Человек открытой души и редкого таланта

К печати готовится Книга воспоминаний о композиторе Шамиле Тимербулатове, продвинувшего татарскую музыку в «новые дали» и сохранившего при этом исконно национальные корни (редактор-составитель издания – музыковед Маргарита Файзулаева).

В процессе создания книги участвовали друзья и единомышленники Ш. Тимербулатова – коллеги, музыканты, дирижеры, поэты, писатели, художники, знавшие близко автора, безвременно покинувшего наш бренный мир. Мы предлагаем читателям один из материалов будущего издания, с пронзительной достоверностью раскрывающий индивидуальность Шамиля Тимербулатова и тайны его творчества. Это материал корреспондента ГТРК Татарстан Кадрии Мерсиаповой.

 С Шамилем мы знакомы с тех пор, как я пришла на телевидение. Произошла встреча обычно, как происходит со всеми: звонят  с просьбой сделать съемку концерта, передачи, сюжета. Шамиль был  самодостаточным человеком, он реально относился к жизни и всегда понимал, что творческий человек должен быть услышанным и замеченным, что вполне естественно. Но это не значит, что он активно себя предлагал, нет. Когда исполнялись его произведения, были какие-то концерты, он звонил и обговаривал то, что нужно записать на телевидении, для архива, для каких-то сюжетов, которые последуют после исполнения концерта или отдельного произведения. Вот так началось наше общение, и позднее мы уже встречались на съемках сюжетов, передач и  фильмов.

Мы нашли общий язык сразу: он был человеком открытым, что мне  нравилось,  эмоциональным, но его не захлестывало. Он был неравнодушным: к своему творчеству, к творчеству своих коллег и, вообще, был неравнодушным к окружающим, к тому, что происходило вокруг.

При встрече   на съемках передач или фильма о нем мы общались не только на тему его творчества, а обсуждали и другие темы. Шамиль переживал за музыкальную культуру своего народа. Вспоминали 60 –70-ые годы, когда работал Натан Рахлин. У нас была разница в возрасте, но и я, и он помнили абонементы  симфонических концертов, когда за дирижерским пультом стоял Н. Рахлин. Тогда исполнялась симфоническая музыка не только зарубежных, русских, советских композиторов, но и наших, татарстанских. Как часто мы слышали от наших композиторов – «хотелось писать».

Ведь что такое симфонический оркестр? Это лаборатория. Когда ты пишешь, ты должен обязательно услышать результат своего сочинения именно в живом исполнении, чтобы понять, что удалось, что хотелось бы исправить или куда стремиться в следующем произведении. Об этом было  много размышлений  с Шамилем.

Так постепенно мы начали все больше и больше общаться с ним. Освещали его юбилейные концерты или премьерное исполнение какого - либо произведения в концертах композиторов нашей республики. Опять, я повторюсь,  Шамиль не был  навязчив, всегда соблюдал субординацию. Между его концертами нам приходилось встречаться и на фестивалях, где обсуждались проблемы современной музыки. Например, на международном фестивале «Европа-Азия», поволжском - «Идель-Урал». Мы говорили о современной музыке, что он принимал, а к чему был категоричен.

То, что касается творчества Шамиля, сочинения были разные. Мне нравилась масштабность и глубина тем его крупных произведений. Музыка, его сочинений – образная, я бы даже сказала иллюстративная, когда слушаешь, перед глазами сразу встает какой - то видеоряд.

Могу отметить Пятую симфонию Шамиля, которую он посвятил своей матери. Он рассказывал, как возникла идея симфонии, как долго он вынашивал ее, как долго шел к этому  сочинению. История жизни  матери  была очень тяжёлой. Та доля, которая выпала на это поколение: репрессии, война -  это все он стремился воплотить  в симфонии. С тяжелыми  мыслями он жил несколько лет, они не давали ему покоя  долго (как приступить, как написать). Он говорил о той фразе, которая ему не раз повторяла мать при рассказе о войне: «Чтобы выжить, мне пришлось уйти на войну. У меня был паек, теплый ватник, сапоги и автомат». Шамиль говорил, размышляя о том, что пришлось пережить шестнадцатилетней девушке, для которой единственным выходом для спасения стала война. Шамиль  долго вынашивал это внутри себя, искал путь воплощения этой драматической темы в музыке. И, в конце концов, он сумел это сделать.

В музыке можно услышать эту борьбу внутри человека – человека нашего времени, который пытался  показать ужас и боль тех лет. Шамиль  говорил, это олицетворение, прежде всего, матери, женщины, родины. Я после премьеры поздравила его по телефону. Он обратился с просьбой  сделать сюжет на телевидении. И получилось неплохо. Если я не ошибаюсь, Шамиля за эту симфонию выдвинули на Государственную премию РТ им. Г. Тукая.

Вспоминается одна из последних наших съемок, запись передачи цикла «Современник». Он, как мне показалось, был очень искренним.  В шутку говорил: раскрутила меня, что глаза на мокром месте.  Я поняла, насколько это был тонкий и ранимый человек.

Шамиль всегда был трудоголиком. Однажды спросила его:

- Как начинается будний день?

- С работы.

- Как с работы?  А как же вдохновение?

- (Смеясь). А вдохновение приходит во время работы. Мы ремесленники. Только в процессе работы и приходит то самое вдохновение, которое некоторые авторы ждут и не могут дождаться. Секрет именно в том, что само оно не придет, его нужно заработать. Приходит одна мысль, за ней другая и т.д. Иногда думал, что многое идет в стол, потом понял, что это всего - навсего путь к той мысли, которую ты так долго искал.

- Какое твое любимое произведение?

- Вот то, что я сейчас пишу, это и есть любимое. И не имеет значение – будь то песня или крупное произведение. Оно, как твое родное дитя. Ты всегда понимаешь, что оно трудно пишется, оно трудно рождается. Оно может быть уродливым, может быть больным, но это твое родное, это твое любимое. На этот момент оно самое любимое.

Шамиль Тимербулатов Шамиль был к тому же  самокритичным человеком. Нередко отмечал, что если быть честным, то из всех пяти симфоний у него удались две. Я тогда спросила: «А что, все остальное получается в стол?». Шамиль вообще не понимал, что значит в стол. Все должно жить и иметь свое место. Произведение обязательно должно быть исполнено: понять, то ли ты сделал, ту ли ты выбрал тему, и получилось ли это на данный момент, или нужно доработать, или вообще забыть. Шамиль в этом смысле был  честным человеком. Он мог признать и свою неправоту в творчестве, так и свою удачу. Шамиль часто повторял, как творческий человек должен быть замеченным, должен иметь своего зрителя. Важна передача взаимной энергии со слушателем. Именно эта энергия и дает силы для дальнейшей работы. Должно быть признание, пусть небольшое, но признание. Если кто-то скажет, что ему неважно, услышат его или нет, нельзя ему верить. Это неправда. Творец должен быть признанным.

То, что касается личной жизни - переживал за свою семью, за своих детей. Три дочери, которых нужно поставить на ноги: самое главное научить их правильно жить, уметь работать и уметь защитить себя в этой жизни, реализовать себя. Для него это было очень важно.

А какие у него были золотые руки. Ему удавалось то, что  делалось своими руками: с удовольствием показывал свою кухню, где собственноручно обшил ее реечками, сам мастерил полочки, любил уют. Конечно, в этом есть и заслуга супруги, которая держала дом в чистоте. Но Шамиль не отставал, и все, что касалось даже мебели в доме, мастерил сам. Это очень редко бывает, когда  человек творчески относится ко всему, и… даже в кулинарии (Шамиль  хорошо  готовил). Как ребенок был доволен, когда его хвалили за это.

Шамиль мало отдыхал: рассказывал, как в молодости летом проводили всей семье в пионерских лагерях. Он  был баянистом, супруга – вожатой и все дочки рядом. Конечно, было сложно поднять троих детей, и он, наверное, в тот момент не очень много времени уделял творчеству, хотя уже тогда был достаточно известным композитором – автором  серьезных сочинений,  вокальной музыки. У него были очень симпатичные песни. Он говорил, что песни, конечно, писал редко, так как прошло его время. Сейчас каждый певец, баянист может называть  себя композитором-песенником. А ему уже  было мало интересно обращаться к этому жанру. А жаль.

Можно сказать, что Шамиль Тимербулатов был творцом, который умел не только творить, но и добиться того, чтобы его творение дошло до слушателя. Он был человеком талантливым во всем, не только в музыке. Человек – энергия, человек – сила, человек дела.

 

Маргарита Файзулаева

Засл. деят. искусств РФ и РТ,

профессор КазГУКИ

Теги: музыка россии, композиторы татарстана, шамиль тимербулатов, музыкальное произведение, баян ,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ