Олег Любивец: 77 лет любви к музыке

9 февраля татарский композитор Олег Любивец отметил своё 77-летие. Помимо отечественных знаков отличия и премий, композитор награжден премией ASCAP - премия для иностранных авторов, наиболее часто исполняемых в США.

Олег Николаевич Любивец родился в 1938 г. в Киргизии. В 1940 году семья переехала в г. Синельниково (Украина). Во время войны  вместе с матерью был угнан в Германию. В 1945 году, возвратившись на родину, О.Любивец вместе с матерью поселяются в г. Бахчисарай, а затем переезжают в г. Пржевальск (1949), где  заканчивает школу. О.Любивец в детстве не получил профессионального музыкального образования. Музыкой занимался в разных кружках самодеятельности: играл на мандолине, гитаре. Позднее брал уроки игры на скрипке у музыканта В.Мазина, который руководил оркестром в местном Доме пионеров. Результаты занятий были настолько успешными, что В.Мазин после своего отъезда порекомендовал О.Любивца на свое место, который, будучи ещё школьником, руководил оркестром в течение трех лет. К этому времени относятся и первые  сочинения - инструментальные пьесы,  музыка к поэме А.Пушкина «Цыгане».  После окончания школы, с 3-летним стажем трудовой деятельности, О.Любивец уезжает в г. Фрунзе  (ныне г. Бишкек), где под руководством студента-заочника Московского Педагогического института им. Гнесиных стал готовиться для поступления в Музыкальное училище им. Гнесиных. Поступив на теоретико-композиторское отделение в класс композиции А.Г.Чугаева (ученика Д.Шостаковича), О.Любивец в годы учебы регулярно посещал репетиции БСО в Большом зале Московской консерватории. 

После окончания училища (1960) О.Любивец работал педагогом ДМШ в Челябинске. В 1962  году поступил в Педагогический институт им. Гнесиных на теоретико-композиторский факультет в класс композиции Н.И.Пейко (заочное отделение). Но через два года, переехав в Москву,  переводится на очное отделение, окончив институт  в 1967 г. С 1963 по 1966 год композитор работал пианистом в Московском объединении музыкальных ансамблей (МОМА), затем редактором в издательстве «Музыка» и Советский композитор» (1966 – 1968). В 1969 году становится главным дирижером «Цирка на воде», а с 1982-89 годы руководил оркестром Старого цирка на Цветном бульваре. В качестве дирижера оркестра ездил с цирковыми программами за рубеж (Венгрия, Япония, Испания). В 1993 году по контракту работал 7 месяцев в США в цирке Ринглинг (для которого И.Стравинский написал свою «Польку для молодого слона»). С 1993 года О.Любивец  связывает свою творческую жизнь с городом Казань.

Произведения композитора отличаются стройностью формы, логичностью драматургического развития, естественностью оркестрового звучания. Работая в разных жанрах, он проявляет удивительную требовательность к себе, тщательно работая над партитурой, используя знания оркестра. Главное для О.Любивца – создать классически строгую, выверенную по форме и интересную по материалу композицию, способную заинтересовать и привлечь внимание потенциального слушателя и исполнителя.  На становление творческих установок на композитора большое влияние оказали такие  метры, как И.Стравинский, П.Чайковский, Б. Барток, В. Лютославский. О.Любивец всегда интересуется  народной музыкой. Ему часто, особенно в  сочинениях для цирка,  приходилось имитировать музыку разных народов, например,   китайскую, монгольскую, западно-украинскую. Создавая музыку для цирковых номеров, композитору с его классическим образованием, дирижерским опытом и знанием различных стилей – от барокко до рока – удалось поднять художественный уровень, создать в цирке эталонные, непревзойденные образцы музыкального сопровождения. Некоторые артисты цирка, благодаря музыке композитора стали лауреатами премий Ленинского комсомола, а  аттракцион «Прометей» с его музыкой был удостоин Государственной премии за 1976 год и до сих пор успешно выступает не только в России, но и в Германии, Испании, США, Китае, Аргентине, Монако.

О.Любивцу удалось создать также несколько инструментальных пьес, ставших популярными, благодаря записям на радио. Это - «Обращаюсь к тебе», «Компромисс», «Настроение» и др.  А его пьеса «Может быть» многие годы служила музыкальной заставкой в радиопередаче «Говорит Москва» на иновещании и представляла Радио СССР на международном конкурсе радиозаписей. Концерт-поэма для тромбона с оркестром (посвященный К.Ладилову) композитора был премирован в конкурсе новых сочинений для духовых инструментов Министерства культуры СССР и утвержден  как обязательное сочинение при поступлении музыкантов-тромбонистов в консерватории.  О.Любивец записывал свою музыку в фонд Всесоюзного радио с оркестрами В.Людвиковского, Ю.Силантьева, В.Купревича, Б.Карамышева, В.Федосеева, с хором Н.Кутузова. Дирижировал оркестром кинематографии, записывал свою музыку к кино.

Теги: олег любивец, цыгане, прометей, ascap, композитор,
Пользовательский поиск


БЛОГИ