Новости XI Съезда Союза композиторов России

9 декабря в Москве в Доме композиторов состоялся XI Съезд Союза композиторов России и выборы руководящих органов. Практически единогласно на пост председателя Союза композиторов России был избран председатель Союза композиторов Республики Татарстан, народный артист России и Татарстана Рашид Фагимович Калимуллин.

Рашид Калимуллин – одна из крупнейших фигур отечественной музыки конца ХХ – начала ХХI в. в. Композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, он внес огромный вклад в развитие современной музыкальной культуры, получил широкое признание как в России, так и за рубежом.

Р. Калимуллин родился 6 мая 1957 г. в городе Зеленодольске (Татарстан). В 13 лет он поступает в детскую музыкальную школу в г. Зеленодольске в классы кларнета и баяна. С 1974 года он – студент Нижнекамского музыкального училища им. С.Сайдашева. После первого курса Калимуллин был призван в армию, где продолжал заниматься музыкой, играя в военном оркестре на духовых и ударных инструментах. По возвращении в училище музыкант проявляет интерес к сочинению, делает переложения классических произведений для баяна.

В 1980 г. Калимуллин поступает в Казанскую консерваторию в класс композиции Б.Н.Трубина. Уже первые сочинения свидетельствовали о несомненном даровании и заставили говорить о нем как о ярком, самобытном музыканте (Квартет для деревянно-духовых инструментов, симфония-поэма «Булгары», исполненная на Всесоюзном фестивале молодых композиторов, и др.). Дипломной работой при окончании консерватории был Концерт для кларнета с оркестром – первый образец данной разновидности жанра в татарской музыке. В 1985-87 годы Калимуллин совершенствует свое мастерство в ассистентуре-стажировке КГК в классе композиции известного педагога А. Луппова.

Творческое становление и развитие музыканта было стремительным и успешным, композитор выделяется среди современников необычайно творческой активностью. Он является автором большого количества произведений в различных жанрах: рок-оперы «Крик кукушки» (поставленной на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля в 1989 г.), вокально-симфонических произведений (концерт-поэма «Сказание о Казани», оратория «Знамя Победы»), шести симфоний, 13 концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепиано, виолончели, флейты, кларнета, саксофона, трубы и др.), концертов и других произведений для оркестра («Симфонические фрески», «Гавайи» («Звуки леса»), «Риваят», «Видение Пальмиры», «Булгары»), многочисленных камерно-инструментальных сочинений для различных инструментов и составов (6 квартетов, два трио, секстет, септет, «Поезд «Франкфурт – Люксембург» для 4-х саксофонов, «Инсайт» для скрипки и баяна, «Пробуждение» для валторны, фортепиано и ударных, «Ночной лес» для бас-кларнета, фортепиано и ударных, «Подражание ситару», «Утро в Стамбуле» для фортепиано, сонаты для фортепиано, виолончели, флейты, кларнета, саксофона, гитары и др.), фантазии для органа «Забытая молитва», вокальных произведений (поэмы «О тишине», «О счастье», «Перед Господом мы в ответе», «Альвидаг» для хора  а cappella, «Виндзорский лес» для смешанного хора и др.), песен и др.

Импульсом для сочинения для композитора становятся разнообразные источники. Это и старинные народные сказания, легенды, предания, притчи, события и образы национальной истории и современности, жанры и тексты исламского культа. Ряд сочинений создан под впечатлением от путешествий в различные города и страны («Утро в Стамбуле», «Подражание ситару», «Видение Пальмиры», цикл фортепианных пьес «Города мира» и др.).

Композитор склонен к воплощению нравственной, этической, философской проблематики, осмыслению и осознанию актуальных тем современной жизни и вечных общечеловеческих проблем и ценностей — конфликт добра и зла, духовности и бездуховности, гуманизма и варварства, памяти о прошлом и беспамятства, утверждение образов гармонии, красоты, покоя, тишины, счастья. Калимуллина отличает социальная чуткость, его сознание отягощено проблемами современного мироустройства, его нравственного несовершенства, дисгармонии, размышлениями о человеке, судьбах культуры, непреходящих народных ценностях. «Рашида Калимуллина я причисляю к тем немногим современным композиторам, которым удается создавать произведения большого формата и при этом не потерять чуткости к деталям, не потерять обостренного слышания того душевного пространства, которое находится за пределами реального, акустически воспринимаемого материала. Тем самым он дает нам, слушателям, возможность прикоснуться к тому миру, который абсолютно непостижим, если не явлен через слышание очень одаренного художника...» — так сказала о композиторе София Губайдулина1.

Творчество Рашида Калимуллина ассимилирует самые разнообразные источники и традиции. Это фольклор и культовая музыка, традиции западно-европейской академической и современной бытовой музыки, традиции музыкального авангарда XX века и старинные восточные музыкально-поэтические традиции, образующие органический сплав в его произведениях. Композитора характеризуют жажда нового, постоянное стремление к освоению все новых приемов и принципов, традиций и техник, жанров и форм, инструментов и исполнительских составов, к раздвижению горизонтов своего творчества.

Р. Калимуллин – композитор с ярко выраженным национальным стилем и мышлением. Его музыку характеризует тесная связь с традициями татарской народной музыки. Музыканта отличает не только умение проникнуть в существо той или иной традиции интонирования, но и способность воссоздать ее в индивидуализированном облике. Произведения Калимуллина характеризует осознание старинных, архаичных пластов народного музицирования сквозь призму  композиторской техники рубежа ХХ – ХХI в.в., что придает им остро современное звучание. Понимание национальной культуры как неотъемлемой части современного музыкального сознания присуще мышлению композитора. Органичный сплав восточных и западных музыкальных традиций является одной из отличительных черт его творческой индивидуальности. Действие и созерцание, рефлексия и медитация, композиция и импровизация, динамика резко контрастных сопоставлений и статика длительного пребывания в пределах одного состояния (внутренне динамично развертывающегося), монолог и диалог – таковы полюса выразительности в сочинениях композитора.

В своем творчестве Калимуллин применяет широкий круг приемов, средств: элементы тональной и модальной техник, алеаторики и сонористики, минимализма и серийности. Причем, техника – «как это сделано» — всегда находится у композитора на втором плане, она «не слышна», выступая лишь как способ достижения определенного выразительного эффекта.

Композитора отличает умение естественно, логично, последовательно развивать мысль. Непринужденное, импровизационно свободное, но в то же время, логичное развертывание сочинений Калимуллина захватывает внутренним драматизмом и экспрессией, целиком подчиняя себе слушательское восприятие. Лаконизм, компактность форм, большой эмоциональный накал и напряжение характеризуют произведения композитора.

Важным фактором выразительности в сочинениях становится тембр. Композитор использует широкий круг инструментов, традиционных и экзотических (преимущественно, ударных — гуиро, конги, бонги, флексатоны и др.)2. Особый интерес он проявляет к струнным и духовым инструментам, привлекающим проникновенностью звучания и нетемперированностью строя. Из струнных предпочитает виолончель, реже — скрипку, из духовых — деревянно-духовые и саксофон, композитором созданы сонаты, фантазии для всех этих инструментов соло. Калимуллин раздвигает границы выразительности традиционных тембров посредством применения новых приемов игры, а также специфических способов звукоизвлечения: аккорды, глиссандо, двойные флажолеты, фруллато, микрохроматическое интонирование – на деревянно-духовых, игра на струнах рояля, использование последнего и как ударного инструмента. Тембры играют огромную роль в создании специфического колорита звучания (особенно в сочинениях, связанных с ориентальной тематикой). С помощью новых приемов игры композитору удается воссоздать архаический колорит, вызывающий ассоциации со звучанием татарских народных инструментов - курая, кубыза (флейта и игра на струнах рояля в «Риваяте»), восточных инструментов – зурны (Фантазия для гобоя соло), ная, дарбука, даффа (флейта, ударные инструменты в «Видении Пальмиры», где ударные особенно эффектно применяются в качестве шумовых и ритмических инструментов). Композитор преимущественно склонен к использованию ненормативных исполнительских составов, обладающими большими возможностями для эксперимента, поиска новых эффектов звучания.

Р. Калимуллин всегда находится в состоянии поиска, эксперимента, опережая время. Многое найденное и открытое им в татарской музыке, в свое время бывшее необычным, неожиданным, сегодня становится привычным и даже традиционным – булгарская тематика и минимализм, нетрадиционные инструменты и исполнительские составы, оригинальные жанровые решения.

В последнее десятилетие Р. Калимуллин творчески необычайно активен и обнаруживает все больший интерес к симфоническим жанрам. В этот период им создано 5 симфоний, «Симфонические фрески», «Гавайи» («Звуки леса»), 12 концертов для различных солирующих инструментов с оркестром (фортепиано, флейты, виолончели, гитары, трубы, саксофона, двух кларнетов, тройной концерт и др.). Они неоднократно исполнялись в России и за рубежом. Большинство из них — это масштабные полотна, представляющие собой монументальные многочастные композиции, впечатляющие драматической экспрессией музыки. Композитором также написаны квартеты, секстет, септет для различных составов, созданы циклы пьес для детей и юношества «Казань любимая» (две тетради) и «Города мира» (три тетради, отражающие впечатления от многочисленных путешествий музыканта). Они отличаются отточенностью, лаконизмом письма, яркой характерностью музыки.

Творчество композитора получило мировое признание. Р. Калимуллин стал первым татарским композитором, сочинения которого были удостоены премий на международных конкурсах. В 1987 г. за Квартет № 3 «Памяти Г. Тукая» он получил Первую премию на Международном конкурсе им. К. М. Вебера (Дрезден). Его Соната для фортепиано № 2 в исполнении японской пианистки К. Мацунага в 1994 г. была удостоена первой премии на Международном конкурсе «Вена – Модерн – Мастер» (Австрия). Калимуллин буквально ворвался в мировую элиту композиторов, его сочинения восстребованы и вызывают большой слушательский интерес. Произведения композитора звучат на концертах и престижных международных фестивалях в различных городах и странах – в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, в Голландии, Швеции, США  Японии, Германии, Чехии,  Франции и Турции, Южной Корее и др. Среди исполнителей – Российский Национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, ведущие оркестры Германии, Швейцарии, Израиля. Сочинения звучат под управлением таких дирижеров, как М. Плетнев, А. Ведерников, А. Сладковский (Россия), Ф. Мастранжело (Италия), Дж. Галлант (Великобритания), А. Берин (Германия). Многие его произведения живут самостоятельной жизнью, их исполнение почетно и престижно. Премьеры многих сочинений состоялись за рубежом в исполнении известных в мире музыкантов - Краусс-квартета Штатскапеллы г. Дрездена, ансамблей «Музыка вива» (Германия), «VOX», «Gagego» (Швеция), «Сигнус» (США), пианистки А.Такахаши, виолончелиста Я.Кэнъитиро, флейтистки К.Хироси (Япония), пианиста К.Виринги (Голландия) и др. Многие сочинения написаны по заказу зарубежных исполнителей – пианиста и композитора Р.Поллока, флейтистки К.Левайн (США), пианистов К.Мацунага, А.Такахаши (Япония), Диана Лопсцик (Аргентина), гобоиста П.Веале (Германия), саксофониста П.-С.Меже (Франция) и др.

Композитор неоднократно выезжал на гастроли в Японию и США, где в исполнении зарубежных музыкантов состоялись авторские концерты в престижных залах Токио, Нью-Йорка и др. городов, о его творчестве писали зарубежные газеты и журналы («Асахи симбун» и др.).

С 1987 по 2001 гг. Калимуллин преподает в Казанской консерватории на кафедре композиции, а с 1992 по 2001 гг. возглавляет кафедру. Его выпускники – это известные сегодня в республике и за ее пределами композиторы – Р. Салимов, Р. Хакимов и др.

Калимуллин – это музыкант, в ком незаурядный композиторский дар сочетается с большими организаторскими способностями. На протяжении почти четверти века (с 1989 г.) он является председателем Союза композиторов Татарстана. В нелегкие 1990-е годы (когда творческие организации во многих республиках бывшего СССР находились в состоянии кризиса), СК РТ не только не утратил свой былой статус, но вышел на иную, более широкую орбиту деятельности, обрел новые импульсы для своей работы. У СК республики устанавливаются прочные международные контакты. Произведения композиторов Татарстана исполняются на музыкальных фестивалях за рубежом, в республике звучат сочинения крупнейших мастеров Европы, Азии, Америки.

Р. Калимуллин является инициатором и художественным руководителем впервые проводимых в Татарстане международных фестивалей – японской и татарской музыки (1992, 1997), «Муз-транзит» (с 2003 г.), «Классическая гитара в ХХI веке» (с 2007 г.), «Европа-Азия» (с 1993 г. регулярно раз в два года), последний своей евразийской направленностью прочно занял свою нишу в системе существующих международных фестивалей. С 2001 года Калимуллин является директором созданного по его инициативе Центра современной музыки им. С. Губайдулиной в Казани. По инициативе и под руководством композитора (при поддержке правительства РТ) в 2009 г. был разработан и осуществляется проект «Жемчужины русской и татарской музыки», благодаря которому музыка композиторов Татарстана звучит в лучших концертных залах Германии, Швеции, Израиля, Казахстана, России.

Р. Калимуллин проводил мастер-классы, читал лекции в университетах Токио, Нью-Йорка, Принстона, а также в музыкальных вузах России, Казахстана.

Деятельность композитора получила признание в России. Он был удостоен почетных званий: народный артист Татарстана (2003), народный артист России (2007). Он является лауреатом Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2007), Премии Союза композиторов России им. Д.Шостаковича (2001), Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2005). С 2010 г. Р. Калимуллин – заместитель Председателя Союза композиторов России.

Рашид Калимуллин – признанный лидер композиторской организации Татарстана, музыкант, находящийся в стадии активных творческих поисков и открытий. Его искусство актуально, востребовано. Искания Калимуллина находятся в русле основных тенденций развития современной мировой музыки, а произведения его – весомая и репрезентативная ее часть.

Танзиля Алмазова. Калимуллин Р. Ф. Творческий портрет /Звуковое пространство композиторов Татарстана. Очерки. Интервью. Воспоминания / сост. Р.Г.Усеинова, М.П.Файзулаева; общая редакция М.П.Файзулаевой. – Казань, 2014. – с.202-207. 



1 Цит. по: Буклет к компактдиску «Татарская современная музыка: Рашид Калимуллин. Камерные сочинения». С.8.

2 Р. Калимуллину принадлежит коллекция музыкальных инструментов, привезенных им из разных стран.

Теги: рашид калимуллин, союз композиторов россии, союз композиторов рт, алмазова танзиля,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ