Центру современной музыки Софии Губайдулиной - 15 лет: о миссии композитора и не только

11 мая в четверг в репетиционном зале Центра С.Губайдулиной (Казань, ул.Тельмана,29) состоялась творческая встреча с заслуженным деятелем искусств России, народной артисткой, лауреатом Госпремии Татарстана им. Г.Тукая, ведущим современным композитором республики Резедой Ахияровой, которая поздравила Центр современной музыки Софии Губайдулиной с 15-летием и ответила на вопросы о состоянии современной музыки.

На встречу с популярным композитором Татарстана пришли учащиеся музыкальной школы №30 Советского района Казани.

Я очень рада находиться в этом историческом месте, сказала Резеда Ахиярова. Считаю, что Центр современной музыки играет большую роль в музыкальной жизни нашей республики, вокруг него группируются яркие творческие силы - музыканты, художники, композиторы, исполнители, слушатели - все кто не равнодушен к музыке. Центром ведется большая и разносторонняя работа по формированию особого пространства, в котором соединяются современная музыка, живопись. Любой житель нашего города может ближе познакомится с жизнью и творчеством своей великий землячки Софии Губайдулиной. Очень интересны и познавательны просветительские проекты, различные фестивали, выставки, концерты. Силами Центра был создан замечательный фильм о казанском периоде жизни Софии Губайдулиной, издана прекрасная юбилейная книга-альбом, посвященная 85-летию композитора. Отрадно, что вся эта работа получает резонанс в музыкальном мире республики.

Ведущая встречи, молодой композитор Алсу Сунгатуллина приготовила для гостьи несколько вопросов. Первый вопрос касался песенного творчества композитора, благодаря которому Р.Ахиярова стала самым популярным композитором нашей республики и далеко за его пределами.

На вопрос - как написать песню, которая сразу завоюет сердца слушателей, композитор сказала:

Р.А.: Готовых рецептов здесь нет. И когда я пишу, то об этом даже не задумываюсь. Определенно должен быть посыл в тексте, т.е. хорошие стихи, которые могут зацепить, вдохновить и тогда рождается мелодия. Тогда все происходит очень естественно, без каких либо мук и усилий. Но еще очень много зависит от исполнителей, они тоже участники творческого процесса и во многом определяют судьбу песни.

Был задан вопрос о месте основоположника татарской литературы Г. Тукая в творчестве композитора.

Р.А: Фигура Тукая стоит особняком в культуре нашего народа, он стал символом, его песня Туган тел - это гимн, который объединяет всех татар, живущих в самых разных уголках планеты. Поэзия Тукая – неисчерпаемый кладезь народной мудрости, он оказывает влияние на всю нашу художественную культуру, вдохновляет и заставляет думать. Я как композитор, не могла не обратиться к его поэзии. В 1986 году написала симфоническую поэму «Монлы сазым», навеянное образами тукаевсакой поэзии. Это сочинение, посвященное 100-летию великого татарского поэта, до сих пор звучит в исполнении разных коллективов в нашей республике и за рубежом. Два года назад ее исполнил Королевский лондонский симфонический оркестр в рамках проекта «Жемчужины татарской музыки». Я написала музыку к фильму «Тукай», оформила несколько мультипликационных фильмов на сюжет сказок Тукая «Бала белэн кубэлэк» и «Эш беткэч, уйнарга ярый». Самая крупная и значительная моя работа, связанная с Тукаем, это опера «Любовь поэта», созданная на либретто Рената Хариса. Чтобы приступить к работе над оперой, самым сложным жанром музыкального искусства, композитору нужно накопить определенный опыт работы. Я хорошо понимала, что это должна быть опера XXI века. Я постаралась вложить в оперу всю свою душу. Старалась писать красивую, теплую, мелодичную музыку. Это мой взгляд на судьбу Тукая. Одна из главных тем оперы - это любовь, огромная всеобъемлющая и побеждающая, ради которой мы живем на этой земле.

Был задан вопрос о дальнейшем сотрудничестве с ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля:

Р.А.: После оперы, по заказу театра, я написала балет «Золотая Орда». Он был поставлен в 2013 году, автор либретто также поэт Ренат Харис. Страницы истории моего народа всегда волновали моё творческое воображение. Балет, конечно же, не может объять все события, происходившие в ту далекую эпоху. Мы стремились передать дух того грозного времени и запечатлеть некоторые моменты начала трагического крушения великого государства. Балетмейстер-постановщик Юрий Ковтун очень творчески воплотил этот балет на сцене и получилась яркая постановка, имевшая большой резонанс в музыкальной жизни республики.

Недавно я закончила новую оперу «Сююмбике». Неординарная трагическая история казанской царицы показалась мне очень привлекательной. Она для меня женщина — символ, которая не покорилась обстоятельствам. Премьера оперы запланирована на 2018 год.

 Беседа с этой удивительной женщиной продолжилась и после встречи со школьниками. Она с большим интересом ознакомилась с музейной частью Центра Софии Губайдулиной, поскольку была здесь уже достаточно давно. Хранитель фондов Центра С.Губайдулиной музыковед Р.Усеинова показала новую экспозицию музейных комнат и тоже задала несколько вопросов Р.Ахияровой.

 Композитор София Губайдулина, недавно отметившая свое 85-летие, как человек религиозный, считает главным в своей музыке «восстановление связи («жизнь разрывает человека…»), восстановление «легато жизни», и: - «помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки». На вопрос как вы прокомментируете это высказывание Софии Асгатовны, Резеда Ахиярова ответила:

 Р.А.: Это ее суждение, и как большой мастер, великий композитор она вправе иметь именно такое суждение. Я думаю, что для написания музыки существует масса разных факторов. Для меня это просто жизнь, моя жизнь в звуках. Это мое прочтение каких-то поэтических произведений, философских книг, это мой взгляд на жизнь.

 Конечно, я считаю, что мы должны достучаться до людей, до их души. Это огромная проблема нынешнего мира - наша жизнь полна абсолютной бездуховности. Этот огромный поток, все, что нас окружает, в большей степени просто несет людям какую-то информацию. И этот информационный поток не влияет на формирование духовности.

Говоря о миссии современного композитора Резеда сказала следующее: Миссия композитора - очень важный вопрос и большая проблема для любого художника. Я очень обеспокоена дальнейшей духовной жизнью не только нашей татарской нации, России, но и мировой. В наш век потребления наша жизнь меня очень сильно напрягает, хотя, казалось бы, становится более комфортной и удобной. Миссия композитора состоит в том, чтобы людей возвысить над обыденностью. Собственно мы это своей музыкой и делаем. Своим творчеством я пытаюсь воздействовать на духовную жизнь человека. Я поздравляю Центр современной музыки Софии Губайдулиной с 15-летием, желаю новых креативных проектов, долголетия и процветания.

 

Музыковеды Рамзия Усеинова, Гульнара Салманова

Теги: резеда ахиярова, центр современной музыки с.губайдулиной, алсу сунгатуллина, габдулла тукай, татарский театр оперы и балета,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ