Новая музыка композиторов Татарстана

Музыка композиторов Татарстана – актуальный объект современного российского и международного музыкального  процесса. Она звучит на концертах, фестивалях, конкурсах в различных городах и странах – в Германии, Голландии, Швеции, Италии, Франции, США, Японии и др. Огромную роль в ее продвижении в мировое культурное пространство в начале ХХ1 века сыграл цикл концертов «Жемчужины татарской музыки». Инициированный председателем Союза композиторов Татарстана Р. Калимулиным и поддержанный правительством республики он стал уникальным, беспрецедентным проектом. С 2009 по 2013 г.г. в различных городах России (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге) и странах мира (Казахстане, Германии, Швеции, Италии, Испании, Израиле) в исполнении ведущих симфонических оркестров и солистов России, Европы прозвучали  лучшие произведения композиторов  Татарстана – Н. Жиганова, Ф. Яруллина, А. Монасыпова, А. Луппова, Л. Любовского, Л. Блинова, Р. Еникеева, Р. Калимуллина, Ш. Тимербулатова и др.

Важным проектом ХХ1 века, сыгравшим большую роль в пропаганде татарской симфонический музыки, фактором, в определенной мере способствующим ее развитию, стал цикл концертов «Новая музыка композиторов Татарстана», проводимый в Казани. В рамках цикла в исполнении Государственного симфонического оркестра республики звучали новые сочинения композиторов. С 2007 по 2010 г. г. он ежегодно проходил под названием «Премьеры с Фуатом Мансуровым» (в то время главный дирижер ГСО РТ Ф. Мансуров – один из инициаторов проекта), а с 2012 г. возродился под  названием «Новая музыка композиторов Татарстана». Сочинения исполнялись оркестром под управлением дирижеров Александра Сладковского и Михаила Мосенкова.

афиша 14 февраля (1) Очередным концертом проекта был вечер 14 февраля 2015 г. в БКЗ им. С. Сайдашева. Программа была насыщенной и разнообразной, включала в себя сочинения разных жанров, форм, крупные произведения и миниатюры, сочинения молодых композиторов (Н. Варламовой) и мастеров старшего и среднего поколений (А. Луппова, Л. Блинова, И. Байтиряка, В. Харисова, Р. Калимуллина, М. Шамсутдиновой). В большинстве случаев это были премьеры новых сочинений. Почти все произведения имели программные названия, что позволило слушателям максимально приблизиться к пониманию авторского замысла.

Открыла вечер «Праздничная увертюра» Р. Ильясова – компактное, национально самобытное сочинение, своим торжественным, динамичным звучанием задавшее тон концерту.

Исполненные далее две части из «Крымской сюиты» И. Байтиряка («Танец со свечами» и «Кайтарма») отличались ярко выраженным восточным колоритом. Контрастные друг другу (первая – медленная, лирическая,  поэтически возвышенная, вторая – быстрая, темпераментная, полная воинственности и благородства), они основаны на подлинно народных  крымско-татарских мелодиях, мастерски разработанных композитором, который  эффектно  использовал выразительный ресурс оркестрового звучания.

Развернутая симфоническая пьеса «Моя северная Родина» Н. Варламовой – это проникновенное повествование о России,  глубоко личное и сокровенное. Состоящее из нескольких разнохарактерных эпизодов (лирических, жанровых, пасторальных), раскрывающих различные аспекты основного образа и связанных с традициями русской народной музыки, сочинение  Н. Варламовой прозвучало  трогательно, трепетно и душевно.

Увертюра «Татарская слобода» В. Харисова, по замыслу автора, это образ одной из «исторических частей  Казани, где прошла вся жизнь» композитора. Сочинение представляет собой колоритную жанровую пьесу, органично сочетающую в себе и  обаяние лирики,  и темперамент игрового начала.

Одной из кульминаций вечера (и завершением первого отделения концерта) стало исполнение Симфонии № 7 «Синдбад-мореход» Р. Калимуллина. Это масштабное одночастное сочинение повествует, по словам автора, «об увлекательных, захватывающих дух путешествиях моряка». Раскрывающее мир фантастических приключений одного из персонажей сказок «Тысячи одной ночи», произведение  впечатляет неожиданностью контрастов, драматической экспрессией, богатейшей интонационной палитрой. Композитор использовал яркие оркестровые краски, своеобразный колорит звучанию придает использование саксофона в оркестре.

Второе отделение концерта было столь же насыщенным и разнообразным, как и первое, но представило иные по характеру и содержанию произведения. Цикл «Ночные зеркала»: симфонические эпизоды в четырех отражениях» Л. Блинова – сочинение масштабное, философское. Четыре его части – «Суровые письмена», «Жертвенный огонь», «Священный обряд» и «Небеса грядущего» уносят в мир углубленного созерцания, сосредоточенного размышления. Эмоционально насыщенное, изысканное, утонченное, сочинение отличается тщательной отделкой деталей, незаурядным мастерством оркестрового письма.

М. Шамсутдинова – композитор, на протяжении многих лет живущий в Сиэтле (США), но тесно связанный с татарской музыкальной культурой и национальными традициями. В пьесе «Добрый день» из цикла «Тамгалар» (пер. – знаки, символы), раскрывающего, по словам автора, «восприятие мира национальным композитором», проявились характерные для ее творчества глубокая почвенность, мелодичность музыки, архаичность звучания.

Ярким, эффектным завершением концерта стала Симфония № 12 «Тайна озера Кабан»  А. Луппова. Три ее части – «Легенда о ханском кладе», «Отражение Сююмбике», «Сенной базар» –   отражают богатый мир национально характерных образов. Особенно неожиданным и  дерзким был финал. Он основан на смелом, парадоксальном сочетании фрагментов татарских и русских народных песен («Сабантуй», «Матур булсын», «Во поле березонька стояла», «Эй, ухнем!», «Вечерний звон» и др.), органично вплетенных в музыкальную ткань и разрабатываемых, как всегда у Луппова, мастерски и изобретательно.   Сочинение зарядило слушателей   жизнерадостным и оптимистическим настроением.

Все сочинения прозвучали в исполнении Государственного симфонического оркестра  Татарстана под управлением  Михаила Мосенкова. Молодой дирижер уже несколько лет сотрудничает с композиторами  республики, проявляя внимание и интерес к их творчеству. Недостаток репетиционного времени, к сожалению, сказался определенным образом на качестве исполнения отдельных сочинений. Думается, более длительная и тщательная работа способствовала бы и более  убедительной интерпретации произведений.

Сочинения композиторов вызвали горячий прием аудитории. Авторов восторженно приветствовали поклонники и коллеги.

Концерт цикла «Новая музыка композиторов Татарстана» продемонстрировал многообразие творческих устремлений, интересов авторов, их жанровые и стилевые приоритеты. Он дает представление о современном состоянии композиторского творчества. 

 

                                                        Алмазова Т. А.

Теги: новая музыка композиторов татарстана, шамсутдинова, л. блинов, татарская слобода, моя северная родина, и. байтиряк, р. калимуллин, в. харисов, бкз им. с. сайдашева,
читать комментарии (1)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ