Черная жемчужина «Искателей жемчуга»

Театральная премьера всегда хороша, волнующа, обещающе таинственна. Мы может только гадать, что покажет нам театр, когда прозвучит третий звонок и откроется занавес, и мы вместе с оркестром проживем увертюру.

В этот вечер у актеров драйв, нервы на пределе, пульс зашкаливает. Поэтому не удивительно, что по градусу актерской игры, по проникновенности вокала премьера оперы и рядовой спектакль часто отличаются друг от друга. Это бывает часто, но, к счастью, не всегда.

ВЕТЕР С ГОР

Весенний вечер в Алматы чарующ. Даже если накрапывает дождь, он не портит настроения. Ветер несет с гор волнующий аромат, еще не летний, но уже далекий от зимы, а сами горы – как фон, как искусно расписанный задник в театре. Они реальны и условны одновременно. Деревья словно застыли в ожидании будущей листвы, которая властно взорвет набухшие почки. Воздух наполнен ожиданием и умиротворением одновременно.

Итак, субботний вечер, на сцене академического театра оперы и балета им. Абая дают «Искателей жемчуга» Жоржа Бизе. Спектакль не новый, идущий в этом театре уже пару сезонов, постановка режиссера из Италии. Виденный автором этих строк на одной из премьер, он представляет интерес исследовательский.

Хочется узнать, как живет постановка в условиях отсутствия режиссерского надзора. Все же не премьерой единой существует театр. Да и качество премьерного спектакля в опере, всегда ли оно является константой?

Ни для кого не секрет, что в оперные постановки часто вводят певцов уже после премьеры. И если режиссер приглашенный, ввод может быть осуществлен и без его ведома, и все это нанесет иногда в большей, иногда в меньшей степени ущерб спектаклю. Забегая вперед, скажем, что в Алматы этого не случилось. «Искатели жемчуга» сохранили и трепетность премьеры, и чистоту режиссерской концепции, и внятность музыкальной драматургии. За что респект дирижеру Ерболату Ахмедъярову.

Разумеется, если судить по гамбургскому счету, спектакль был не без огрехов, но идеал недостижим, увы. Живой организм постановки растет, развивается, находятся новые краски, он зависим от импровизационной природы солистов. Не самый богатый в Казахстане театр не может приглашать в свои постановки «звезд» первой величины, это же понятно. Но те солисты, что пели в увиденном автором спектакле, за небольшим исключением, выглядели вполне достойно.

ЯВЛЕНИЕ ЛЕЙЛЫ

Самое ценное в любом театре – это неожиданность. Когда спектакль идет ровно, когда оркестр и дирижёр справляются с партитурой и раскрывают замысел композитора, а певцы без проблем справляются с партиями, вдруг происходит что-то, что меняет и строй, и ход спектакля. Тогда в зале во время привычного действа, во время которого все предсказуемо, вдруг начинает будоражить тот самый ветер с гор. Откуда он, почему он здесь в зале этого небольшого, но уютного театра, этого старого доброго «театра-дома»?

Этот ветер становится ощутим кожей, мы словно слышим его в струнах арфы, мы ощущаем его свежесть ноздрями. Это иллюзия, понятно, что иллюзия, и она возможна лишь в том случае, когда на сцене появляется кто-то, кто несет в себе этот особый энергетический заряд, эту свежесть и силу молодого, ясного и трепетного таланта. В спектакле «Искатели жемчуга» это была Зарина Алтынбаева, исполнительница одной из титульных партий – Лейлы.

Черноволосая красавица с точеным личиком, с сияющими глазами, она захватила внимание зала с первых секунд пребывания на сцене. Алтынбаева – обладательница сильного голоса с бархатистыми обертонами, она легко берет высокие ноты, делая это на удивление чисто. Певица отчетливо понимает стиль французской музыки, эту его легкость и прозрачность, и ни разу не погрешила против хорошего музыкального вкуса.

Алтынбаева не просто певица, которая имеет все шансы вырасти в уникальную исполнительницу, - она еще и талантливая драматическая актриса. Ее героиня проходит за короткий промежуток времени, отпущенный либреттистом, путь развития характера.

Если вначале Лейла-Алтынбаева – немного робкая девочка, которая и верит, и не верит охватившему ее чувству, боится его, но все же не в силах не слышать свое сердце. Она нежна и трогательна, она похожа на хрупкий цветок, на котором застыли капельки росы.

Но Лейла в третьем акте – это сильная мужественная юная женщина, которая готова сражаться за свое счастье. Жить для нее – значит, любить. Ее дуэт в третьем акте с Зюргой – торжество Лейлы, ее нравственная победа. Лейла – это та самая драгоценная черная жемчужина, та пелерина, которую Надиру дарит судьба. Все выловленные им со дна моря жемчужины не стоят мизинца такой Лейлы.

У Зарины Алтынбаевой огромный творческий потенциал, в силу возраста еще не реализованный. Ее вокальные данные, голос, который тембрально четко окрашен, ее темперамент, пластичность и драматические данные ждут реализации в самых разных проектах. Приятно было слышать в антракте, что часть публики уже целенаправленно ходит «на Алтынбаеву».

Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что «Дорогая жемчужина – дорогой оправы требует. И хорошего ювелира». Такой оправой должны стать новые партии, а в роли ювелиров полагается выступать режиссерам и дирижерам. И театр, ее «театр-дом», который дал ей возможность выходить на сцену в титульных партиях, от этого выиграет.

Любовь Басаргина

 

Теги: искатели жемчуга, лейла, зюрга, надир, зарина алтынбаева,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ