Масштабный фестиваль в камерных тонах

В период с 23 – 25 сентября в Казани состоялось уникальное мероприятие – XII Международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия», который проходит ежегодно под эгидой Министерства культуры РТ и Союза композиторов РТ.

В рамках этого фестиваля прошло множество интересных концертных мероприятий на различных площадках города – в Большом концертном зале им. С. Сайдашева, в зале Союза писателей РТ, в IT-парке. Наш же рассказ затронет событие, которое предварило собой яркий Гала-концерт фестиваля – это концерт камерной музыки, прошедший в зале Союза писателей РТ.

Подобные концерты хороши именно своей камерной атмосферой, в особенности, непосредственной близостью композиторов и исполнителей к слушателю, когда можно разглядеть каждую струну виолончели и каждую клавишу фортепиано, которых касаются чуткие пальцы музыканта. Немаловажное значение имеет и обсуждение прослушанных произведений – авторы могут поделиться друг с другом опытом, исполнители и слушатели – впечатлениями. И все это происходит в непринужденной обстановке, от чего камерный концерт совершенно не теряет своего тонкого очарования.

В концерте камерной музыки в рамках фестиваля «Европа-Азия» на суд публики были представлены сочинения как молодых, так и уже заслуженных композиторов. Студенты Казанской государственной консерватории, для которых уроки композиции стали своего рода глубочайшим колодцем вдохновения, стояли на одной сцене с маститыми авторами, которые имеют в своем пухлом багаже большой количество сочинений, написанных в различных жанрах.

Первый блок концерта составили творения уже признанных композиторов – Л. Любовского, И. Байтиряка, Э. Галимовой, Л. Блинова, В. Харисова. Имя Леонида Любовского – маститого симфониста и истинной легенды Союза композиторов РТ -  известно многим. Он является автором опер, симфоний, а также многочисленных инструментальный и вокальных произведений. Для концерта Л. Любовский предоставил свое новое сочинение под названием «Посвящение», написанное для виолончели и фортепиано, блестяще исполненное Народной артисткой РТ Ларисой Масловой и Ильдаром Нигматуллиным.

Лоренс Блинов, представивший Фантазию для фортепиано в трех частях «Рассказы о Песне» в исполнении Виолины Блиновой, поделился со слушателями историей создания произведения и тем, кто явился для него непосредственной Музой. Речь шла о вокальном искусстве Ф. И. Шаляпина, которого в свое время Л. Блинов слушал на имеющихся грампластинках. В своей аннотации композитор пишет, что «в манере исполнения Шаляпина есть какая-то неуловимость, какая-то глубина и Тайна, которая остается за гранью звуковой дорожки». Фортепианная фантазия Л. Блинова стала прекрасным музыкальным приношением великому артисту, и, что характерно, написана она была специально для Шаляпинского оперного фестиваля, ставшим еще одним важным традиционным событием в Казани.

Произведение под названием «Бумеранг» для кларнета, виолончели и фортепиано принадлежит перу Эльмиры Галимовой. По словам автора, судить об идее сочинения можно уже по его названию – «все содеянное в жизни – возвращается». Сочинение философского плана убедительно представили исполнители: Анвар Гимаев (кларнет), Елена Лось (фортепиано) и Михаил Исаханян (виолончель). Во время звучания «Бумеранга» каждый слушатель мог погрузиться в собственные мысли и забыть о серой и будничной реальности, мелькающей за окном. Музыка Э. Галимовой весьма располагала к подобным ощущениям.

Произведения, вошедшие во второй блок концерта, были исполнены совместными усилиями ансамбля «М.А.Я.Т.Н.И.К.», название которого расшифровывается, как «музыкально-авантюрное явление творчески настроенных играющих композиторов». Цель этого объединения заложена уже в самом наименовании – привлечь к выступлению на сцене самих композиторов, которые вполне способны себя проявить и как талантливые музыканты. Идейным вдохновителем и создателем коллектива стал композитор и заместитель председателя Союза композиторов РТ Виталий Харисов. Именно под его началом и чутким руководством «М.А.Я.Т.Н.И.К.» начал свою программу с исполнения произведения Ильхама Байтиряка «После дождя» из цикла «Кряшенские зарисовки». Это сочинение было написано композитором специально для коллектива «М.А.Я.Т.Н.И.К.», и уже было исполнено на сцене Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева, но в несколько иной версии.

Собственное творение на концерте камерной музыки представил и сам Виталий Харисов – это были две части из сюиты-фантазии для гитары «Легенды Золотой Орды», имеющие следующие заглавия: «Вечное небо» и «Ночные всадники». Автор признался, что столь яркое название сочинения является отсылкой к одноименному ансамблю, основателем которого является известный московский гитарист Сергей Матохин. Изначально сюита была написана для гитары-соло и в оригинальной версии исполнялась во многих городах России, а также за рубежом (в Барселоне и в Боготе). А переработанный вариант сюиты-фантазии для расширенного состава композитор создал специально для фестиваля «Европа-Азия». Так что сюиту-фантазию «Легенды Золотой Орды» в данной версии можно считать мировой премьерой.

Завершали концерт произведения, написанные совсем еще юными, но подающими надежды композиторами. Первыми среди них был талантливый виолончелист Ильяс Камалов, исполнивший «Этюд-импровизацию» для своего родного инструмента. Ильдар Камалов сотворил для слушателей истинное чудо – познакомил их с уйгурской народной музыкой через призму собственного сочинения под названием «Дутар». Отголоски Великой Отечественной войны слышались в вокальном цикле Надежды Рузановой «Ленинград», написанном для сопрано, фортепиано и ударных на стихи великой поэтессы Анны Ахматовой (партию фортепиано исполнила Галина Алжикова). По-настоящему ярким же завершением вечера стало исполнение Концерта для фортепиано и струнного квинтета автора Ильсура Вельгаса. Сам композитор занял место у рояля, помогали ему в претворении Концерта в жизнь Гайса Монасыпов, Азат Нургаянов, Булат Гильмутдинов, Ильяс Камалов и Михаил Кузнецов.

Камерный концерт, прошедший в зале Союза писателей РТ, стал своего рода «преамбулой» к торжественному Гала-концерту Международного фестиваля новой музыки «Европа-Азия». Подобные мероприятия еще раз напоминают и слушателям, и исполнителям о том, какие несметные богатства царят вокруг них – в письменных столах, на роялях, в конце концов, в головах композиторов. Им нужно лишь протянуть руку навстречу новому, еще неизведанному широким массам творчеству, и перед ними откроются бескрайние горизонты интересных звучаний, тембров и идей.

Фестиваль «Европа-Азия» - это потрясающий проект, который во многом помогает преодолеть пропасть между современным искусством и современным слушателем. Пусть фестиваль процветает и дарит нам больше хорошей новой музыки.

Рузанова Надежда

 

Теги: европа-азия, союз композиторов татарстана, м.а.я.т.н.и.к., виталий харисов,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ