На концерте музыки ушедших композиторов зрительный зал полон воспоминаний, чувств и жизни

20 декабря 2016 в Казани, в актовом зале Союза писателей Республики Татарстан прошел концерт камерной музыки "Памяти ушедших композиторов посвящается...", организованный Союзом композиторов РТ (предс. Р.Ф. Калимуллин) при поддержке Министерства культуры РТ. "Музыка России" публикует впечатления от концерта члена Союза композиторов, кандидата искусствоведения, композитора, музыковеда Айгуль Софийской.

Вот оно – начало.

Все кто хотел и мог, уже собрались. Я тоже в зале в их числе. За окнами – тридцатиградусный мороз, но мы-то знаем, что каждого из нас согреет теплое дыхание звуков музыки нашей родины.

В исполнении славного Государственного струнного квартета Республики Татарстан зазвучала музыка классиков татарской музыкальной культуры – Салиха Сайдашева, Александра Ключарева, Фарида Яруллина, Мансура Музафарова, Мирсаида Яруллина, Загида Хабибуллина. Это обработки для струнного квартета татарских народных песен «Эллюки», «Баламишкин», неисчерпаемой по смысловой нагрузке, значению и высокой степени самоценности песни Сайдашева «Җырларым» («Песни мои»), «Анданте» из великолепного первого татарского балета Фарида Яруллина «Шурале». На высоте профессионализма и глубокого проникновения звучали инструменты квартета в руках Шамиля Монасыпова, Марата Зарипова, Альберта Асадуллина и Марата Аюпова.

DSC_7019

Вдохновенные романсы Мансура Музафарова «Башка берни дә кирәкми» («Больше ничего не нужно») и Мирсаида Яруллина «Казан утлары» («Огни Казани») эмоционально, с поистине итальянским стилем пения великолепно прозвучали в исполнении тенора Айрата Имашева (партия фортепиано – Анна Фунтикова).

DSC_7037

Следом за ними слушателям посчастливилось вновь соприкоснуться с прекрасными вокальными творениями Салиха Сайдашева «Хуш, авылым» («Прощай моя деревня»), Анвара Бакирова «Әйткән идең» («Говорила ты») в исполнении баритона Ильнура Байназарова с мягким и бархатным тембром голоса, и не менее интересного концертмейстера Ильдара Нигматуллина (партия фортепиано). Как трогательно было услышать от столь молодых исполнителей настоящий пример задушевного татарского «мон».

DSC_7048+

 

Музыка знатока татарского фольклора Шамиля Шарифуллина и сегодня свежа и актуальна. Неудивительно, что его фортепианные пьесы из цикла «Борыңгы моңнар» («Старинные народные напевы»), сыгранные одной из лучших пианисток, исполняющих сегодня музыку татарских композиторов, Екатерины Ковриковой, вызвали необычайный интерес публики: в цикле собраны и популяризированы исламские музыкально-культурные традиции татарского народа – мунаджаты, баиты, страницы из «Мухаммадии».

DSC_7098

…. В соседнем ряду расположилась пожилая пара. Но вот заструились звуки романса Шамиля Шарифуллина «Яфрак тешкән инде юлга» («Листья опали») в исполнении Зульфии Зариповой, с которыми оказались связаны воспоминания их нежной юности, – и мужчина тихонько берет свою спутницу за руку. Как тогда – в миг первого осознания своих чувств, когда весь мир принадлежал лишь им двоим… .

IMG_6418

А мелодии концерта продолжали уносить слушателей в те дни детства и юности, когда музыка наших композиторов звучала из всех домашних радиоприемников и с экранов татарского телевидения. В этот зимний вечер мы слушали музыку, дарящую радость, гармонию, от которой кружится голова и замирает дыхание.

Еще одно удивление. Ведущая Екатерина Коврикова объявляет о премьере «Романса» для виолончели и фортепиано Олега Любивца. Он посвятил этот романс своей прекрасной женщине – жене и композитору Резеде Ахияровой, которая в этом году, кстати, отметила своё 60-летие. Публика горячо приветствовала юбиляра, творческий вечер которой с большим успехом прошёл накануне, 19 декабря в гостинично-ресторанном комплексе «Татарская усадьба».

Чарующие звуки виолончели, подобные человеческому тембру голоса, и нежные переливы арпеджио у рояля в пьесе «Әкият» («Сказка») для виолончели и фортепиано Хуснуллы Валиуллина прозвучали в исполнении Ларисы Масловой и «хозяйки» вечера Екатерины Ковриковой.

Кульминацией концерта стало яркое, запоминающееся выступление Гульнары Байназаровой, которая исполнила одно из самых популярных в репертуаре вокалистов произведений Салиха Сайдашева – арию Гульюзум из музыкальной драмы «Наемщик». Атмосферу предновогоднего праздничного блеска создал последний номер концерта, который заискрился джазом, принял в объятия блюз и согрелся интонациями «Рапсодии» для фортепиано Рафаэля Белялова (исп. Е.Коврикова).

Один из столпов казанской композиторской школы Ренат Еникеев, присутствовавший на концерте, горячо поздравил его участников и одного из организаторов – заместителя председателя Союза композиторов Республики Татарстан по творческим вопросам Альмиру Касьянову, высоко оценив подбор программы и особо отметив удачное завершение концерта блестящей рапсодией, по выражению Р.Еникеева, как «брызги шампанского!».

Да, на этом концерте ожили чувства давно и совсем еще недавно ушедших композиторов. Их радость, слезы, счастье и печаль. И мы, пришедшие на концерт, прожили их вновь, вместе с теми, кого уже нет среди нас. Мы отдали дань памяти нашим коллегам и получили в дар прекрасный вечер, наполнивший нас ощущением праздника, жизнью и любовью.

 

 

Айгуль Софийская

Кандидат искусствоведения

Член Союза композиторов РТ

 

 

 

Теги: татарские композиторы, с.сайдашев, фарид яруллин, государственный струнный квартет рт, монасыпов шамиль, мансур музафаров, мирсаид яруллин, загид хабибуллин, марат зарипов, альберт асадуллин , марат аюпов, рашид калимуллин, альмира касьянова, айгуль софийская, шамиль шарифуллин, рафаэль белялов, ренат еникеев, резеда ахиярова, екатерина коврикова, союз композиторов рт,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ