Московская осень

28 октября 2016 года в Московском доме композиторов состоится торжественное открытие XXXVIII Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», который продлится до 30 ноября.

Председатель Оргкомитета фестиваля, председатель правления Союза московских композиторов, Заслуженный деятель искусств РСФСР, вице-президент Авторского Совета РАО Олег Галахов: «38-я “Московская осень” неукоснительно продолжает воплощать мечту каждого композитора — ежегодно представлять публике премьеры своих новых произведений.

36 концертов фестиваля охватывают все жанры современного сочинительства, многообразие форм и методов композиторского письма, творческих замыслов и исканий композиторов Москвы, а также гостей из других городов России и зарубежных стран. Более 200 авторов представляют свои новые произведения. Из них более сорока — зарубежные композиторы. В дни фестиваля композиторы, музыковеды и слушатели будут общаться за “круглыми столами”».

Фестиваль появился в 1979 году, и с тех пор Российское Авторское Общество проявляет очень деятельное участие в его судьбе, являясь одним из учредителей и спонсоров.

В этом году Концерт-открытие фестиваля будет приурочен к 110-летию со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича. В Доме композиторов прозвучит Четырнадцатая симфония для сопрано, баса и камерного оркестра в исполнении Камерного оркестра Российской Академии музыки имени Гнесиных.

«Последнее время я много сочиняю... Сейчас пишу ораторию для сопрано, баса, камерного баршаевского оркестра на слова Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке и Вильгельма Кюхельбекера. Задумано, как мне кажется, интересно... Подборка стихов вызвана следующим обстоятельством — мне пришло в голову, что существуют вечные темы. Среди них — любовь и смерть. Вопросам любви я уделил внимание хотя бы в “Крейцеровой сонате” на слова Саши Черного. Вопросами смерти я не занимался. Накануне ухода в больницу я прослушал “Песни и пляски смерти” Мусоргского, и мысль заняться смертью у меня окончательно созрела. Я бы не сказал, что смиряюсь перед этим явлением...

Писал я очень быстро... 14-я симфония (так я решил назвать этот opus), как мне кажется, является для меня этапным сочинением. Все, что я писал за последние многие годы, было подготовкой к этому сочинению. Возможно, впрочем, что я ошибаюсь». (Из писем другу – И. Гликману).

Свою Четырнадцатую симфонию Шостакович посвятил Бенджамину Бриттену, глубоко почитаемому автору «Военного реквиема». 21 июня 1969 года состоялось закрытое прослушивание симфонии в Малом зале Московской консерватории. Потрясенная публика, собравшаяся в Концертном зале Академической капеллы, устроила автору овацию.

В Концерте-открытии прозвучат также «In the Middle of Nowhere» — концерт для скрипки, альта и камерного оркестра Михаила Броннера и «Волынские наигрыши» — концерт для четырех видов флейт, клавесина и камерного оркестра Валерия Кикты.

1 ноября в Доме композиторов можно будет услышать сцены из трех опер: Вокальную повесть «Аэлита», написанную по роману А.Толстого и монооперу «Голова профессора Доуэля», созданную по фантастическому роману А. Беляева на собственное либретто для баритона и фортепиано Татьяной Чудовой, а также сцены из оперы «Государыня», которую задумала Валерия Беседина в 1998 году, либреттистом стал 19-летний сын композитора Святослав Беседин.

2 ноября к 40-летию Ансамбля ударных Марка Пекарского в Доме композиторов выступят гости из Франции: Тьерри Миролио — ударные, Софи Жегу — хореография, Хосе Мигель Фернандес — электроника и видео. Авторы произведений, которые они исполнят: Бруно Монтовани (Франция), Иширо Нодаира (Япония), Хосе Мигель Фернандес (Франция), Жанг Ксиао Фу (Китай), Жиль Ракот (Франция), Пауло Шага с (Бразилия/США). А 12 ноября Ансамбль ударных Марка Пекарского впервые представит сочинения Игоря Кефалиди, Николая Попова, Ольги Озерской, Андрея Бундина, Софии Губайдулиной.

Первое выступление Ансамбля в московском Доме ученых 6 декабря 1976 года с восторгом было принято публикой и прессой. Это стало официальной датой рождения коллектива. С тех пор Ансамбль ударных инструментов с неизменным успехом выступает у себя в стране и за рубежом, участвует в крупных фестивалях, записывается на радио и ТВ, выпускает грампластинки и компакт-диски. В процессе работы над концертными программами выступления Ансамбля ударных Пекарского превратились в своеобразные театрализованные действа. Его участники изобрели новый для российской сцены жанр — Percussion Performance.

8 ноября состоится концерт, посвященный светлой памяти ушедших мастеров. В рамках Камераты VII прозвучат: струнный квартет (памяти Д.Д. Шостаковича) «Concordia discordans» Андрея Эшпая в исполнении Государственного квартета имени М.И. Глинки; «Канун» — вокальный цикл на стихи И. Бунина Алексея Николаева; Соната-дифирамб для фортепиано Юрия Буцко; «О художниках» — вокальный цикл на стихи А. Тарковского Игоря Егикова.

13 ноября — джаз на «Московской осени». Джаз-оркестр «Эшпай Бэнд» под руководством Заслуженного деятеля искусств России Игоря Кантюкова представит посвящение А.Я. Эшпаю — «Андрей Эшпай в джазовых тонах». Со своими ансамблями выступят ветераны московского джаза: Юрий Чугунов, Олег Степурко, Евгений Мирошниченко и Юрий Маркин. Новое поколение джазменов представят со своими ансамблями: Евгений Лебедев, Евгений Анучин, Николай Кольцов. С участниками концерта слушателей познакомит председатель Комиссии джазовой музыки, Народный артист России, композитор Анатолий Кролл.

17 ноября на «Московской осени» впервые выступит фортепианный ансамбль «ПетРо Дуэт» (Санкт-Петербург) — одно из ярких явлений в современном исполнительском искусстве. Его участники — супруги Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров, преподаватели Санкт-Петербургской консерватории, в прошлом ее выпускники. Рогалёва и Петров — лауреаты многочисленных международных конкурсов — как сольных, так и дуэтных (Греция, Великобритания, Япония, Россия). В 2015 году «ПетРо Дуэт» был приглашен в Москву на «Радио России» для записи неопубликованных рукописных сочинений старинных композиторов в 3 и 4 руки. Студийная работа увенчалась несколькими мировыми сценическими и радио-премьерами. Дуэт исполнит произведения Эдуарда Артемьева, Игоря Рогалёва, Анны Шатковской, Ольги Раевой, Григория Корчмара.

Новые и популярные песни в рамках фестиваля «Московская осень» представят композиторы — юбиляры года: 19 ноября — Игорь Саруханов, 20 ноября — Константин Рощин.

В программах прозвучат песни: Людмилы Лядовой, Олега Иванова, Евгения Крылатова, Юрия Эриконы, Владимира Кубышко, Кристины Аглинц, Алексея Аедоницкого, Сергея Богзы, Анатолия Зубкова, Владимира Купцова, Оскара Фельцмана, Александра Флярковского, Леонида Афанасьева, Александра Морозова, Павла  Слободкина, Григория Гладкова, Александра Клевицкого, Александра Добронравова, Олега Каледина, Гельсят Шайдуловой, Эдуарда Ханка, Игоря Демарина, Игоря Зубкова, Андрея Мисина, Раисы Саед-Шах, Татьяны Сакаевой, Эльмиры Якубовой, Владислава Казенина, Теодора Ефимова, Дмитрия Жарова. Солисты — популярные артисты эстрады, музыкальных театров, творческая молодежь.

21 ноября Камерный хор Московской консерватории посвятит свою программу памяти основателя коллектива, Народного артиста России, профессора Бориса Григорьевича Тевлина, чей юбилей, 85-летие со дня рождения, отмечается в 2016 году. В концерте прозвучат не только новинки последних лет, но и сочинения, извлеченные из архивов композиторов старшего поколения. Сохранять связь времен — один из принципов, исповедуемый в Камерном хоре со дня основания. В Малом зале консерватории прозвучит программа, представляющая палитру стилей, взглядов на возможности хора, воплощенных в очень контрастных партитурах.

В тот же день, 21 ноября, в Доме композиторов состоится Презент-концерт Русского народного оркестра «Москва» Московского Государственного Института Музыки имени А.Г. Шнитке. В программе произведения: Григория Зайцева, Николая Пейко (к 100-летию со дня рождения композитора), Владимира Пожидаева (к 70-летию со дня рождения композитора), Александра Холминова (исполнение посвящается памяти композитора), Михаила Броннера, Ефрема Подгайца. Одно из важнейших направлений в работе оркестра — расширение репертуара русского народного оркестра. В рамках фестивалей современной музыки «Московская осень» и «Музыка России» коллектив стал первым исполнителем большого количества сочинений отечественных композиторов.

24 ноября Государственный духовой оркестр России Российского центра духовой музыки исполнит произведения Виктора Голикова (к 85-летию композитора), Владимира Шергова, Сергея Решетова, Анатолия Уманца, Мурада Кажлаева (к 85-летию композитора), Наталии Финк, Татьяны Васильевой, Юрия Смирнова, Валерия Халилова, Валерия Петрова, Виктора Фурманова (к 70-летию композитора), Игоря Савинова.  Государственный духовой оркестр России с самых первых фестивалей «Московской осени» является основным исполнителем новых сочинений российских композиторов, пишущих для духового оркестра.

25 ноября Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова — постоянный участник фестиваля — представит сочинения  Александра Курченко, Анны Ветлугиной, Валерия Бикташева, Михаила Иванова, Дениса Хорова, Константина Акимова, Владимира Комарова (к 75-летию композитора), Виктора Панина.

26 ноября один из концертов «Московской осени» вновь пройдет в Большом зале Иркутской филармонии при участии Губернаторского симфонического оркестра. В рамках фестиваля прозвучат произведения Сергея Беринского (к 70-летию со дня рождения композитора), Владимира Николаева, Яна Круля (Иркутск), Александра Чайковского. Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии — ведущий музыкальный коллектив Приангарья. Оркестр играет важную роль в пропаганде классической музыки и развитии музыкальной культуры Сибирского региона, успешно гастролирует в городах Германии, Швейцарии, Японии, Кореи и стран ближнего Зарубежья.

27 ноября Ассоциация электроакустической музыки поздравит с 75-летием Народного артиста России Владимира Комарова. Музыкальные подарки юбиляру преподнесут: Андрей Андерсен, Артём Васильев, Тарас Буевский, Анатолий Киселёв, Станислав Крейчи, Андрей Родионов. Со вступительным словом обратится президент Ассоциации, Народный артист России Эдуард Артемьев.

30 ноября состоится заключительный концерт XXXVIII Международного фестиваля современной музыки «Московская осень» в исполнении Государственной концертно-театральной капеллы Москвы имени В.А. Судакова.

В программе сочинения: Марины Ковалевой, Романа Львович, Лилии Родионовой (к 60-летию композитора), Ираиды Юсуповой, Владимира Беляева, Григория Ауэрбаха, Александра Жарова (к 70-летию композитора), Мераба Гагнидзе, Ирины Энской (к 60-летию композитора). Коллектив возрождает смысл понятия капеллы (сложившийся к XVIII веке) как ансамбля, объединяющего певцов и инструменталистов. Отсюда особенности артистического состава: два равноправных ансамбля — вокальный, состоящий из высококлассных солистов, и камерно-инструментальный состав, что расширяет репертуарные возможности коллектива.

С подробной программой музыкального марафона можно познакомиться на сайте Союза московских композиторов.

оркестр

  

Справка

«Московская осень» — это самый крупный в мире фестиваль премьер — свободная трибуна изъявления различных творческих направлений.

Этот уникальный по своей сути музыкальный форум не только один из редких шансов для композиторов быть услышанным и показать свои собственные сочинения широкой аудитории, но и возможность встретиться с коллегами, порадоваться за их творческие достижения.

Программы «Московской осени» охватывают все жанры и направления современного профессионального композиторского искусства.

Фестиваль пропагандирует новую музыку и способствует ее активному внедрению в концертную практику.

Российское Авторское Общество является одним из учредителей и спонсоров «Московской осени».

Фестиваль учрежден в 1979 году и проводится Союзом московских композиторов. Своим рождением фестиваль обязан композитору, Народному артисту РСФСР Борису Михайловичу Терентьеву, который руководил в те времена Московской композиторской организацией.

Лучшие сочинения из программ разных лет прочно закрепились в филармоническом репертуаре современных исполнительских коллективов.

На протяжении всей своей истории фестиваль открывает новые имена, расширяет представления о музыкальных стилях и направлениях, привлекает новых участников по обе стороны концертной рампы.

 «Московская осень» дает широкую панораму творчества ныне живущих композиторов разных поколений, творческих взглядов и технологий, включает в свои программы творения мало исполняемых в нашей стране современных мастеров Европы и сочинения молодых композиторов, в том числе аспирантов и студентов столичных музыкальных ВУЗов и других городов Российской Федерации, ближнего и дальнего Зарубежья.

Каждый год организаторы фестиваля стремятся помочь композиторам и музыковедам раскрыть свой талант, создать благоприятные условия для творческой работы и профессионального общения, способствовать внедрению современной музыки в концертную практику и надеются, что каждая программа фестиваля найдет своего заинтересованного слушателя. Двери залов, где проходят концерты фестиваля, открыты для всех желающих познакомиться с новинками современной музыки.
Главной площадкой фестиваля стал Московский дом композиторов, который с момента своего создания (в ноябре 1963 года) стал одним из самых известных и посещаемых домов творческой интеллигенции.

Концертные программы, фотографии, комментарии о композиторах и музыкантах-исполнителях «Московской осени» изданы в виде фирменного буклета «XXXVIII Международный фестиваль современной музыки «Московская осень —2016».

Пресс-служба Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество»

Фотографии Сергея Родионова


Теги: фестиваль московская осень, российское авторское общество, дмитрий шостакович, песни и пляски смерти, модест петрович мусоргский, бенджамин бриттен, камерный оркестр, академия имени гнесиных,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ