Поздравляем с премьерой! Эльмир Низамов: новый опыт в оперном жанре

Первая встреча с яркой, современной оперой «Черная палата» Эльмира Низамова оставила незабываемое впечатление и подтвердила глубокий интерес молодежной публики к серьезным академическим жанрам, которые в талантливых руках обретают черты живого, подлинно демократического настоящего искусства.

view_641958_881778 За последние 10 лет сформировалась мощная поросль на ветвистом древе композиторского сообщества Татарстана. Радик Салимов, Елена Анисимова, Юлия Бекбулатова. Эльмир Низамов, Эльмира Галимова, Зульфия Раупова, Гульнара Тимербулатова – один талантливее другого – в настоящее время все настойчивее заявляют о себе. Владея многообразием музыкальных жанров, молодежь в последнее время облюбовала сценические жанры – оперу, балет, мюзикл. Одна за другой появляются премьеры музыкально-театральных молодежных произведений. На днях мне удалось побывать на одной из них, которую представил талантливый молодой автор Эльмир Низамов. Это опера «Кара пулат» («Черная палата») на либретто Рената Хариса. Предложение о ее создании поступило от М.Ш. Шаймиева – главы Республиканского фонда возрождение памятников истории и культуры Республики Татарстан. Оно изначально предполагало историческую канву произведения. Автор либретто Ренат Харис опирался на события драматической легенды о сожжении булгарских красавиц воинами Тамерлана. Кстати, этот сюжетный мотив встречается и в других эпических сказаниях, к примеру, в «Повести о несгораемой царевне» о  разрушении г. Булгара и др.

Либретто получилось емким, динамично устремленным к трагическому финалу. Стихи Хариса удобно ложатся на музыку, рождая особую ауру одухотворенной оперной интонации. Поэт высоко ценит молодого автора, характеризуя его одним из самых значимых фигур своего поколения музыкантов, сумевшего вобрать в себя яркие свойства предшественников. «В его музыке красиво объединяются татарская мелодия с достижениями современной мировой музыкальной культуры». [1]

thumb_641958_881777 Музыка оперы завораживает, проникает в душу, вызывает яркие ассоциации с трагическими переломными периодами истории, богатой культурой предков татарского народа, с сильными жизненными коллизиями и переживаниями главных героев сочинения. Опера-легенда сценична по сюжету. Воины полководца Тимура (основателя государства со столицей в Самарканде, впоследствии разгромившего Золотую Орду) захватили при взятии Булгара девушек-красавиц. Одна из них была дочерью булгарского хана и предназначалась Тамерлану в наложницы. Девушки скрывают от врагов ханскую дочь, помогая ей избежать позора. Воинам становится известно, что Наргиза не горит в огне. Коварный Карабатыр, так и не определив, кто же из них Наргиза, отдает приказ закрыть девушек в Черной палате и поджечь ее. Неистовый огонь дотла уничтожил  палату, а вскоре возникает видение: в белых одеждах, живая и невредимая появляется ханская дочь в окружении стаи белых птиц (это души сожженных девушек, прощаются с Наргизой и взмывают в поднебесье).

Действующие лица оперы: Наргиза, дочь булгарского хана (Гульнора Гатина), жених Наргизы Турыбатыр (Рузиль Гатин), Карабатыр, военачальник Тамерлана (Артур Исламов), Мамат приближенный Карабатыра (Денис Ханбаба), сказитель (Нар. арт. РТ Зуфар Харисов), а также девушки, подруги Наризы, воины Тамерлана.

Сюжет, достойный театрального и кинематографического воплощения, нашел блестящее отражение в музыке Эльмира Низамова. Он находит новые подходы к развитию татарской мелодики через переосмысление древних культурных слоев Востока эпохи Средневековья, органично сочетая их с музыкой сегодняшнего времени -  высококачественных образцов поп-музыки, эстрады, обогащенных современными национальными  музыкальными традициями.

view_641958_881773 Опера изобилует красивыми лирическими мелодиями арий, дуэтов, ансамблей, изысканными женскими и темпераментными, динамичными мужскими танцами в зажигательных хореографических сценах (в постановке Г. Ковтуна и Ф. Исмагилова). В музыке оперы есть истинные открытия, связанные, в первую очередь, с музыкальными характеристиками образов ханской дочери и ее жениха, а также жуткими трагическими сценами в финальной части композиции. Много творческих находок можно найти в жанровых танцевальных сценах; речитативы оперы решены по-новому в интонационном плане. Основные музыкальные темы сочинения необычайно красивы, вдохновенны и выразительны.  Это тема любви, пронизывающая ткань оперы, потрясающая тема лирического дуэта влюбленных, дающая жизнь и остальным важным темам; ария Наргизы, оплакивающей Турыбатыра. А колоритнейшая тема вступления к опере, обрисовывающая булгарскую эпоху, требует особого анализа. На мой взгляд, это настоящее открытие в плане современной подачи национального материала.

Опера органична во всех своих художественных элементах выразительности: музыке, в сценическом и хореографическом действии, четко продуманной в легендарно-сказочной стилистике режиссуре (Г. Ковтун), колоритной сценографии (В. Самохин), живописных исторических костюмах (А. Исмагилова), в партитуре света и  изобретательной компьютерной графике. Украшением спектакля были талантливые, драматически одаренные вокалисты – выпускники Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, знакомые зрителям по новым оперным сочинениям З. Рауповой, Е. Анисимовой, Э. Низамова.

thumb_641958_881774 Режиссура Геогрия Ковтуна детально продумана. Сцены, контрастируя друг другу, стройно выстроены по динамической нарастающей драматического сюжета, подчеркнуты смысловые и центральные кульминационные сцены. Поразительны по силе воздействия дуэт влюбленных Наргизы и Турыбатыра в начале оперы и в сцене прощания влюбленных,  сцена гибели Турыбатыра и трагическая ария Наргизы, оплакивающей любимого, сцена пожара и гибели булгарских девушек в финале и эпилог – философский монолог Сказителя: «Вселенная горит. Мир рухнул! Погибло все!»

Достойно раскрыл все сложности партитуры Эльмира Низамова камерный оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой – эмоционального, волевого, драматического склада мышления, дирижера.

Маргарита Файзулаева

[1] Харис Р. Композитор Эльмир Низамов / Звуковое пространство композиторов Татарстана: Очерки. Интервью. Воспоминания / Сост. Р.Г. Усеинова, М.П. Файзулаева; Общ. ред. М.П. Файзулаева. – Казань, 2014. – С. 235. 

Теги: черная палата, эльмир низамов, опера, георгий ковтун , хореография, камерный оркестр «новая музыка»,
Пользовательский поиск


БЛОГИ