Праздник высокого искусства

Нынешний XXXIII Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина юбилейный, он посвящен 140-летию Казанской оперы, славной своей богатой своей историей.

Первые оперные постановки в Казани появились в конце XVIII столетия, в начале XIX в. публика посещала драму и оперу в Казанском театре в исполнении труппы П.П. Есипова. В середине XIX в. Казань впервые посетили итальянские мастера – профессиональные исполнители оперных жемчужин. Ключевой фигурой в становлении оперного театра Казани стал блестящий антрепренер, выдающийся организатор русского театрального дела Петр Михайлович Медведев. Ему удалось собрать постоянную оперную труппу и представить казанской публике 26 августа 1874 г. оперу Глинки «Жизнь за царя». Именно с этого времени начинаются регулярные оперные представления силами собственной оперной труппы под руководством П.М. Медведева. Ее репертуар украшали оперы Россини, Верди, Гуно, Бизе, Даргомыжского, Чайковского, Рубинштейна. На рубеже XIX - XX вв. процветала антреприза М.М. Бородая и Н.И. Собольщикова – Самарина, художественное руководство осуществляли дирижеры  У.И. Авранек, И.О. Палицын, В.И. Сук. Замечательным искусством пленяли певцы Н. и М. Фигнеры, И. Тартаков, Ю. Закржевский, А. Давыдов, М. Максаков, Э. Боброва-Пфейфер и др. В 1899 году на гастроли в Казань приезжает Федор Шаляпин и поражает зрителей искусством трагического прочтения роли в партиях Мельника («Русалка»), Сусанина («Жизнь за царя») и др.

До октябрьской революции в Казанской опере было осуществлено более 130 премьер, и Казань постепенно завоевывала славу оперной столицы. «Оперные певцы, театральный оркестр, хор оказали сильное воздействие на все стороны культурной жизни города. Казань называли «Поволжскими Афинами». [1] После пожара в 1919 г. старый Казанский театр прекращает свою деятельность, оперные спектакли идут на сцене различных театров города. Лишь в 1939 году открылся Татарский государственный оперный театр – обновленный театральный организм с большими творческими возможностями в постановке мирового репертуара и лучших национальных оперных сочинений.

Богатая событиями история становления Казанской оперы отражена в новом документальном фильме режиссера Алексея Барыкина, показанном на открытии юбилейного фестиваля. Гостей и организаторов Шаляпинского фестиваля приветствовал президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов, он отметил высокий уровень форума, инициирующего процесс интеграции республики в международное культурное пространство. Президент вручил награды за плодотворную творческую деятельность солистам оперной труппы, музыкантам оркестра, хора ТАГТОиБ им. М. Джалиля. С 1 по 17 февраля 2015 г. на казанской сцене выступили 50 исполнителей и дирижеров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Программа фестиваля включала 11 качественных по художественному уровню постановок и два Гала-концерта с участием рейтинговых солистов, востребованных в лучших театрах мира. Праздничная, феерическая атмосфера царила во время Шаляпинского фестиваля, сравнимая разве что с балетным фестивалем им. Р.Нуриева. Зал полон до отказа,  у театра толпы страждущих попасть на спектакли. Кстати, о билетах. В разгар кризиса руководство театра  сумело сохранить стоимость билетов прошлых лет (от 600 до 1500 р.), трезво оценивая экономическую обстановку в России и республике и понимая, что театр без публики функционировать не может. Длительная подготовка к фестивалю всех цехов и многочисленных служб театра окупилась сторицей: каждое из направлений оперной фиесты было преподнесено на высоком уровне.  Театральные коллективы –  оркестр (главный дирижер Р. Салаватов) и хор (главный хормейстер – Л. Дразнина) давно снискали славу первоклассных музыкальных величин. А сотрудничество с дирижерами Марко Боэми  (Италия), Винсент де Корт (Нидерланды), Аллой Москаленко (Украина) помогло в полной мере раскрыть пульсирующий нерв и сложную музыкальную драматургию спектаклей. Весьма удачным оказалось приглашение Стефано Романи (Италия) на «Риголетто» и Василия Валитова из Новой Оперы на «Бориса Годунова». Их подход к осмыслению музыкальной концепции спектаклей был серьезным и убедительным.

1 Глубоко продуманным со стороны художественного руководства театра  оказался кастинг вокалистов. На отдельные спектакли («Турандот», «Любовный напиток», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Порги и Бесс», «Мадам Баттерфляй») приглашались апробированные актерские составы, с блеском подтвердившие класс мастерства еще на предыдущих фестивалях. Речь идет об Оксане Крамаревой (Турандот), Ахмеде Агади (Калаф), Жаннат Бактай (Лиу)  в «Турандот»; В. Морозе (Фигаро), В. Яровой (Розина), А. Татаринцеве (Альмавива), М. Светлове-Крутикове (Базилио), Д. Овчинникове (Бартоло)  в «Севильском цирюльнике»;  А. Татаринцеве (Неморино), Е. Афанасьевой (Адина), О. Диденко (Дулькамара), Ю. Ившине (Белькоре) в «Любовном напитке»; о Сишенг Йи (Чио-Чио-сан), Г. Ониани (Пинкертон) в «Мадам Баттерфляй».

 

 

 

11 На концертное исполнение «Порги и Бесс» также приглашены лучшие исполнители оперы Гершвина, блиставшие уникальным вокалом и сценической свободой в Казани на Универсиаде и Шаляпинских фестивалях. Не могу не назвать их имена. Это Деррик Лоуренс – Порги (США), Лестер Линч – портовый грузчик (США), Рональд Самм – Спортинг Лайф (Великобритания), Нейл Нельсон – Джейк (США), Селия Сотомайор – Клара (США). Украшением этого сотава явилась блестящая певица Мириам Кларк из Германии в партии Бесс. Кстати, «Порги и Бесс» оставляет удивительное ощущение сценической постановки, а не концертной, видимо, благодаря редкому драматическому дарованию и сценической пластике афро-американских вокалистов.

 

 

 

 

Вершиной кастинга оказалась плеяда молодых талантливых артистов, способных украсить своим искусством лучшие сцены мирового музыкального театра – Василий  Ладюк (Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им. М. Джалиля),  Алексей Тихомиров (Большой театр России), Владимир Мороз, Екатерина Гончарова, Виктория Яровая и Оксана Шилова из Мариинки. Благодаря их участию ряд таких спектаклей, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Севильский цирюльник», «Травиата» и др. обрели новое качество, идентифицирующееся с богатейшей вокальной природой и актерской самоотдачей певцов.

К примеру, «Евгений Онегин» в превосходном составе – В. Ладюк (Онегин), Е. Гончарова (Татьяна), С. Семишкур (Ленский), Е. Сергеева (Ольга), М.Казаков (Гремин) под управлением  дирижера Р. Салаватова – впервые со дня постановки 2012 г. (режиссура – М. Панджавидзе, музыкальный руководитель – М. Плетнев) достиг чудной органики и оперной магии в сценическом действии.

5

 

Обладательница дивного сопрано, переливающегося благородными оттенками, Екатерина Гончарова явила публике широчайший спектр эмоциональных переживаний в партиях Татьяны («Евгений Онегин») и Микаэлы («Кармен»).

 

 

 

 

 

 

Редкой экспрессии, выразительной силы и красоты мощное меццо Агунды Кулаевой (Большой театр России), исполнившей партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове», покорило казанскую публику, определившую ее в разряд неординарных исполнительниц.

9

 

 

Шаляпинский фестиваль, по традиции, ежегодно открывает новые имена, которые в будущем, возможно, составят славу современной оперы. Одно из таких имен – Венера Протасова, выпускница Казанской государственной консерватории, лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (Москва, 2014 г.), солистка ТАГТОиБ им. М. Джалиля. Пока в ее активе всего три партии, одну из них – Джильду – она с блеском исполнила на фестивале в тандеме с Борисом Стаценко в партии Риголетто, певцом мирового масштаба, и Сергеем Скороходовым (Герцог) из Мариинки. Именно спектакль «Риголетто» в режиссуре Михаила Панджавидзе признан критиками как лучший фестивальный спектакль по роскоши голосов, ансамблевой стройности и ощущению вердиевского стиля.

 

Не менее впечатляющими были оперные шедевры «Турандот», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Порги и Бесс» в концертном исполнении, «Травиата», «Любовный напиток», «Кармен». Менее повезло «Аиде» (постановка Ю. Александрова 2013 года). Приглашенные на ведущие партии Аиды, Радамеса и Амнерис итальянские певцы не достигли подлинной глубины в прочтении образов, кроме Сусанны Бранкини (Аида), владеющей техникой актерского перевоплощения, но не впечатляющей природой своего вокала. Не будем строги и к Дарио ди Ветри (Радамес), так как это его дебют на оперной сцене, сложнейшая партия Радамеса требует длительного совершенствования в будущем. Положение спасли великолепные мастера оперной сцене Лестер Линч-Амонасро (США) и Михаил Казаков – Радамес (Большой театр России, ТАГТОиБ им. М. Джалиля).

Фестиваль венчали два блистательных Гала-концерта. Это был фейерверк голосов, роскошь уникальных дарований. Программа учитывала самые взыскательные вкусы: шедевры оперной классики, русское народное песенной творчество, итальянская популярная музыка, современные образцы хорового искусства и джазовые импровизации. Меломанам пришлись по вкусу фрагменты опер «Дон Карлос», «Отелло» Верди, «Сельская честь» Масканьи, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Самсон и Далила» Сен-Санса в исполнении А.Кулаевой, Р. Самма, В. Ладюка, А. Агади, Г. Ониани, О. Шиловой, А. Тихомирова, С. Скороходова. 

12

 

 

 

Фурор произвели Альбина Шагимуратова (ТАГТОиБ им. М. Джалиля – Метрополитен Опера, США), и Василиса Бержанская (Приморский театра оперы и балета, лауреат премии конкурса шоу телеканала «Россия - Культура» «Большая Опера»). Любители джаза насладились виртуозным искусством джазменов – уникального пианиста Даниила Крамера (Москва) и кларнетиста Джампьеро Собрино (Арена ди Верона). Дирижировали концертами Ренат Салаватов и Марко Боэми, режиссуру осуществила Светлана Смирнова, видеопроекции – Д. Шамова, ведущий – Эдуард Трескин.

 

 

Интерес к фестивалю растет год от года, он давно утвердился как оперный форум международного класса,
включающий в свою афишу знаменитые шедевры зарубежной и отечественной классики, а также раритеты оперного жанра, подобные «Турандот»  Пуччини, «Дон Кихот» Массне, «Порги и Бесс» Гершвина и т.д. Шаляпинский фестиваль давно завоевал известность во всем мире. Его высокая планка сохраняется и по сей день. Неослабевающий интерес к нему испытывают звезды мировой оперной сцены, к примеру, Рене Папе (Германия), Михаил Светлов-Крутиков, Владимир Огновенко (Метрополитен Опера, США), Лестер Линч (США), Рональд Лайф (Великобритания),  Мириам Кларк и Борис Стаценко (Германия), Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратова, Михаил Казаков, Василий Ладюк и другие замечательные артисты..

Главное качество казанского фестиваля – его удивительная атмосфера триумфа непревзойденного искусства великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина. Фестиваль его имени находится сейчас на новой волне интеграции ТАГТОиБ им. М. Джалиля в мировое музыкальное пространство, эта идея полностью поддерживается президентом Татарстана, выделившего на креативный проект более 155 млн. рублей.

М. Файзулаева

[1] Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля / Под общ. ред. Г.М. Кантора. – Казань, 1994. – С. 3. 

Теги: опера, шаляпинский фестиваль, порги и бесс, севильский цирюльник, евгений онегин , кармен опера, венера протасова, любовный напиток, большой театр россии, тагтоиб им. м. джалиля,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ