имя композитора стало неотъемлемой частью национальной истории.  

С 1972 года Рустем Яхин постоянно избирался членом правления Союза композиторов Татарстана.

Творческая деятельность Рустема Яхина неоднократно отмечалась государственными наградами. Ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Татарской АССР (1964), РСФСР (1970); народного артиста РСФСР (1981), СССР (1986). Гос. премия ТАССР им. Г. Тукая (1959). Композитор награжден орденами «Знак Почета» (1957), Трудового Красного Знамени (1971), медалями.

Список произведений Р.Яхина:

Симфонические: Концерт для фортепиано с оркестром (I ч. – 1950; II, III ч. – 1951).

Вокально-симфонические: Кантата «Урал» для хора, солиста и симфонического оркестра на стихи К. Даяна (1949); Кантата «Идель» («Волга») для хора и симфонического оркестра на стихи Р. Хариса.

Камерно-инструментальные: Сюита для фортепиано (1948); Поэма для скрипки и фортепиано (1948); Соната для фортепиано (1949); Соната для скрипки и фортепиано (1949); фортепианный цикл «Ќђйге кичлђр» —«Летние вечера» (1969); пьесы для фортепиано («Вальс-экспромт», «Юмореска»); пьесы для скрипки и фортепиано («Песня без слов», «Старинный напев»); «Элегия» для виолончели и фортепиано; обработки татарских народных песен.

Вокальные: Романсы и песни (всего около 400), в т.ч. вокальные циклы «В Моабитском застенке» на стихи М. Джалиля (1954), «Кояшлы янгыр» («Солнечный дождь») на стихи Р. Хариса (1979), «Яшерен сагыш» («Тайная грусть») на стихи татарских поэтов (1985).

Литература: Н. Шумская. Рустем Яхин. – М., 1958; Исанбет Ю. Вокальный цикл Р. Яхина на слова М. Джалиля «В Моабитском застенке» // Учен. зап. Вып. 4 / Казан. гос. консерватория. – Казань, 1970; Виноградов Ю.В. О Рустеме Яхине и его творчестве // Музыкальная культура народов Поволжья: Межвуз. сб. трудов. – М., 1978; Исанбет Ю. Рустем Яхин // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. – Казань, 1985. Рустем Яхин: Материалы. Письма. Воспоминания / Сост. Ю.Н. Исанбет, К.С. Тазиева; Общ. ред., вступ. ст., комм., указ. Ю.Н. Исанбет. – Казань, 2002; Рустем Яхин: Стиль творчества: Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев; Казан. консерватория. – Казань, 2002; Рустем Яхин в воспоминаниях современников. – 2-е изд., доп. /Сост.-ред. Ф.И. Хасанова; Казан. консерватория. – Казань, 2004. [Источник: Композиторы Татарстана. Сост.: А.Алмазова, Р.Усеинова, М.Файзуллаева. М.: Изд-во «Композитор», 2009. С.182-185.]

 

Теги: рустем яхин, соловей, президент рт рустам минниханов, минтимер шаймиев, ильсур метшин, рашид калимуллин, рубин абдуллин, памятник, асия миннуллина,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ