Музыкальная презентация книги немецкого музыковеда и философа в Казани

Музыкальная презентация книги Михаэля Курца «София Губайдулина.Биография»состоялась в Казани

Зачем тебе- почти несуществующему

 

искать другого- 

праха не имеющего?...- 

что от дороги примешь? тень ее 

содержит что-то... 

пищу неземную: 

не там она...тебе не обнаружить 

следов того - 

кто раньше посетил...

(1967, Геннадий Айги)

 

            2015 год — год литературы — стартовал блестящими проектами и событиями в каждом городе России: всероссийские читательские форумы (Санкт-Петербург, Курган), проект уникальной библиотеки (Сибирь), программы на поддержку чтения в России, в фокусе которой премии и гранты в области литературы и многое - многое другое. Публикациями отмечены даже высшие органы власти - теперь, к примеру, можно ознакомиться со стихотворениями Министра иностранных дел - Сергея Лаврова, а для некоторых, возможно, вообще станет открытием тот факт, что Алексей Улюкаев, Министр экономического развития - уже признанный в профессиональных литературных обществах поэт, который специально для Года литературы в РФ предоставил новые, нигде не опубликованные стихи.

         Уникальным тандемом мировой литературы и музыки стал концерт, прозвучавший 18 февраля в Малом зале Казанской консерватории, проходивший в рамках проекта «Звуковые пространства Софии Губайдулиной» Центра Современной Музыки. «Концерт-презентация» - так можно охарактеризовать жанр концерта, так как именно в этот вечер была представлена еще неизвестная в России книга современного писателя и философа Михаэля Курца о жизни самой выдающейся нашей соотечественницы Софии Губайдулиной, композиторе, чьи произведения уже давно покорили слушателей всего земного шара: Россия, Америка, Китай, Европа, Австралия, Япония.

         «Это удивительно - говорит исполнитель ее произведений, пианист и композитор, педагог Московской консерватории Иван Соколов - насколько Михаэлю Курцу, человеку совершенно другого менталитета, удалось точно уловить и передать невидимую для глаз природу личности нашего русско-татарского композитора». Первые звуки концерта (сюита «По мотивам татарского фольклора» для домры и фортепиано в исполнении засл.артистки РТ Гузель Мухаметдиновой и нар. артистки РТ Юзефины Сокольской), где поразительно органично сочетаются татарские мотивы с терпкими джазовыми и авангардными гармониями, были созвучны первым словам книги Курца, где он говорит, что София Губайдулина — «полурусская, полутатарка. Она от рождения принадлежит  двум сторонам света – Западу и Востоку».

 

         Но не только книга Курца была представлена слушателям в этот вечер. Впервые в Казани прозвучал вокальный цикл Губайдулиной «Розы» на стихи Геннадия Айги. И сразу надо сказать, что тема «Губайдулина и поэты» достойна отдельной книги. Ее первый муж - Марк Ляндо - был поэтом, второй муж - Николай Боков - поэт и прозаик, ныне живущий во Франции, друг и земляк Геннадий Айги (Губайдулина родилась на левом берегу Волги в Татарии в 30-х годах, в это же время - на правом берегу Волги, в Чувашии  рождается Айги). Про них говорят, что они как два берега одной реки — великой русской Волги.

         Но с Геннадием Айги Губайдулину связывает не только земля и многолетняя дружба. Губайдулину пленил особый ритм стихов Айги, непохожий ни на одно классическое правило стихосложения. Его поэзия - это нечто гипнотическое, похожее на медитативные заклинания, где краткие и абстрактные фразы, лишенные рифм и механистичности рождает особое состояние, близкое к эмоциональной оцепенности. «Поэзия — это способ или средство, если хотите, коснуться каких-то сущностных вещей в мире», - говорил Айги.

         Музыка Губайдулиной на стихи Айги - это всегда особое «молчание пауз». И в «Розах», звучавших в этот вечер, Губайдулина использовала особые способы вокальной экспрессии для отражения емких и тонких метафор поэзии Айги: шепот, речь, пение с примесью дыхания. Цикл исполнила одна из ведущих певиц современной музыки в России, лауреат международных конкурсов и педагог Московской консерватории - Елена Золотова. За роялем - Иван Соколов, который уже знаком казанской публике не только как блестящий исполнитель современной музыки, но и как композитор. В этот вечер он также представил свое видение поэзии Айги, исполнив с Е.Золотовой собственный вокальный цикл «Тетрадь Вероники».

         В этот же вечер звучала музыка и на слова Ю. Лермонтова Валентина Сильвестрова «Когда волнуется желтеющая нива» из вокального цикла «Тихие песни». С Сильвестровым Губайдулина отмечала особую духовную нить. «Мы встречаемся как братья» - говорила композитор о нем и об Арво Пярте (обладателе премии «Грэмми»).

         В этот же вечер прозвучал и Дмитрий Шостакович. В книге Курца конечно же отмечен этот известный факт из жизни Губайдулиной, когда Дмитрий Дмитриевич  в далеком 1959-м году, чуть ли единственный из всей госкомиссии, на выпускном экзамене в Московской консерватории поддержал еще начинающего тогда молодого композитора Софию Губайдулина в ее творческих убеждениях.

        TC1A0745-1 ред В целом весь концерт-презентация — это неординарный концертный жанр, изумительная программа, открытие для казанских слушателей совершенно неизведанных сочинений великой женщины-композитора, и, конечно же, блестящий исполнительский состав. А ведь именно с исполнителей, считает София Асгатовна, начинается настоящая композиторская жизнь: «Я припоминаю свою молодость, когда у меня почти не было надежды  на отклик. Потому что молодому человеку всегда очень трудно добыть исполнителей, а через исполнителей - слушателей. И тогда  я подумала, если будет 3 человека, которые послушают и воспримут  то, что я им дала, я буду счастлива.  Сейчас я вижу, что я одарена гораздо большим вниманием. Мне очень повезло с исполнителями… Исполнитель дает жизнь. Он - центральная фигура в творческом процессе».

         Еще одно открытие обещает Центр Современной Музыки в апрельском пасхальном концерте «Семь слов Христа», где не менее блестящий исполнительский состав исполнит наряду с одноименными произведениями Гайдна и Шютца, одно из самых мощных и захватывающих творений Губайдулиной “In croce»(«На кресте»). Творческое и жизненное credo Софии Асгатовны - духовное осознание музыки. Ее слова: «жизнь разрывает человека на части», — всегда звучат поразительно актуально! И только музыка, убеждена Губайдулина, способна духовно восстановить человека.

 

  Анна Маклыгина

музыковед, сотрудник Центра современной музыки С.Губайдулиной,
аспирантка Московской консерватории,
преподаватель Казанской консерватории



 

Теги: софья губайдуллина, год литературы, звуковые пространства софии губайдулиной, центр современной музыки софии губайдулиной,
читать комментарии (1)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ