Звезды балета на казанской сцене

Два классических брендовых фестиваля ежегодно определяют высокий статус культурной жизни столицы Татарстана. 15 мая 2015 года в Казани состоялся XXVIII фестиваль имени Рудольфа Нуриева (15.05.15-29.05.15).

 На фестиваль приглашены более 30 солистов балета и дирижеров из 9 стран мира. В афише – 10 спектаклей и 2 гала-концерта с участием звезд российских и зарубежных театров. Среди зарубежных гостей солисты балета Ковент-Гардена, Венской Оперы, Нью-Йорк Сити балета, Штутгарта, Дортмунда, Берлинского балета, Национального балета Португалии, театра Колон из Буэнос-Айреса. Отечественные звезды прибыли из Большого театра России, Мариинки, Московского музыкального театра им.К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Михайловского тетра, Кремлевского балета Москвы, а также интернациональная балетная труппа Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля, успешно гастролирующая по Западной Европе более 20 лет.

В балетном мире уровень казанского балета довольно высок, а международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева один из представительных форумов в России и за рубежом. За его длительную историю зрители рукоплескали искусству блестящих артистов отечественного и мирового балета.

В становлении высокого статуса труппы первую скрипку играет засл.арт.РФ и РТ, лауреат приза «Душа танца», художественный руководитель балета с 1989 года Владимир Яковлев, разумно формирующий репертуар, определяющий постановочные группы и состав исполнителей в новых спектаклях.  Осуществляя художественно-административное управление труппой совместно с руководством театра во главе с креативным, мобильным директором Р.С.Мухаметзяновым, Яковлев руководит ее зарубежными гастролями по странам Западной Европы – Голландии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии. Ежегодно труппа с успехом демонстрирует зарубежным зрителям 120 спектаклей в год – внушительная цифра…

Важно то, что В.Яковлев умеет создать атмосферу комфортности в коллективе, где ведущим солистам, наряду с кордебалетом, чрезвычайно интересно постигать творческий процесс постановки. В период эволюции Нуриевского фестиваля сложилась гибкая система художественного руководства В.Яковлева.

В казанской труппе много непревзойденных солистов. Это премьеры Нурлан Канетов, Михаил Тимаев, Олег Ивенко, Артем Белов, блестящая прима Кристина Андреева. Первые солисты – Александра Елагина, Алина Штейнберг, Юлия Позднякова, Антон Полодюк, Максим Поцелуйко. В ряду вторых солистов выделяются Айсылу Мирхафизхан, японская пара Мидори Тэрада и Коя Окава, Ольга Алексеева, Глеб Кораблев, Денис Исаев, а также замечательные артисты кордебалета.  Год назад в балетную труппу влилась молодая 20-летняя талантливая танцовщица из Бразилии Аманда Гомес с высокими потенциальными возможностями – выпускница школы Большого театра России в Бразилии, лауреат международных конкурсов артистов балета в Стамбуле.

За свою долгую жизнь Нуриевский фестиваль приобрел ценные традиции, обновляющиеся со временем, инициируя высокий имидж казанского балета.

6

5

Одна из важнейших традиций – сохранение бесценных классических балетов мэтров хореографии прошлого века, в которых некогда блистал сам Рудольф Нуриев. В этом году это «Баядерка», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», представленные зрителям в великолепном исполнении зарубежных и отечественных артистов. Эти шедевры утвердились надолго в репертуаре казанского балета и до сего времени поражают неисчерпаемым пластическим арсеналом возможностей артистов, которые вносят свежее дыхание в старую добрую классику.

Каждый год на фестивале появляется премьера классического либо современного балета. XXVIII фестиваль открылся премьерой «Дон Кихота». В хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского в редакции Владимира Яковлева, искрящегося атмосферой праздника. Его появление сразу же обозначило достойный уровень Нуриевского фестиваля. Балет пленяет легкостью, элегантностью и артистической точностью исполнения классики.

На сцене казанского театра неоднократно осуществлялись переносы «Дон Кихота» в версиях редакций Большого театра и Мариинки, последняя из них продержалась более 20 лет. Редакция Владимира Яковлева носит изменения в сценической концепции и драматургии балета. В партитуре открыты отдельные купюры, за основу принята музыкальная редакция конца 60-х годов прошлого века балетного дирижера Юрия Файера в Большом театре России. Балетмейстер возвращает отдельные линии сюжета романа Сервантеса, утраченные в череде постановок, не меняя при этом хореографический абрис Петипа-Горского. «Мы постарались в балете сделать роль титульного героя более заметной, а его появление на сцене более логичным, обусловленным действием. Появился образ Дульсинеи – дамы сердца Дон Кихота. Изменились некоторые игровые мизансцены, появились новые характерные персонажи. Поменялись новые драматургические ходы: знаменитый цыганский танец, который часто исполняется как дивертисментный номер, теперь будет нести важную смысловую нагрузку – это мольба молодой цыганки, которую насильно выдают замуж за старого цыганского барона, спасти ее судьбу.»[1]

 

3

4

Балет получился зрелищным, увлекательным, красивым и добрым по духу, а Дон Кихот стал олицетворением образа, возвещающего веру в чистоту идеалов и незыблемую истину…

Блистательный актерский состав был подобран балетмейстером в «Дон Кихоте»: восхитительная прима казанского театра Кристина Андреева в партии Китри, очаровывающая публику своим эмоциональным и техническим совершенством с редким чувством партнерства на сцене. Кимин Ким – Базиль (Мариинский театр) - одаренный молодой танцовщик с большим будущим, создающий изысканную красоту классического танца в харизматичном дуэте с К.Андреевой. Сверкающей феерией в «Дон Кихоте» промелькнул III акт балета (площадь в Барселоне и свадьба Китри и Базиля).

1

2

На второй премьере Китри танцевала Анастасия Матвиенко (Мариинский театр) с техническим блеском, хотя и проигрывала Андреевой в эмоциональном плане и в передаче восторженного чувства любви юной девы.

 Продемонстрировали мастерский уровень исполнения солисты казанского театра Артем Белов (Эспада), Алина Штейнберг (уличная танцовщица, фанданго, танец с гитарой), Айсылу Мирхафизхан (цыганский танец, фанданго), Мидори Тэрада  в партии Амура и Екатерина Чебыкина (повелительница дриад) из Мариинки. Сочным юмором были пронизаны комические сценки с участием Санчо Пансы (Фаяз Валиахметов) и дворянина Гамаша (Акжол Мусаханов).

Возникало ощущение, что труппа ранее не танцевала так слаженно и вдохновенно, как в тот вечер. Все грани премьерного спектакля были превосходны, за исключением мощных, тяжеловесных декораций с видами знойной Испании, растворяющих воздух и легкость сценического действия (художник Виктор Герасименко).

«Жизель» - одна из старинных постановок, осуществленная в 1990 г. петербуржцем Никитой Долгушиным на основе хореографии Ж.Коралли, Ж.Перро и М.Петипа, до сих пор находится в рейтинге излюбленных балетов зрителем. В нем привлекательна и сама романтическая легенда о виллисах, колоритность быта и нравов французской жизни, мелодичность и красота музыки Адана, тонко ощущавшего закономерности балетного жанра, пластику и грациозность танца.

Приглашение звездных солистов каждый раз вносит неповторимые черты в спектакль. На сей раз это была звездная пара из Ковент – Гардена Итсиар Мендисабаль (Жизель) и Нехемия Киш (граф Альберт). Несмотря на далеко не юный возраст, Мендисабаль чудодействовала на сцене. Первое потрясение публика ощутила в сцене сумасшествия в финале I действия, где открылся ярчайший драматический талант актрисы, сумевшей по-новому прочитать психологической контекст роли наивной крестьянки. Фантастическое превращение Мендисабаль происходило в кладбищенском акте, где балерина обретает харизматичный облик неземного существа, сотканного из воздуха. Редкая пластика невесомого тела балерины, чистота ее классического танца в союзе с замечательным танцовщиком Нехемией Кишем создали ореол красоты вечной любви во Вселенной.

Сильнейшее впечатление в каждом спектакле «Жизели» производит хоровод виллис  где женский кордебалет демонстрирует эталонное исполнение этой сложнейшей сцены кладбищенского II акта. В премьерном спектакле женский кордебалет поражал пластикой поющего тела и совершенной красотой точных линий.

Бурю зрительских восторгов вызвал хореографический шедевр Мариуса Петипа «Баядерка» (постановка 2007г.). На XXVII фестивале новые грани этого популярного балета открывали Анна Оль (Никия) из театра К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Кимин Ким (Солор) из Мариинки и американка Джой Вомак – Гамзатти (Кремлевский балет), премьер казанской труппы Нурлан Канетов в игровой партии Брамина. Не менее качественный состав явился публике и на последнем фестивале. В титульной партии выступила россиянка Людмила Коновалова – прима-балерина Венской Оперы, премьер Ковент-Гардена Мэтью Голдинг (Солор), Оксана Кардаш – Гамзатти (Московский театр им.К.Станиславского и В.Немировича-Данченко) и др. Высокий художественный уровень спектакль, отчасти, объяснялся тем, что ряд солистов были знакомы со своими партиями по предшествующим фестивалям. (имеются в виду Мэтью Голдинг (Солор), Нурлан Канетов (Брамин), Коя Акава (Золотой божок), исполнители второстепенных ролей и стабильный кордебалет.

Мэтью Голдинг со своей королевской статью и фантастической техникой моментально устанавливал эмоциональный диалог со зрителем, встречающим каждый его выход бесконечными, несмолкающими овациями. Он легко и естественно погружался во внутренний мир Альберта, рисуя драматическую судьбу героя. Выделяется также достойный уровень двух блестящих балерин в партиях соперниц – упомянутые Л.Коновалова и О.Кардаш. Л.Коновалова после травмы колена находится в отличной форме. Балерина известна тем, что в свое время изучила немало классических балетов в сложной хореографии Рудольфа Нуриева, включив их в свой репертуар в Венской Опере. Превосходная техничность и темперамент опытной Л.Коноваловой сменяется обаянием молодости, пластической выразительностью и хорошей школой классического танца Оксаны Кардаш.

В начале 90-х годов прошлого века Рудольф Нуриев намеревался поставить на казанской сцене свою любимую «Баядерку», но не успел… Фестиваль его имени реализовал мечту великого артиста триумфальным шествием этого балета в исполнении все новых уникальных российских и зарубежных мастеров.

Казанская публика питает особую любовь к «Анюте» в хореографии Владимира Васильева, которая ни одно десятилетие украшала репертуар ТАГТОиБ (новая постановка балета относится к 2000г.). Классический сюжет чеховской драматургии, изумительная популярная музыка Валерия Гаврилина, и адекватный ей васильевский демократичный хореографический язык – все это составляет художественные достоинства «Анюты». Критики назвали ее лучшей в нынешней фестивальной афише.

Удачно осуществлен кастинг артистов. На партию Анюты приглашена Кристина Кретова (Большой театр), Модеста Алексеевича – Геннадий Янин (Большой театр), Петра Леонтьевича – Константин Кузнецов (Театр оперы и балета, Республика Беларусь), студента – Андрей Меркурьев (Большой театр), Артынова – Антон Полодюк (ТАГТОиБ), его сиятельства – премьер казанского балета Артем Белов. Балет засверкал новыми гранями, благодаря редкому таланту Геннадия Янина постигать образ героя в собственном прочтении: столько было открытий, новых непредсказуемых танцевальных движений (из спортивной гимнастики, эксцентрики) – публика диву давалась… До своего отъезда из Казани молодой танцовщик Руслан Савденов был великолепен в этой партии, выстроенной в саркастическом ключе на пределе актерских возможностей. Глубоко эмоциональным, женственным и одновременно трагическим, многозначным получился образ Анюты в исполнении Кристины Кретовой. Не менее важная традиция, возникшая на фестивале – постоянные пополнения репертуара авторскими работами, каковыми являются «Сказание о Юсуфе» казанского композитора Леонида Любовского, поставленного питерским балетмейстером Николаем Боярчиковым, а также «Спартак» и «Золотая Орда» - оба балета в авторской хореографии Георгия Ковтуна.

«Золотая Орда» - большая удача постановщиков национального балета – талантливого татарского композитора Резеды Ахияровой, имеющей опыт в сценическом жанре, либреттиста Рената Хариса, балетмейстера Георгия Ковтуна (хореографа большого стиля советского балета), дирижера казанского театра Рената Салаватова, художника Андрея Злобина, солистов и кордебалета. Поставленный в 2013 году, он сразу приобрел высокую популярность как колоритный национальный современный балет из хроники времен распада великой империи Улус Джучи, Золотой Орды, рассказанной языком танца.

В «Золотой Орде» проявилась богатая фантазия Георгия Ковтуна, позволившая насытить его исторической драмой, эпосом, мистикой в появлении Духа Батыя – основателя Золотой Орды и внука Чингисхана, а также историей чистой любви Джанике и Нурадина, принадлежвашим к враждующим кланам.

7

Балет имеет жесткий трагический финал: гибнут влюбленные и Токтамыш, разваливается империя, Хромому Тимуру достается священный шлем ханов Золотой Орды.

Г.Ковтун ввел колоритнейшие батальные сцены противоборствующих сторон, мужественные танцы воинов, пропитанные дикими степными ритмами, контрастирующими с редкими по красоте и психологической ауре, лирическими сценами влюбленных.

«Золота я Орда» вошла в балетный репертуар театра как излюбленный современный блокбастер на подлинно историческую тему о могуществе империи Золотой Орды, раздираемой междоусобными интригами и политическими изменами. В балете заняты лучшие силы труппы, с энтузиазмом воспринявшие сложный хореографический язык талантливого, востребованного балетмейстера. Состав исполнителей: Джанике – Кристина Андреева, Нурадин – Михаил Тимаев, Визирь – Нурлан Канетов, Тимур – Глеб Кораблев, Токтамыш – Олег Рощупкин. Партию Духа хана Батыя специально для XXVIII Нуриевского фестиваля подготовил Давид Залеев из Мариинского театра.

Вторым авторским опусом была «Carmina Burana или Колесо Фортуны» - мистерия в 2-х частях в хореографии Александра Полубенцева (постановка 2014 г.). Музыкальный хит XX столетия Карла Орфа не получил, на мой взгляд, адекватного воплощения в хореографии А.Полубенцева. Весьма сложным оказалось развить эскизный материал песен из свитка стихов труверов, обнаруженного в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн, для создания эпических развернутых массовых сцен, лирических и драматических сольных эпизодов – вариаций, обрисовать историю мировых катаклизмов и насытить мистерию философскими идеями общечеловеческого значения: человек и природа, личность и общество, всепобеждающая сила любви и непостижимость смерти. В построении основных драматургических линий не хватало логики, сквозного развития сцен и мизансцен, которые мелькали одна за другой в пестром калейдоскопе, не получая своего развития. Исключение составляет символический образ Фортуны, богини Судьбы, выпукло обозначенный в спектакле.

Солистам и кордебалету казанской труппы не хватило полноценного хореографического материала для реализации своих творческих возможностей. По силе и энергетике танец откровенно не дотягивал до мощи вселенского масштаба музыки Карла Орфа.

Несмотря на все это, публика рукоплескала своим кумирам: Нурлану Канетову (Жених), Александре Елагиной (Невеста), Михаилу Тимаеву (Парень), Ольге Алексеевой (Девушка). Вместе с балетными артистами в спектакле принимали участие певцы: Наталья Краевски из Санкт-Петербурга (Флора), Юрий Ившин (Проповедник, Бог изобилия, Искуситель) из Татарского оперного театра, Нурлан Бекмухамбетов в партии Смерти (Новая Опера). Сложную колоритную музыку Карла Орфа блестяще исполнили театральные коллективы казанской оперы: хор (хормейстер – Любовь Дразнина) и оркестр – маэстро Андрей Аниханов (Ростовский музыкальный театр).

Очарование танца и неизъяснимую прелесть музыки балетов на Нуриевском фестивале сумели донести до зрителей замечательные дирижеры, среди которых пальма первенства принадлежит главному дирижеру казанского театра Ренату Салаватову и приглашенным мастерам – Нуржану Байбусинову из Казахстана («Лебединое озеро», «Жизель») и Валентину Урюпину из Перми («Анюта»).

Нуриевский фестиваль являет собой презентацию креативных работ современных хореографов, позволяющих любителям балета погрузиться в новую стилистику, а труппе приблизиться к освоению новых течений в мире современного балета и нетрадиционного хореографического языка. К примеру, на XXVII Дортмунд-балет впервые презентовал в Казани такие оригинальные опусы, как «Сказки Венского леса» на музыку И.Штрауса, Альбана Берга в хореографии Син Пэн Ванга, а также одноактные балеты «Фортепианные пьесы» в хореографии Дугласа Ли на музыку Шуберта, «Головокружительное упоение точностью» в хореографии Уильяма Форсайта на музыку того же автора и «Кактусы» (музыка Гайдна, Бетховена, Шуберта) в хореографии Александра Экмана. Прямо скажем, эти опусы слегка шокировали публику неожиданными мизансценами и нетрадиционным хореографическим языком модерн-балета.

В рамках XXVIII фестиваля состоялись гастроли Национального Большого театра оперы и балеты Республики Беларусь, показавшие «Кармен-сиюту» (Бизе-Шедрин), «Болеро» (Равель) в хореографии Валентина Елизарьева и «Шесть танцев» на музыку Моцарта в хореографии Йиржи Килиана. Они далеко неравноценны по освоению традиции contemporary dance и уровню мастерства солистов.

Невыразительным, вялотекущим ощущалось действие в «Кармен-сюите». Кармен (Ольга Гайко) из темпераментной знойной испанки превратилась в рафинированный образ романтической рефлексирующей героини, весьма далекой от первоисточника новеллы Проспера Мериме первой половины XIX века. Трагедия рока у Мериме преобразована В.Елизарьевым в апофеоз жизни, полет любви и неотвратимость смерти.

Совершенно другого уровня достигают следующие два балета. Созданное в 1984 году «Болеро» (либретто и хореография В.Елизарьева) как духовное противостояние войне и насилию, как никогда актуально в наши дни противоборства стран с различными политическими доктринами. Хореограф выражает эти глубокие мысли через танец-сражение, энергетически подпитывающий динамику борьбы «Болеро». В балете два действующих лица: Девушка и Юноша. Солисты белорусской труппы Марина Вежновец и Егор Азаркевич создали замечательный балет по силе экспрессии, динамизму и высочайшему градусу современного танца.

Постижению Килиановской стилистики «Шести танцев» помогли ощутить ассистенты хореографа Ширли Эссебум, Юст Бигелар и Хенк Палмерс из Нидерландов.

Премьера балета Килиана в Беларуси состоялась в октябре 2013 года. Динамичные, безудержные дуэты из балета Килиана превратили академичную сцены ТАГТОиБ в зажигательный танцпол, а само хореографическое действие вызвало культурный шок у казанской публики, ощутившей в музыке и танце солнечную витальность жизни. Достойный уровень мастерства показали солисты белорусской труппы: Константин Героник, Юлия Дятко, Константин Кузнецов, Такатоши Мачияма, Татьяна Подобедова, Наталья Рябцева, Надежда Филиппова и Андрей Посох. Главное, что ощущалось у артистов – чувство втанцованности в эстетику галантного моцартовского века и стилистическая восприимчивость Килиановского хореографического языка.

XXVIII фестиваль имени Рудольфа Нуриева завершился мощным аккордом из двух гала-концертов. Умело составленная и срежиссированная В.Яковлевым программа включала классические экзерсисы и смелые, неформатные эксперименты. Исполнительское мастерство продемонстрировали Л.Коновалова и М.Голдинг в “Delibes-suite”, Ракель Буриасси, Александр Джонс (Штутгарт-балет) в “Come neve al sole” в хореографии Роландо д Алесио и в композиции «In2» - хореография Фабио Адоризио на музыку Гласса; София Шеллер (Нью-Йорк Сити балет) и Микола Городиски (театр Колон, Аргентина) в мировой премьере “Temporary conflict” в хореографии Андреа Шермони на музыку Тирсена.

Солисты и кордебалет казанской труппы блистали в танце басков и па-де-де Жанны и Филиппа из балета Асафьева «Пламя Парижа» и в «Вальпургиевой ночи» из оперы «Фауст» (хореография Леонида Лавровского). Труппа показала завидные пластические возможности молодых солистов, чистоту и элегантность классического танца, мобильность, аккуратность и дисциплину кордебалета. Казанские артисты танцевали на максимуме своих возможностей, проявляя чудеса техники и мастерства, что позволит в недалеком будущем им вплотную приблизиться к освоению современной лексики балета, опираясь на опыт самого Рудольфа Нуриева, всегда открытого к освоению мировых тенденций в балетном искусстве.

 

 Маргарита Файзулаева

 

 



[1] Яковлев В. Слово постановщика. /Буклет балета «Дон Кихот». Постановка 2015 года.

 

Теги: международный фестиваль классического балета имени рудольфа нуриева , татарский академический государственный театр оперы и балета им. м.джалиля, баядерка, лебединое озеро, балет дон кихот, жизель , маргарита файзулаева,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ