Когда расцветет сад звуков композитора Радика Салимова?

6 января 2015 года исполнилось 40 лет ярко заявившему о себе представителю татарской композиторской школы Радику Фендесовичу Салимову.

...Музыкант играл так, что обычный летний вечер стал волшебным. Он словно читал ноты по звездам, снимая мелодию с зажженных вечерней зарей высоких облаков. Казалось, пианист контактировал напрямую с Небесами, и все мы, завороженные льющимися космическими звуками, стали тому свидетелями. 

Да, господа, нынешним летом я столкнулась с чудом. На загородной вечеринке у известного джазового пианиста и директора фестиваля «Кремлин Лайв» («Кгеmlin Live») Валерия Короткова я услышала, как импровизировал за клавишными композитор Радик Салимов. Свои первые впечатления (а они, как мы знаем, бывают самыми верными) об этой встрече я уже изложила в преамбуле. Но давайте познакомимся с этим необычным человеком поближе.

Смелый новатор, экспериментатор, реформатор

Композитор Радик Фендесович Салимов родился в Нижнекамске б января 1975 года. Окончил Нижнекамское музыкальное училище по классу баяна, затем в 2000 году окончил Казанскую государственную консерваторию по классу «Композиция». Он - ученик председателя Союза композиторов Татарстана Рашида Калимуллина.

Салимова привлекают этнические инструменты: курай, домбра... Сам он, новатор по своей натуре, играет и на курае, баяне и на бас-гитаре, и вообще любит смешивать разные стили - электронику, рок, фолк, кантри. Например, для ансамбля «Казань» Салимов написал сочинение «Ирландский сабантуй», это татарский степ.

Еще на втором курсе консерватории Радик Салимов стал лауреатом Всероссийского конкурса молодых композиторов, а будучи студентом пятого курса провел первый авторский вечер, представив свои смелые эксперименты в области электронной музыки и компьютерных технологий.

В 2004 году Радик Салимов становится членом Союза композиторов РТ и РФ. Начинается его плодотворная работа с видными деятелями искусства: хореографами Наилем Ибрагимовым и Олегом Николаевым; режиссерами Фаридом Бикчентаевым, Сергеем Цветковым, Салаватом Юзеевым и Ильдаром Ягафаровым, с легендарным певцом Альбертом Асадуллиным и другими.

В основе творчества Радика Салимова лежит идея синтеза традиций классической музыки с художественными достижениями современных популярных течений. Как композитор, он успешно сочетает работу и в сфере серьезного элитарного искусства, ориентированного на подготовленного слушателя, и в области легкой популярной музыки. Радик Салимов активно экспериментирует, нередко выступая первопроходцем в рамках татарской культуры. Так, особый интерес представляют одноактные балеты - «Имматра», «Пианофрения», «Шаг в пустоту». В сфере же массового искусства Салимов использует соединение различных стилевых направлений (этника, джаз, нью-эйдж, поп-музыка и другие), новые сценические жанры и формы (шоу, перфоманс, видеоинсталляция).

Радик Салимов постоянно обращается к национальному материалу. К подобным проектам относится, например, такая яркая работа Салимова как «Семь жемчужин». Это первый татарский этномюзикл, получивший лестные оценки критики и очень одобрительно встреченный широкой публикой. Салимов выступил в этномюзикле сразу в нескольких ипостасях: как автор идеи, сценарист, аранжировщик, композитор, а также исполнитель-инструменталист.

Более того, Радик Салимов стая один из инициаторов арт-движения «Реформа». Параллельно он руководит лабораторией творческих и социальных технологий «Полутон» в Центре современной музыки Софии Губайдуллиной. В музыкальных кругах Казани Салимов известен как организатор концертного проекта «Сабах» в четырех частях, это был результат смелых экспериментов молодых ребят, которые стремятся создать искусство нового века.

Осенью 2013 года Радик Салимов поступил в аспирантуру Московской государственной консерватории на кафедру композиции. Повышение квалификации в стенах этого престижного учебного заведения стало возможным благодаря прямой поддержке таланта Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и министерством культуры республики.

...И все бы хорошо, да как бы не так! Не такой Радик человек, чтобы довольствоваться достигнутым, на том, как говорится, и успокоиться. Сейчас его захватила идея глобального замысла - создать либо в черте столицы, либо в ее пригороде «Сад звуков». Звучит чарующе, не правда ли? За разъяснениями мы пришли к композитору-новатору в его музыкальную студию, которая расположена в Центре Софии Губайдулиной на старинной казанской улочке. И вот что нам поведал Радик Салимов: «В моем представлении сад - это сердце города. А красивый ухоженный сад - показатель здорового мегаполиса. И теперь покажите мне хоть один ухоженный сад или парк в Казани? Было у нас сакральное место в центре (парк культуры и отдыха им. Горького, ранее называемый Русской Швейцарией), но его, увы, убили... А раньше люди знали - был сад, значит, был покой.

Моя идея заключена в том, что в черте Казани просто необходим новый, необычный сад. Чтобы в нем был заложен особый смысл. Одно из произведений Софии Губайдуллиной называется «Сад радости и печали» (во время визита в Казань Софии Асгатовны я озвучил свою идею, и она отнеслась к ней вполне благосклонно). Казани необходим «Сад звуков». Такой, чтобы на его аллеях не только росли прекрасные цветы и деревья, а чтобы в нем еще и звучала прекрасная музыка наших татарских композиторов. Скажем, пусть будет аллея Яхина, аллея Яруллина, аллея Жиганова... Ну, а летом чтобы горожане могли слушать здесь живую музыку.

Создание такого сада могло бы стать национальной идеей для Татарстана. Вы только представьте: в центре стоит Древо жизни, в ручье, прямо в воде, находится скульптура Су Анасы, и устроена она так, что сказочная водяная поет... В таком саду превосходно прижились бы персонажи Габдуллы Тукая. А какой простор для творчества ландшафтным дизайнерам, архитекторам, художникам! Ка­кой полет фантазии может вызвать такой заказ, например, как воплощение первой симфонии Назиба Жиганова! Уверен, такой сад стал бы местом притяжения в любом месте - хоть в черте Казани, хоть на правом берегу Волги, в районе Иннополиса... Да он вообще бы мог стать девятым чудом света! И если такое место в татарстанской столице появится, то я на сто процентов уверен, что вскоре весь город превратится в сад, а люди в нем будут жить счастливо. На воплощение такой идеи и полжизни потратить не жалко. Да, я мечтатель. Но мечты, я в этом глубоко убежден, имеют обыкновение сбываться!

Кстати, прецедент в мире уже есть – это «Музыкальный сад Торонто» в Канаде (Toronto Music Garden). Парк появился благодаря виолончелисту Йо-Йо Ма, который снял документальный фильм об Иогане Себастьяне Бахе. Одна из частей картины называлась «Музыкальный сад», она рассказывала о соприкосновении мелодии с природой. В создании эпизодов музыканту помогал ландшафтный дизайнер, который в дальнейшем и предложил создать настоящий музыкальный сад. За свою идею организаторы были удостоены международной премии. И каждый год количество желающих погулять в музыкальном парке зашкаливает за несколько сотен тысяч человек!»

Ольга Юхновская

(Статья дана в сокращении)

Талант, 2013, октябрь. – С. 28.-30.

Теги: радик салимов, ольга юхновская, союз композиторов рт, московская консерватория, казань,
Пользовательский поиск


БЛОГИ