Региональная общественная организация «Союз композиторов Республики Башкортостан»

Официальным документом, знаменующим создание творческой организации композиторов в нашей республике, является Постановление Совета Народных Комиссаров БАССР от 2 февраля 1940 года.

2 марта 1940 года на заседании Секретариата Союза композиторов СССР было утверждено создание Союза Советских композиторов БАССР. Протокол подписан Председателем Оргкомитета ССК СССР — Арамом Ильичём Хачатуряном — известным всему миру выдающимся композитором. С этих исторических документов и начинается жизнь композиторской организации в Башкирии.

Первопроходцами башкирской профессиональной музыки в 20—30-е годы стали М.М.Валеев, Х.К.Ибрагимов, С.X.Габяши, К.Ю.Рахимов, Г.С.Альмухаметов. Они занимались обработкой башкирских народных песен, а также стали авторами первых профессиональных сочинений малых форм.

С целью подготовки профессиональных певцов и композиторов в 1932 году при Московской государственной консерватории была открыта башкирская национальная студия, где по направлению республики училась одарённая молодёжь. В 1934 году для подготовки артистов балета было создано башкирское отделение (студия) при Ленинградском хореографическом училище. У истоков этих дел стоял Газиз Салихович Альмухаметов. Именно по его инициативе была создана база для открытия музыкального театра в Башкирии, который начал свою жизнь 14 декабря 1938 года, а в 1941 году, после возвращения из Ленинграда молодых артистов балета, стал называться Башкирским государственным театром оперы и балета.

Газиз Альмухаметов — певец и композитор — один из авторов опер «Сания» и «Эшсе» (совместно с С.Габяши и В.Виноградовым), созданных и поставленных в Татарии, мечтал о башкирской опере и сделал многое на пути создания национального музыкального театра. Обо всём этом искренне и непосредственно написал Газиз Салихович в своей брошюре « В борьбе за создание башкирской музыки», изданной в 1933 году. Трагические страницы истории, сталинские репрессии коснулись и композиторов – Г.Альмухаметов был расстрелян как «враг народа», К.Рахимов и С.Габяши были сосланы в «административную ссылку».

Музыкальная жизнь в те годы, несмотря на всяческие трудности, была довольно насыщенной. Вновь открытый музыкальный театр остро нуждался в национальном репертуаре. Первой ласточкой стала постановка башкирской оперы «Хакмар» на сюжет из колхозной жизни, написанной М.Валеевым по пьесе С.Мифтахова. Республика начала активную подготовку к Декаде литературы и искусства в Москве, запланированной на 1941 год. Правительством республики для создания репертуара были приглашены опытные советские композиторы. Однако, в связи с начавшейся войной Декада была отложена на долгий срок (она состоялась в 1955 году). В Уфу были эвакуированы многие учреждения, в том числе Киевский театр оперы и балета имени Т.Шевченко, композиторы и музыканты из Киева, Минска, Ленинграда, Москвы. По следам последних событий военного времени была написана опера «За Родину!» на либретто С.Кудаша, созданная в соавторстве украинского композитора Ф.Козицкого и башкирского композитора Х.Ибрагимова. Опера была поставлена в 1943 году. В эти годы были поставлены оперы «Акбузат» Х.Заимова и А.Спадавеккиа, «Карлугас» Н.Чемберджи, «Ашкадар» и «Мэрген» А.Эйхенвальда, «Айхылу» Н.Пейко и М.Валеева. В 1944 году увидел свет первый башкирский балет «Журавлиная песнь», написанный совместно З.Исмагиловым и Л.Степановым.

Немногочисленный по составу Союз композиторов Башкирии в военные годы пополнился эвакуированными композиторами из разных городов России. Они активно включились в работу по созданию произведений на оборонную тематику. Был подготовлен к изданию сборник песен «Композиторы – фронту», включающий более 40 песен, были изданы 24 песни-листовки для башкирской кавалерийской дивизии. Это были героические, лирические, шуточные песни и песни о конкретных героях-воинах — славных сынах Башкирии: «Генерал Шаймуратов», «Тагир Кусимов», «Байгужа Саитгалин» З.Исмагилова, «Береги границу» Р.Муртазина, «Подымайся, Урал!» А.Спадавеккиа, «Дивизия, вперёд!» М.Валеева, «Башкирские конники» Н.Чемберджи, «Родину не отдадим» Х.Ибрагимова, «Возлюбленный Гульчиры» Т.Каримова, «Антивоенные частушки» Р.Габитова и др. Композиторы выступали с концертами в эвакогоспиталях, на призывных пунктах перед солдатами, уходящими на фронт, а З.Исмагилов и Т.Каримов также выезжали в Башкирскую кавалерийскую дивизию вместе с артистами. Молодые композиторы М.Рахимов и Р.Габитов погибли на фронте.

В послевоенные годы начинается активная творческая деятельность композиторов, получивших образование в Московской консерватории. Это З.Исмагилов, X.Ахметов, Н.Сабитов, Р.Муртазин, X.Заимов, Ш.Ибрагимов, Р.Сальманов, Ш.Кульбарисов. В 50–60-е годы создаются первые крупные жанры музыкального и музыкально-театрального искусства – симфонии, инструментальные концерты, оперы, балеты. С этого времени начинается новый этап органического слияния национально-самобытного в музыке с «европейским».

В 1955 году в Москве на Декаде башкирской литературы и искусства было наглядно продемонстрировано музыкальное искусство башкирских композиторов – опера «Салават Юлаев» З.Исмагилова, балет «Журавлиная песнь» З. Исмагилова и Л.Степанова, «Праздничная симфониетта» Р.Муртазина, «Концерт для скрипки с оркестром» Н.Сабитова, кантата «Башкортостан» Х.Заимова и другие произведения. Это был первый серьёзный экзамен композиторов и исполнителей Башкирии.

Второй такой отчёт состоялся в осенние дни 1964 года, когда в Уфе проходило выездное заседание Секретариата Союза композиторов РСФСР, которое возглавлял выдающийся композитор современности Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Одним из главных вопросов повестки дня стоял вопрос о развитии и задачах башкирской музыки. Поддержка и добрые слова, сказанные в адрес молодых башкирских композиторов Шостаковичем, имели для них очень большое значение.

Композиторов республики, творивших в эти годы, можно назвать нашей «Могучей кучкой». Первый председатель Союза композиторов БАССР Масалим Мушарапович Валеев был автором первой башкирской оперы «Хакмар», инструментальных сочинений, песен и романсов. Рауф Ахметович Муртазин – автор семи симфоний, опер «Азат» и «Дауыл», концерта для скрипки с оркестром, хоровых сочинений, песен, Хусаин Файзуллович Ахметов и Загир Гарипович Исмагилов – два таланта, два гиганта музыкального искусства республики. Хусаин Ахметов – автор сюит для симфонического оркестра, опер «Современники» и «Наркэс», чарующих песен, романсов, баллад, блестящих обработок народных песен для хора.

С именем Загира Исмагилова связано развитие оперного жанра, новый этап ознаменовало создание первого крупного произведения композитора – оперы «Салават Юлаев». Музыкальный язык оперы, неотделимый от народно-песенных истоков, сочетает яркое национальное своеобразие башкирской музыки и реалистические принципы музыкальной классики. Каждая из последующих опер композитора раскрывает новые возможности оперной драматургии в башкирской музыке. «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Кахым-туря», успешно работал композитор и в жанрах хоровой музыки, он автор ярких песен и романсов.

С именем автора балетов «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь», «Страна Айгуль» Наримана Гилязовича Сабитова связана новая страница башкирского балета. Автор трех концертов для скрипки с оркестром, концерта для фортепиано с оркестром, огромного количества сочинений для различных инструментов был также и замечательным дирижёром.

Халик Шакирович Заимов является создателем оперы «Акбузат» (в соавторстве с Антонио Спадавеккиа) и балета «Черноликие» (с Александром Чугаевым), кантаты «Башкортостан», симфонических миниатюр и фортепианных пьес.

Камиль Юсуфович Рахимов был человеком, внёсшим огромный вклад в башкирскую музыкальную фольклористику. Многие годы своей жизни он посвятил работе по записи и расшифровке народной музыки. Произведения К.Рахимова – поэтичные вальсы для симфонического оркестра, музыка к драматическим спектаклям, хоровые сочинения, вокальные миниатюры – прочно вошли в репертуар исполнителей программ радио и телевидения.

Один из ведущих композиторов-песенников Тагир Шакирович Каримов был блестящим баянистом, организатором первого эстрадного ансамбля в филармонии, автором музыки к спектаклям Башкирского академического театра драмы, струнного квартета, пьес для баяна, оркестра народных инструментов. Он является автором первых башкирских эстрадных песен «Попляши, кума», «Возлюбленный Гульчиры», лирических песен «Воспоминание», «Твоя песня».

Рафик Вафич Сальманов – композитор, посвятивший много разнообразных сочинений детям и юношеству. Это сольные и хоровые песни, пьесы для баяна, фортепиано. Им написаны кантата «Золотая долина», «Молодёжная увертюра» и сюита для симфонического оркестра, хоры, обработки народных песен.

Шамиль Зуфарович Кульбарисов – композитор, написавший немало песен и музыки к спектаклям в Башкирском государственном академическом театре драмы.

Каждый из этих замечательных композиторов внёс свой достойный вклад в музыкальную культуру республики. Причём это не только в творчестве, но и в музыкально-организационной и общественной деятельности. Так, З.Исмагилов 24 года возглавлял Союз композиторов Башкортостана, стал основоположником Уфимского института искусств, первым его ректором, работал на этом посту двадцать лет. Ныне Академия искусств носит имя Загира Исмагилова.

Почти тридцать лет X. Ахметов был художественным руководителем Башкирской государственной филармонии, ныне филармонии присвоено имя Хусаина Ахметова.

Нариман Сабитов долгие годы работал дирижёром, ряд лет – главным дирижёром Театра оперы и балета. Музыкальную часть Башкирского академического театра драмы в разные годы возглавляли Тагир Каримов, Шамиль Кульбарисов, который был и художественным руководителем филармонии.

В течение многих лет Рафик Сальманов вёл большую работу по редактированию и составлению авторских и коллективных сборников произведений башкирских композиторов. Это были люди с активной гражданской позицией. Надо отметить, что в те годы происходил постоянный обмен художественным опытом между композиторами всех братских республик. Музыка композиторов нашей республики исполнялась на крупных музыкальных форумах – пленумах, съездах композиторских организаций РСФСР и СССР. Творческие отчёты композиторов Башкирии проводились регулярно на республиканских пленумах.

В 70-е годы в башкирскую музыку приходят молодые композиторы, которые в отличие от композиторов старшего поколения, воспитанных на традициях русской классической музыки и развивающих их на башкирской национальной почве, продолжают развивать традиции крупнейших композиторов XX века – Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Свиридова. Они ставят всё более сложные творческие задачи, по-новому подходят к решению проблем традиций и новаторства. В их творчестве складывается новое отношение к традиционному фольклору. Лейла Исмагилова, Данил Хасаншин, Роберт Газизов, Рим Хасанов, Рафаил Касимов, Мурад Ахметов. Они смело обновляют национальный язык башкирской музыки, расширяют её жанровый диапазон, обращаются к глубинным пластам башкирского фольклора.

С 1978 года СК Башкортостана возглавлял Роберт Хакимович Газизов – очень инициативный и энергичный руководитель. Именно по инициативе Роберта Газизова и Мирсаида Яруллина (Татарстан) стали проводиться регулярные фестивали музыки композиторов республик Поволжья и Урала. Роберт Хакимович задумал проведение в Уфе Фестиваля старинной и современной камерной музыки. При нём состоялся Международный симпозиум музыковедов, посвящённый традиционной и духовной музыке мусульман. Композиторы выезжали с отчётом в Москву, было немало обменных концертов – с композиторами и исполнителями Казахстана, Азербайджана, Татарстана.

С 1992 года председателем Союза становится Рустэм Нариманович Сабитов. При нём систематически проводились фестивали симфонической и хоровой музыки при активном участии Национального симфонического оркестра во главе с Тагиром Камаловым. Было подготовлено и выпущено два специальных выпуска российской газеты «Музыкальное обозрение». Как и в предыдущие годы, проводились республиканские конкурсы юных композиторов. В 2001 году был проведён фестиваль «На рубеже веков» с широким показом музыки разных жанров. Он был посвящен 60-летию СК Башкортостана.

Нельзя не отметить особо, что в последние два-три десятилетия очень мощно развивается творчество композиторов, представляющих второе и третье поколения творцов музыки. Это Данил Хасаншин – создатель целого ряда крупных симфонических произведений, хоровых циклов, оперы об Александре Матросове «Великий рядовой», камерно-инструментальных сочинений.

Лейла Исмагилова – автор симфонического цикла «Земля отцов», фортепианного и скрипичного концертов, камерно-инструментальных произведений. Её балеты «Ходжа Насретдин» и «Аркаим» с успехом идут на сцене Театра оперы и балета. Она – заведующая кафедрой композиции Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, профессор.

Рафаил Касимов — автор огромного количества инструментальных сочинений; но главным для него является симфоническая музыка – он автор девяти симфоний.

К жанру балета обратился композитор Айрат Тагирович Каримов. Его балет «Похищение девушки» написан по произведению Мустая Карима. В его творчестве отражены также и другие жанры. Так, им написана симфоническая картина «Мужество», «Концерт-рапсодия» для фортепиано с оркестром, большое количество пьес для фортепиано и концертных пьес для эстрадных коллективов.

Салават Низамутдинов – автор опер «Чёрные воды», «В ночь лунного затмения» (обе по М.Кариму), «Мементо», мюзиклов, хоровых циклов, песен и романсов.

Активно работают в жанрах хоровой, камерно-вокальной музыки композиторы Роза Сахаутдинова, Абрар Габдрахманов, Айрат Кубагушев, Hyp Даутов.

Успешно совмещают творческую и педагогическую деятельность композиторы Лейла Исмагилова, Ильдар Хисамутдинов, Азамат Хасаншин, Валерий Скобелкин, Салават и Айсылу Сальмановы, Рашит Зиганов, Игорь Бурдуков, Азамат Азнагулов, Раит Гайсин, Ринат Хафизов.

С 2005 по 2009 год председателем Союза был Салават Низамутдинов. Под его руководством часто проводились юбилеи, фестивали, концерты молодых композиторов.

В октябре 2009 года был избран новый председатель – им стал Айрат Гайсин. В это нелегкое время башкирские композиторы надеются, что опыт административной и организаторской работы помогут ему успешно решать проблемы сегодняшнего дня.

В развитие музыкальной культуры республики большой вклад вносят и музыковеды. Но это тема отдельного разговора.

Сейчас в состав Союза композиторов Республики Башкортостан входят 46 композиторов и музыковедов, из них 31 композитор и 15 музыковедов.

Теги: союз композиторов башкирии, композиторы башкирии,
читать комментарии (4)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ