«ЛЮБОВЬ – ЕДИНСТВЕННАЯ НОВОСТЬ…» Возможно, что на пространстве СНГ вот-вот появится своя Мария Каллас

Алматы ныне трудно назвать оперной Меккой Казахстана, все внимание меломанов приковано к театру Астаны с его фантастическим бюджетом и возможностью самых невероятных пиар-программ. Но деньги и пиар никоим образом не могут повлиять на явление таланта. Что и доказал недавно спектакль «Капулетти и Монтекки» в государственном академическом театре оперы и балета им. Абая в Алматы, где блеснула необычайно одаренная солистка Зарина Алтынбаева.

МАРТОВСКИЙ СНЕГ В НОЯБРЕ

Алматы, когда попадаешь в город впервые, просто ошарашивает. Вроде бы восток, но примет надвигающегося нового года ничуть не меньше, чем в Европе – уже по дороге из аэропорта сверкают елки, «бегут» созданные из светодиодных ламп олени.  А утром, когда становится светло, с удивлением обнаруживаешь, что под окнами отеля еще можно увидеть  деревья, сохранившие чуть пожухлую, но все же зеленую листву.

Горы, словно взявшие в плен город, - это как бы его естественная декорация. И даже если в Алматы пасмурно, и город окутывает смог, стоит проехать на машине чуть-чуть повыше, и над вами уже будет синее небо, солнце, яркий снег (без темных очков не обойтись!), этот снег подтаивает на солнце, и кажется, что на дворе не ноябрь, а март. Воздух в горах, где под ногами лежит Медео, а ты выше его чащи, пахнет весной.

Главный музыкальный театр Алматы тоже отчасти поразит контрастами. Поначалу отпугнет не совсем хорошего уровня баннером, потертым полом и галереей «живописных» портретов артистов и дирижеров, но при этом приятно удивит  вполне приличным хором и оркестром. Да и  постановка сложнейшей оперы Беллини – сам выбор материала, где бельканто должно быть совершенным, хотя бы у титульных персонажей, это тоже заслуживает уважения. Впрочем, субботний вечер конца ноября сулил один очень важный сюрприз.

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

Редко исполняемую из-за вокальных трудностей оперу Беллини в театре им. Абая поставил режиссер Мариинского театра Алексей Степанюк. Его фирменный стиль – тщательная работа не только с солистами, но и с хором и, безусловно, внятное решение материала, идущее от уважения к композитору.

Истрия Ромео и Джульетты, которая отчасти отличается от шекспировской фабулы, подана постановщиком как раз таки со всей «бездной» шекспировских страстей. Любовь и смерть – вот две темы «Капулетти и Монтекки» в Алматы. Здесь нет полутонов, здесь нет возможности вариативности развития событий, сюжет доведет практически до бескомпромиссности театра эпохи классицизма. От эпохи Возрождения, пожалуй, осталась лишь внутренняя свобода героев. Особенно героини.

IMG_8872 copyВот и настало время назвать ее – Зарина Алтынбаева. Нечаянная радость для всех пришедших в зал театра, а спектакль проходил практически при аншлаге. Нечаянная радость, потому что трудно сейчас найти такой свежий, весенний талант, словно омытый ветром с горных вершин, такую чистоту и глубину и личностную, и актерскую.

У Джульетты - Алтынбаевой две ипостаси – покорная дочь и страстная влюбленная девушка. Второе перевешивает – покорные дочери тоже иногда решаются на бунт. Молодая певица обладает редчайшей особенностью, она прочно держит внимание зала каждую секунду сценического действия.

Нет, речь не идет о том, чтобы изощриться и любой ценой затмить партнеров. Просто проживая на сцене каждую секунду, напитывая роль собственными, непродуманными эмоциями, певица необычайно интересна зрителю своей естественностью. Алтынбаева харизматична, и какие бы партии она не исполняла в будущем, она всегда будет центром любого спектакля.

Уже первая сцена с Ромео – это буря сменяющихся эмоций. Это точное проживание каждой ноты, это безусловное понимание задачи, поставленной перед ней режиссером и наполнение образа эмоциями, близкими и понятными публике. Поэтому тишина в зале, прерываемая всхлипами, которые не удалось сдержать, - вот атмосфера «Капулетти и Монтекки» в театре им. Абая. «Любовь – единственная новость, которая всегда нова», - как же прав быд поэт!

Увы, исполнительница парии Ромео (а по замыслу Беллини эту роль должна исполнять женщина),  не была столь органичной. Некая зажатость, происходящая, очевидно, от того, что певица очень старалась «сыграть мальчика», мешала ей, и это было явно.

Алтынбаева очень умеет показать на сцене неоднозначность, мятеж чувств, сомнения. Ее партия вся была соткана из нюансов, словно дорогая восточная ткань из драгоценных шелковых нитей.  Голос молодой певицы, с изумительно окрашенным тембром, который, услышав раз, уже не спутаешь ни с одним другим, был сильным и «летящим».  Еле-еле заметная тремоляция в наиболее драматических моментах – это была не техническая проблема, а отражение внутреннего состояния героини.

…У нее белое платье в финале, и ассоциация только одна – чистая голубка, идущая на смерть.  Она рывком выпивает снадобье, которое дает ей монах Лоренцо, а потом так же, единым движением, словно боясь, что передумает, вонзает себе в грудь кинжал. Ромео нет больше на свете, и это лучший выход. Но в этом склепе, под этими печальными сводами их уже не разлучить.

Когда умолкли последние такты музыки, зал встал в едином порыве и разразился овацией. У многих были слезы на глазах, и это были слезы очищения, это был катарсис.  А затем сцену буквально завалили цветами. В наш сумасшедший век, когда мы с утра узнаем курс доллара и цену барреля нефти, когда кажется, что третья мировая уже где-то близко, а призрак Майдана маячит практически в каждой стране, нас заставили плакать от сострадания к несчастным влюбленным? От событий, которые происходили Бог знает когда в Вероне?

 Да, заставили, потому что в «самой печальной повести на свете»  мы увидели певицу и актрису, рвавшую на сцене свое сердце. Мы поверили ей. Ее голос словно вел нас, напоминая о том, что есть в мире иные ценности, вечные, непреходящие.  Она делала это ради нас, ради того, чтобы достучаться до наших сердец и умов. И Зарине Алтынбаевой, этой хрупкой черноволосой девушке, которую партнеры ласково называют Заришей, это удалось. Тайна таланта велика, и не нам ее разгадывать.

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Спектакль «Капулетти и Монтекки» был презентован публике 26 апреля. С тех пор, до конца ноября, он не игрался. Почему? Ведь практически полный зал говорит о том, что постановка востребована публикой, что у нее есть коммерческий успех.

Вопрос второй. Что делает министерство культуры страны для того, чтобы продвинуть такой талант, ведь Зарина Алтынбаева – явление на оперном небосклоне однозначно незаурядное. Она такое же достояние Казахстана, как его недра, как его экономика, которую сумел поднять человеческий и политический талант президента Назарбаева.  Сейчас бы ставить на нее спектакли, приглашать лучших педагогов и сценографов, запустить пиар-компанию, но… Нет этого, увы.  

Зарина не пропадет, еще чуть-чуть времени, и она упорхнет на лучшие сцены мира, оставив у алматинской публики чувство светлой грусти. А у чиновников от культуры? Досаду, что упустили талант, которым мог бы гордиться Казахстан? Даже если оставить в стороне творческую сторону вопросу, Зарина Алтынбаева – это коммерчески успешный проект, который может приносить прибыль театру. Она востребована публикой, а что еще нужно?  Одним словом, странная недальновидность.

6 декабря Зарина Алтынбаева выступит на сцене театра им. Абая в партии Лейлы в «Искателях жемчуга» Жоржа Бизе, это премьерный спектакль.  Впереди у нее – множество интересных проектов, которые Зарина непременно осилит – у нее есть талант  и воля.

Господа режиссеры и дирижеры, пока не поздно,  запаситесь ее телефоном. Совсем скоро он будет у Зарины вне доступа, и говорить с вами будет какой-то строгий  продюсер Алтынбаевой, которым она непременно обзаведется. А что вы думаете?  Она будет очень востребована  и у нее сложится напряженный график. Да, она очень похожа на великую Каллас. Но Зарина никого не будет копировать, это и не нужно. Она просто будет первой Зариной Алтынбаевой.

Анастасия Барашкова

Алматы-Москва

читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ