Рашиду Калимуллину - 60!

6 мая 2017 года исполняется 60 лет одному из ведущих композиторов современности, заслуженному деятелю искусств РТ и РФ, народному артисту РТ и РФ, лауреату международных конкурсов и государственной премии им. Г. Тукая, председателю Союза композиторов России и Союза композиторов Республики Татарстан РАШИДУ ФАГИМОВИЧУ КАЛИМУЛЛИНУ. Редакция газеты "Музыка России" поздравляет композитора с днём рождения и осуществляет репринт статьи Альбины Султан "СЧАСТЛИВЧИК КАЛИМУЛЛИН", изданной в журнале «Элита Татарстана» (май 2008 г.).

Одни говорят, что человек сам создает свою судьбу. Другие убеждены, что человек бессилен что-либо изменить в своей жизни, так как у каждого все заранее «запрограммировано». То есть от рождения либо дано быть счастливым, либо нет. Пример известного татарстанского композитора Рашида Калимуллина, казалось бы, подтверждает этот тезис. Председатель союза композиторов РТ (в тридцать с небольшим лет!), любимец Софьи Губайдуллиной, организатор и руководитель созданного в Казани Центра современной музыки ее имени, лауреат различных международных конкурсов, народный артист России и Татарстана.

Как его не назвать счастливчиком?! За его плечами - стажировки в Германии, Голландии, Америке, лекции в крупнейших университетах мира, многочисленные гастроли по всему миру, включая Гавайские и Канарские острова. Он знаком и дружен с композиторами мирового уровня. Регулярно посещает самое «тусовочное» для музыкантов место в Европе - Дармштадт, где собираются композиторы из разных стран, показывают свои сочинения, проводят мастер-классы. Сочинения Р. Калимуллина звучат в разных уголках мира. Премьеры большинства из них состоялись в исполнении известных коллективов: «Краусс-квартета», ансамбля «Музыка вива» (Германия), «Ардитти-квартета» (Англия), ансамблей «Сигнус» (США), «Вокс» (Швеция), японского флейтиста К. Хироси, немецкого гобоиста П. Веале, голландского пианиста К. Виринги и многих других. Многие работы созданы по заказу зарубежных исполнителей - тоже показатель мирового признания. «Везунчик», - говорят завистники. Конечно, в его случае не обошлось без благосклонной улыбки Фортуны. Однако кто знает, сколько труда, характера и целеустремленности пришлось ему приложить, чтобы добиться этого?! Ведь даже недруги отмечают, что он очень активный и деятельный человек. Это главная черта, унаследованная от родителей. Напутствие отца «всегда все делать основательно и тщательно» он запомнил на всю жизнь.

ДЕТСТВО. Его родители не были музыкантами, они работали судостроителями на заводе им. Горького в Зеленодольске, свою профессию любили, имели немало производственных наград. В то время быть рабочим считалось очень даже неплохо. Возможно, если бы сам Рашид в свое время не проявил настойчивость в выборе своего пути, он стал бы продолжателем семейной династии. Но так уж получилось, что с раннего детства он ощущал некую сопричастность с музыкой. Отец играл на тальянке. Мама очень любила слушать татарские народные песни, передаваемые по радио. Кроме того, первые годы своей жизни он часто бывал у бабушки в деревне, где по вечерам с улицы слышна была гармошка, где бабушка сама исполняла мунаджаты и баиты. Окончив медресе, она была довольно просвещенным человеком для того времени, и для внука сама сочиняла сказки, очень интересные и запоминающиеся.

Там же, в деревне, маленький Рашид особенно полюбил татарские народные песни. В памяти ребенка откладываются самые яркие моменты детства, и в данном случае они были связаны с музыкой. Казанская телестудия в советское время часто передавала концерты с участием юных певцов. Мама Рашида, будучи представителем рабочего класса, украдкой вздыхала, втайне мечтая, чтобы и ее сын выбился в люди. Но ей казалось, что для этого нужна другая среда, другое окружение, какие-то особые жизненные условия. Поэтому, когда 13- летний Рашид, самостоятельно сдавший экзамены в музыкальную школу, сообщил об этом родителям как о свершившемся факте, они удивились, но противиться не стали.

Тяга к творчеству была присуща будущему композитору с самого раннего детства. Еще в начальных классах он записался в кружок кукольного театра при местном Доме пионеров. Сказочный мир кукол, конечно, интересен, но хотелось попробовать что-то связанное с музыкой. Сделать это было нетрудно. Здесь же, в Доме пионеров, располагался кружок музыкальных инструментов. Чего здесь только не было - и балалайки, и домра, и баяны, и рояль. Волшебный мир звуков манил, тянул, завлекал и… кукольный театр отошел на второй план…

Про музыкальную школу он узнал случайно, когда познакомился с соседским мальчиком, мечтавшим стать музыкантом. Выяснив все подробности поступления, он, ничего не сказав родителям, во что бы то ни стало решил там учиться. И хотя он был старше других учеников, его приняли по классу кларнета. И именно в силу своего возраста он приложил максимум усилий для того, чтобы освоить все необходимые предметы в очень сжатые сроки.

АРМИЯ. Даже служба в армии, от которой сегодня многие пытаются «уберечься», помогла Р. Калимуллину утвердиться в своем жизненном пути. После «учебки» его направили в военный оркестр.

- Мне повезло. Ребята в оркестре отличались богатым внутренним миром, и общение с ними было полезным для меня в духовном плане. Они ведь были постарше, уже после учебы в консерватории. Именно в армии я выучил различные марши, научился играть на барабане, саксофоне, бас-гитаре. Кроме того, ребята были очень начитанными. Я сам еще в школе покупал книги на сэкономленные от завтраков деньги, но именно здесь прочитал зарубежных классиков в многотомниках, в частности, Драйзера, Ремарка, Бальзака и других - благодаря их рекомендации. Да и библиотека для военных была достаточно богата. Так что я успевал в то время заниматься самообразованием. И хотя ребята всего год служили, они мне здорово помогли. А во второй год службы я уже и армейским хором руководил, мы, помню, первое место заняли в гарнизоне среди дивизий, - вспоминает Р. Калимуллин.

ЗНАК СУДЬБЫ. Говорят, если человек выбирает правильный путь в жизни, то судьба дарит ему неожиданные встречи с известными людьми или интересные предложения. К примеру, когда Р. Калимуллин решил поступать в музыкальное училище Нижнекамска, в самолете его попутчиком оказался сам Ильхам Шакиров. Их места оказались рядом. И юный Рашид, то и дело посматривая на соседа и узнав в нем знаменитого певца, понимал, что это не случайность, а сама судьба. У них завязался разговор, говорили долго, а в конце пути мэтр пожелал успехов будущему композитору, оставил телефоны свои и своих друзей в Нижнекамске и Набережных Челнах, чтобы обратиться к ним за помощью. И хотя телефоны эти не пригодились, но сам факт знакомства и общения с известным исполнителем, его напутствия дорогого стоят.

УЧЕБА. Поступать в училище он решил в Нижнекамске, хотя Казань была ближе. Молодой город в то время активно пропагандировался в качестве ударной молодежной стройки, и юный Рашид, будучи романтиком, поддался, как сказали бы сегодня, на «PR-акцию». Когда он досрочно сдал экзамены за первый курс, родители купили для него баян - любимый инструмент сына, и привезли в училище. Они уже поняли, что их сын твердо решил пойти по этому пути, и про себя решили, что это лучше, чем метаться из стороны в сторону. Когда же он приехал в Казань поступать в консерваторию, абитуриентов, желающих стать студентами композиторского факультета, принимал лично ректор - Назиб Жиганов. Наверное, не было человека, не знавшего Жиганова тогда: музыкант всесоюзного масштаба, лауреат различных конкурсов, Герой Соцтруда. Он сразу обратил внимание на юного абитуриента, выделявшегося, прежде всего, своей решимостью, уверенностью и интересными идеями. И не обманулся. Сразу же по окончании консерватории первым из татарских композиторов Рашид Фагимович стал лауреатом международного конкурса в Германии за струнный квартет «Памяти Г. Тукая». Далее последовала победа в престижном конкурсе «Вена-Модерн-Мастер», авторские концерты в престижных залах Нью-Йорка и Токио. Это был настоящий прорыв татарской музыки в мировое культурное пространство.

ПЕРВЫЕ ГАСТРОЛИ. Первые гастроли, а были они в Японию, остались в памяти на всю жизнь. Крупнейшие газеты и журналы страны восходящего солнца опубликовали информацию о прошедшем концерте российского артиста, интервью, рецензии. Даже было замечено, что музыка Р. Калимуллина в чем-то похожа на японскую.

- А я тогда ничего не знал о Японии, это была для нас чуждая страна интересная, загадочная, но чуждая. Больше всего меня поразил общий уровень культуры людей, развитие экономики, прогресс во многих сферах жизнедеятельности. Помню, мы давали концерт с квартетом под управлением А. Монасыпова в Ногано - в горах. От Ногано нужно часа полтора в горы ехать, там стоит домик, такой симпатичный, и большой концертный зал. Я подумал: это же не центр города, для кого мы играть-то будем? Стояла осень, деревья обнажились, и кругом лежали ярко-красные листья. Погода великолепная. В предвкушении концерта и в некотором волнении мы вдруг обнаружили, что забыли ноты в гостинице. Пришлось срочно позвонить нашему менеджеру. И ноты были присланы нам в течение нескольких минут по электронной почте. Это в те времена, когда в России еще ничего не знали про Интернет. Так вот, когда до начала концерта оставалось минут сорок, стали подъезжать зрители. Выяснилось, что это очень престижная площадка для выступлений музыкантов с мировым именем. И зал был полон, - рассказывает Р. Калимуллин.

ЛЮБИМОЕ «ДЕТИЩЕ». В хаотичные 1990-е годы Р. Калимуллин мог бы, как некоторые его знакомые, резко поменять сферу деятельности и заняться бизнесом. Но он не стал этого делать, поскольку это означало бы изменить себя и изменить себе. Наоборот, именно в эти трудные времена он решился на смелый проект - создать в Казани международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия». Непросто это было. Находились противники, что понятно: обычно все новое воспринимается в штыки. Но время доказало востребованность подобного мероприятия. Ведь, по признанию самого композитора, «на фестиваль приезжают такие музыканты, которым есть что сказать современной публике и чье творчество является отражением действительности, новейшей истории. Фестиваль «Европа-Азия» уже известен всему миру. Нигде мне ничего подобного не приходилось видеть, а мы это особо отмечаем, ведь Казань находится на стыке двух культур». Событие показывает, насколько силен взаимный интерес друг к другу музыкантов Запада и Востока (Японии, США, Китая, Франции, Турции, Таджикистана, Азербайджана, Польши, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции, Канады и многих других стран). И интерес этот нередко подкрепляется неожиданными опытами совместного творчества исполнителей.

СОФЬЯ ГУБАЙДУЛЛИНА. В 1998 году фестиваль «Европа-Азия» посетила знаменитая Софья Губайдуллина. В Татарстане гордятся тем, что ее имя, находящееся сегодня в центре мирового внимания, своей судьбой изначально связано с казанским краем. Она особо выделяет творчество Р. Калимуллина. Иногда их произведения звучат вместе в одних и тех же концертных залах Европы. Известно, что Губайдуллина избирательна в своих знакомствах, предпочитая общаться только с людьми своего круга, с теми, кого ценит и уважает. И именно о Р. Калимуллине она сказала как-то: «Это один из немногих современных композиторов, которым удается не потерять обостренного слышания того душевного пространства, которое находится за пределами реального».

Действительно, не многим это дано. Работая в совершенно разных жанрах, он оригинально интерпретирует их. Яркая индивидуальность Р. Калимуллина проявляется в национальной самобытности, органичном сплаве восточных и западных музыкальных традиций. Его сочинения уже давно и прочно нашли свое место в репертуаре ведущих российских коллективов.

МЭТР И МОЛОДЕЖЬ. Сегодня Р. Калимуллин сам способствует в меру сил и возможностей тому, чтобы местные музыканты развивались, росли, ставили перед собой более масштабные задачи. К примеру, направляет наиболее талантливую молодежь в Москву, в Дом творчества Союза композиторов России, где с ними занимаются опытные педагоги, их работы оценивают специалисты, они имеют возможность послушать работы своих коллег из других городов России. Несомненно, это стимулирует дальнейший рост. Ведь обычно после окончания консерватории для молодого композитора наступает сложный период адаптации в новой среде, когда уже нет рядом педагога. А мастер-классы помогают чувствовать себя востребованными и нужными обществу. Таланты необходимо находить и направлять в правильное русло. Только тогда и появятся новые артисты, которые в будущем прославят свою республику - так же, как это удалось Рашиду Калимуллину.

Сегодня композитор играет на множестве различных инструментов и использует их в своих сочинениях. Его рабочий кабинет буквально заполнен ими. А первый экзотический инструмент - многострунный ситар - Рашид Фагимович приобрел много лет назад в Индии, когда Союз композиторов СССР организовывал гастрольные поездки. С тех самых пор, где бы он ни находился, всегда старается приобретать необычные инструменты. Такой богатой коллекции, пожалуй, ни у кого в Казани больше нет.

Альбина Султан

Теги: рашид калимуллин, элита татарстана, казань, музыкальная коллекция, софья губайдуллина, международный фестиваль европа-азия, струнный квартет «памяти г. тукая», татарские народные песни, центр современной музыки с.губайдулиной,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ