"Искатели жемчуга" - возвращение на берег с одной жемчужиной

Премьера нечасто исполняемой оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» в Казахском академическом театре оперы и балета им. Абая в Алматы могла бы стать сенсаций. Это сочинение Бизе по непонятным причинам редко можно увидеть в афишах, между тем, музыкальный драматизм оперы не подлежит сомнению. В Алматы историю любовного треугольника на Цейлоне было доверено ставить итальянскому режиссеру Паоло Бозизио. О том, что из этого вышло, немного ниже.

«МЫ ДУМАЛИ – ЭТО ВЕСНА, А ЭТО -  ОТТЕПЕЛЬ»

В день третьей премьеры «Искателей жемчуга» на сцене старейшего  казахского театра город купался в лучах поистине апрельского солнца, искрящегося в активно тающем снеге. В воздухе пахло весной, журчали ручьи на площади перед театром, и сам театр казался праздничным под лучами солнца. Одну сторону фасада украшал баннер «Искателей жемчуга», другую – извещавший о юбилейном концерте культовой не только в этой стране, но и в бывшем СССР певицы Бибигуль Тулегеновой. Именно она несколько десятилетий назад познакомила многих с профессиональной музыкой Казахстана.

Впрочем, новые времена – новые «звезды». Так было всегда, и это, возможно, не самый отрадный, но реальный закон жизни. Баннер в фойе  знакомил публику с восходящей «звездой» - молодой сопрано Зариной Алтынбаевой, и невооруженным глазом было видно, что подавляющее большинство публики пришло именно «на Алтынбаеву».

Поставить же такой баннер в большом фойе с портретом певицы в образе, в который она вот-вот должна была перевоплотиться, было хорошим маркетинговым ходом, достойным того, чтобы его переняли другие театры. Публика сразу же начала фотографироваться на фоне этого баннера, унося с собой на память фотографии и, значит, память о спектакле и театре.

Без четверти пять (а по субботам в театре им. Абая спектакли начинаются в пять часов вечера) зал был полон.  Судя по разговорам публики, в большинстве случаев, пришли послушать Алтынбаеву. «Я слушала ее две недели назад в партии Джульетты в «Капулетти и Монтекки» Беллини, она просто потрясла зал тогда. Я сразу же, буквально через день, купила билет на сегодняшнюю премьеру – не могу отказать себе в радости послушать Зарину еще раз», - делилась впечатлениями одна меломанка с другой.

«ПРОЩАЙ, НАДЕЖДА!»

Но увидеть столь потрясающее зрелище, спектакль, тонко решенный режиссером, как это было в «Капулетти и Монтекки», нам было не суждено. И это стало очевидным уже в середине первого акта. Невнятность режиссуры удручала, сценография напоминала постановку «Маугли» где-нибудь в провинциальном театре. Но любовный треугольник был, Надир, Зюрга и, конечно, Лейла пылали страстью, обжигались, страдали и любили.

Фабула «Искателей жемчуга» несложна – два друга любят одну и ту же девушку, один совершает не совсем порядочный поступок, далее следует неотвратимая расплата и герой принимает всю тяжесть содеянного. Разумеется, есть и тайна, которая неожиданно раскрывается. Есть все, но главное, есть чарующая музыка Бизе, где в каждой ноте воспевается любовь.

Надо отдать должное исполнителям главных партий – Зарине Алтынбаевой (Лейла), Андрею Трегубенко(Зюрга)  и  Максату Махулбекову (Надир), все они точно чувствуют специфику французской оперной школы, хотя французский язык не у всех равноценен, и здесь опять-таки лидирует певица.

Нежные краски, которыми наделяет образ романтического Надира Махулбеков, публика оценила по-достоинству. Нельзя сказать, что этот молодой солист обладает безукоризненным вокалом, но он явно очень музыкален¸ у него хорошие «верха». В Махулбекове чувствуется большой потенциал. Знаменитую арию Надира певец исполнил весьма трогательно, за что заслужил аплодисменты зала.

Зюрга – Трегубенко мужественен, немного авторитарен, как и подобает вождю,  его красивый баритон местами звучит чарующе. Дуэты Зюрги и Надира изобилуют нюансами, но особенно хорош Трегубенко в дуэтах с солисткой.  «С Зариной очень легко работать, она трудоголик, у нее нет ни грана «звездной болезни». Алтынбаева – очень хорошая партнерша, с ней комфортно», - поделился певец перед спектаклем  впечатлениями о партнерше. Кстати, о работоспособности Зарины, о ее железной дисциплине и о том, как она успешно продвигается в профессии, говорила и концертмейстер Асель Давлетьярова.

Так уж вышло, что именно Лейла, эта прекрасная жрица, стала центром спектакля. Голос Алтынбаевой необычайно подвижен, она может передавать им «бурю страстей», она живет на сцене, казалось бы, в немыслимом диапазоне – от нежнейшей, чуть застенчивой любви до яростного протеста, когда она напоминает по накалу чувств, по порыву страсти, как это ни удивительно, героинь Достоевского. Ее тоненькая фигурка в отлично стилизованном костюме постоянно приковывает к себе внимание публики. Публики, пришедшей посмотреть на самую крупную «жемчужину» в спектакле.

В этом смысле показательным стал финал второго акта («Искателей жемчуга в Алматы играют с двумя антрактами). Зарина-Лейла стоит в толпе, она, по сути, в этот момент бездействует, но как же наполнена эта е «зона молчания»,  как сказали бы в драматическом театре! Певица ни на секунду не выходит из образа. Это просто сделать в арии и в дуэте, но так сложно в «зоне молчания».

Тоненькая, стройная, пластичная, Алтынбаева-Лейла хранит в себе какую-то тайну, ее появление в танце - заявка образа, который она затем последовательно раскроет, проведя свою героиню через любовь и ненависть, через отчаяние и обретение надежды. Алтынбаева так точно провела спектакль, показала такой превосходный вокал, что было удивительно, почему не она, а другая исполнительница пела первую премьеру.

Услышать ответ на этот  вопрос, увы, не получилось, - директор театра Аскар Бурибаев в зале так и не появился, отказавшись встретиться с автором этих строк. Причины столь сурового отношения так и остались неясными.

Что до другой исполнительницы, а первую премьеру пела опытная Нуржамал Усенбаева, то это был совсем другой спектакль. О работе Усенбаевой, иногда не совсем точно попадающей в ноты, с пугающим отсутствием темперамента и актерских данных, с доминирующей статуарностью, сохранилось  впечатление удручающее. Ее лишенный окраски голос не мог впечатлить публику, и то, что именно она пела первую премьеру, в этом был, очевидно, какой-то протокольный смысл – все-таки известная артистка.

Вот чем все-таки хороша система «стаджионе», на которую успешно перешли многие музыкальные театры на постсоветскомпространстве, так это тем, что никто никому ничем не обязан. Нет труппы, а певцы собираются под определенный проект.  Критерий один – качество работы.

Ведь титулы и звания публике, по большому счету, безразличны. Она «голосует рублем» - покупает или не покупает билеты в кассе. И если в вечер третьей премьеры «Искателей жемчуга» в театре им.Абая был почти что аншлаг, и это без натяжки, то, как рассказали театралы, накануне о таком количестве зрителей речь не шла. Так что Алтынбаева принесла театру реальную финансовую выгоду, и это надо ценить.

ЦВЕТЫ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ

Когда закрылся занавес, публика аплодировала стоя. Сцену буквально завалили цветами. Толика вполне заслуженного внимания досталась не только певцам, но и дирижеру, достойно проведшему спектакль.  Маэстро Ерболат Ахмедьяров произвел положительное впечатление точной трактовкой музыки Бизе, и если бы ни чудовищная игра арфы, все было вы вообще «в шоколаде». Но проблемы арфистки – это не к нему. Как рассказали музыканты, арфа совсем недавно появилась в оркестре, а добиться качественной игры на этом инструменте за короткий срок вообще нереально.

Главной героиней вечера была Алтынбаева, певица с уникальным тембром голоса, легко берущая сложные ноты, темпераментная, пластичная и ослепительно молодая. При этом – сомневающаяся, ищущая, а это те бесценные актерские качества, которые дают возможность двигаться вперед. Зарина-Лейла любила Надира, она боролась за свою любовь, она была чиста и честна.

Кстати, когда на сцену потоком несли цветы благодарные зрители, к рампе уверенным шагом подошла еще одна будущая «звезда» - чудо в красивом платье, с красными бантами и в красных сапожках – трехлетняя дочурка Зарины, пришедшая поздравить маму с премьерой. И, надо отметить, что малышка вела себя вполне уверенно, что опять-таки вызвало восторг публики. Зрители, между прочим, ждали Зарину и на улице – ей долго пришлось давать автографы и фотографироваться с поклонниками.

Думаю, что вполне достойные партнеры Зарины Алтынбаевой поймут и не обидятся, если прочтут, что мы увидели «спектакль одной певицы». Рыхлую и несобранную постановку  Паоло Бозизио (ее, правда, сделал чуть более удобоваримой балетмейстер из Санкт-Петербурга Илья Устьянцев), вытянула силой таланта и темперамента Зарина Алтынбаева. Певица, и об этом стоит задуматься администрации театра, на которую надо ставить спектакли. Хотя бы ради того, чтобы в залах был аншлаг.

Екатерина Верховцева

Алматы-Москва

Теги: бизе, искатели жемчуга, казахский академический театр оперы и балета им. абая, надир, зюрга, лейла, зарина алтынбаева,
читать комментарии (1)
Пользовательский поиск


БЛОГИ