В панораме театральных событий

Весенне-летний период нынешнего театрального сезона в ТАГТОиБ им. М. Джалиля (2016-2017 гг.) выдался жарким, несмотря на прохладную неустойчивую погоду. В пестрой череде интересных театральных событий наиболее впечатляющими оказались XXX Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева (13.05.17-30.05.17) и гастроли казанского балета во Франции (7.06.17-18.06.17).

Нуриевский фестиваль за свой долгий путь получил всеобщее признание зрителей и превратился в культурное достояние России и мирового пространства. Нынешний фестиваль продемонстрировал творческое единство казанского балета, высококачественную работу оркестра, солистов, артистов кордебалета и достойное художественное руководство балетной труппы в лице В. А. Яковлева, главное внимание уделяющего совершенствованию классического репертуара в балетном жанре.

У каждого из 9 фестивальных спектаклей (как премьерных, так и утвердившихся в репертуаре) были свои поклонники, влюбленные в искусство танца, и все же наилучшими смотрелись такие шедевры, как премьерная «Ромео и Джульетта»,  «Золотая орда», «Жизель», «Дон Кихот». При этом вырисовывалась интересная деталь: родной состав ощущал себя более органично в сравнении с приглашенными солистами по отношению к роли, чистоте исполнения партий и по мастерству в целом.

От раза к разу совершенствуется национальный балет Резеды Ахияровой «Золотая орда», повествующая об эпохе золотоордынского хана Тохтамыша, о дворцовых интригах и поучительных уроках истории. За 4 года своего существования «Золотая орда» стала балетной классикой и, возможно,  в будущем станет одним из лучших татарских балетов.

Новое прочтение фантастической славянской легенды о виллисах-невестах скончавшимися до свадьбы, представили этуаль Парижской Гранд-Опера Доротея Жильбер (Жизель) и Иштван Саймон в партии графа Альберта (Земперопер, Дрезден). Исполнение Жильбер титульной партии стало явлением событийного порядка. Возвышенная, невесомая как перо птицы, нежная и обаятельная Доротея своей внутренней душевной красотой нашла эстетический подход к данной роли Молодой статный, красивый танцовщик Саймон сумел достичь духовного слияния в трагическом дуэте с Доротеей, исполняющей, несомненно, первую скрипку в этой паре. Таким образом, балет, поставленный в 1990 году, заискрился новыми гранями и смотрелся как премьерный, благодаря высокому уровню всех компонентов спектакля.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Истинный фурор произвели зарубежные гости,  исполнившие ведущие партии – Китри-Иоланда Корреа (прима-балерина Норвежского Национального балета) и Базиля-Осиэль Гунео (Национальный театр Мюнхена), которого называют «кубинской» сенсацией и королем танца. Такого плана балетных звезд, как Осиэль, в нашем театре, пожалуй, не было; он очаровал публику природной танцевальной пластикой, бешеной харизмой и актерским темпераментом. Имея такие редкие данные, танцовщик, вероятно, скоро овладеет и техническим мастерством в должной мере, во всяком случае, в Кубинском национальном балете статус премьера он добился за 3 года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Несмотря на яркие вспышки впечатлений, все же самый волнующий след оставил прокофьевский балет о шекспировских героях Ромео и Джульетте. По мнению тех, кому довелось видеть предыдущие постановки, последняя – одна из лучших. Первая была осуществлена в 1975 г. балетмейстером Диной Ариповой. Я помню этот светлый и одновременно трагический балет с легендарной балетной парой Ириной Хакимовой (Джульетта) и Виталием Бортяковым (Ромео), долгое время украшавшим репертуар театра.

Второй опыт 1999 г. принадлежал Борису Мягкову, известному постановщику в России и за рубежом. По мнению очевидцев, хореограф острее обнажил в балете конфликт и противоборство непримиримых кланов шекспировской истории, ввел яркие танцевальные композиции и драматические массовые сцены. «Ромео и Джульетта» в постановке Б. Мягкова продержался в репертуаре до 2017 г.

Действительно, шекспировский сюжет развертывается на одном дыхании, действие предельно динамично и экспрессивно, строится на контрастах драматических, лирических, комических и жанровых сцен праздничного веселья (по типу приемов ускоренного киномонтажа). Восприятие балета обогащало стремительное хореографическое действие на фоне уникальной прокофьевской музыкальной драматургии со сквозными симфонизированными сценами и развитой лейтмотивной характеристикой ведущих образов. Спектакль получился удивительно театральным, зрелищным, эмоционально глубоким и убедительным по воплощению художественных задач. Премьерная постановка сразу же определила высокий художественный уровень фестиваля и вызвала глубокие переживания поклонников терпсихоры. В ней грамотно определен состав солистов. Джульетта – восходящая звезда, жемчужина казанского балета, Кристина Андреева – великолепно справилась с многогранной, сложной партией Джульетты. Блеск технического мастерства и органику взаимоотношений с партнершей показал Михаил Тимаев (Ромео). Олег Ивенко (Меркуцио) очаровал публику своей непосредственностью, сценическим шармом и легкостью исполнения технических трюков. Высокий уровень мастерства всегда присущ Артему Белову (Тибальд). Столичная критика часто отмечает в спектаклях отличные работы премьеров и первых солистов мужского состава балетной труппы. Недаром Владимира Яковлева называют «гуру» в поисках звезд балета.

Второй премьерный день украсила лучезарная бразильская пара: Таис Диоженис (Джульетта) и Вагнер Карвальё (Ромео), завоевавшая симпатии публики артистическим блеском, легкостью и красотой исполнения танца. Кордебалет в «Ромео и Джульетте» несет основную нагрузку сюжетного и драматургического действия, артисты балета в массовых сценах добиваются предельных возможностей синтеза музыки и танца, четкой синхронности и полета танцевальной стихии.

Юбилейный фестиваль обозначил новое отношение к проведению Гала-концерта. Режиссер Андрис Лиепа оживил традиционную стилистику концерта художественными средствами документального кино и магией живого рассказа о великом танцовщике XX столетия Рудольфе Нуриеве.

Недавно казанский балет побывал во Франции по приглашению концертной компании Franceconcert (7.06.17-18.06.17). Зарубежные представители выбрали из репертуара ТАГТОиБ им. М. Джалиля шедевр балетного романтического искусства «Жизель» соотечественника Адана, как самый любимый во Франции. А в титульной партии хотели видеть приму-балерину Кристину Андрееву. Гастроли прошли а Париже, Ницце, Тулузе, Лионе, Марселе и других городах. Организация гастролей поразила слаженностью, четкостью решений, французская публика принимала казанский балет на ура, особый драйв у наших солистов вызвали заключительные выступления в Парижском Дворце конгрессов в престижном зале на 3800 мест, вскоре в СМИ появятся отклики на замечательные выступления солистов балетной труппы театра.

Сразу же по возвращению на родину балет окунулся в атмосферу нового фестиваля «Kazan classic fest», инициированного культурной программой футбольного турнира Кубка конфедераций 2017. Балетные хиты «Лебединое озеро», «Дон Кихот», лучшие оперы мирового репертуара «Евгений Онегин», «Аида», «Трубадур» вошли в афишу Казанского классического фестиваля, гостями которого стали многочисленные зарубежные и местные болельщики мирового футбольного турнира.

Маргарита Файзулаева

Заслуженный деятель искусств РФ и РТ


 


Теги: тагтоиб им. м. джалиля, ромео и джульетта, золотая орда, резеда ахиярова, жизель , балет дон кихот,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ