Зарина Алтынбаева: «Мне так хочется приносить людям радость». Над музыкальным пространством СНГ восходит новая оперная «звезда».

Солистка государственного академического театра оперы и балета им. Абая в Алматы Зарина Алтынбаева пока еще не знакома широкому кругу поклонников оперы. Но, похоже, что это долго не продлится. В конце прошлого сезона Зарина исполнила партию Джульетты в опере Беллини «Капулетти и Монтекки», и уже этой первой крупной работой словно послала месседж: «Я пришла, мне есть, что сказать зрителю». Зарина достаточно закрытый человек, ее немногословность – это некая отрешенность от суеты человека, живущего напряженной духовной жизнью. Одно из первых интервью Зарина Алтынбаева дала специально для газеты «Музыка России».

«ХОЧУ СПЕТЬ ПАРТИЮ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ!»

В ней сразу чувствуется порода и то качество, которое, увы, в нашем материальном мире начинает утрачиваться, - женское достоинство.  То самое мягкое и ненавязчивое, глубокое и женственное, что свойственно только женщинам с тюркской кровью. В свои такие еще молодые годы Зарина по-восточному мудра и деликатна, но и Европа дала ей уже очень много, в том числе, и широту суждений. Не прав был Киплинг, писавший, что «восток есть восток, а запад есть запад, и вместе им не сойтись». Иногда бывают исключения, и восточное происхождение и западное образование могут явить миру интереснейшую и глубочайшую личность. Может быть, именно от этой  человеческой глубины голос Зарины так наполнен?

- Зарина, вы помните, как в первый раз попали  в оперу? Что это был за спектакль?

- Конечно, помню, это произошло в Одессе, мы с мамой приехали на конкурс «Славянский базарчик», я там выступала и даже получила награду.  Мне было 14 лет. Мы гуляли по городу, и пришли к знаменитому и красивейшему одесскому оперному театру. Там давали «Евгения Онегина», и мы пошли на спектакль. Конечно, к тому времени я уже читала роман Пушкина, и мне очень хотелось послушать оперу. Сам театр, то мгновение, когда пошла увертюра и открылся занавес, - все это меня просто потрясло, я очень волновалась. Но когда вышла Татьяна… Не могу сказать, что я была очень разочарована, просто меня удивило некоторое несоответствие между музыкой, пением и тем, что я видела. Мои слуховые ощущения не совпадали с визуальными. Хотя другие исполнители были хорошие, запомнился, например, очень хороший молодой Ленский. Я сидела и думала: «Ну как же так? Как может быть в спектакле такое несоответствие?».  Недавно  я посмотрела «Евгения Онегина» в Мариинском театре, это постановка Алексея Степанюка – это было потрясение. Это такой «Онегин», как я в идеале представляю себе этот спектакль.

- Вы хотели бы исполнить партию Татьяны?

- Очень хочу.

- Вернемся немного назад. Как начались ваши занятия музыкой?

- Моя мама всегда занималась и мной, и моей младшей сестрой. Меня она, например, в четыре с половиной года отдала на фигурное катание. Для того чтобы лучше кататься, я занималась и балетом тоже. Конечно, и в хоре  я пела. Когда мне было лет четырнадцать, в это время мы жили в России, я, как многие ребята моего возраста, захотела учиться играть на гитаре, и меня отдали в музыкальную школу. Время было трудное, маме приходилось много работать, но она была за то, чтобы я училась музыке. И в музыкальной школе вдруг заметили, что я неплохо пою. Директор школы  у нас писал песни, и даже давал мне их исполнять. Потом мы переехали в Казахстан, в Караганде я снова пошла учиться в школу искусств. А уже в Алмате поступила в консерваторию как вокалистка.

- Вы учились еще и Лондоне, не совсем традиционное место для вокалистки. Что вам дала эта учеба?

- Очень многое дала. В Лондоне, где я получила степень бакалавра и магистра музыки, я смогла почувствовать все многообразие музыкального мира. Там было огромное информационное поле. Именно в Лондоне я поняла, что хочу быть именно оперной певицей.

- Что вы может сказать о своих учителях?

- У меня замечательные учителя! Это и Лариса Абисаловна Гергиева, и Грайр  Грайрович Ханеданьян, я готовила с ним партию Джульетты – мою первую большую партию. Я очень благодарна моему педагогу Марьямгуль Тулегеновой, дочери нашей великой певицы Бибигуль Тулегеновой, она учила меня в консерватории.

 

«МОЙ ИДЕАЛ – ДЖОАН САЗЕРЛЕНД»

В спектакле, посвященном великой Марии Каллас, исполнительница этой роли говорит: «Когда мои сокурсники по консерватории покупали себе апельсины на обед, я покупала карандаши. Чтобы записывать замечания педагога».  Театр – это и вправду «каторга в цветах».  Режиссер, работавший с Зариной в спектакле «Монтекки и Капулетти» говорит, что Алтынбаева – редкая трудяга. Без капризов, без закидонов, без показной нервозности, без судорожного хватания за партию. Для нее есть Театр (именно так, с прописной буквы), есть Музыка, есть Искусство, священным пламенем которого она не боится обжечься.

- Что вам сегодня ближе – жанр оперы или камерная музыка?

- Пока трудно сказать, готовить камерные произведения настояла Лариса Абисаловна, она очень хорошо чувствует и знает этот жанр. Она очень много мне дает в этом плане. Камерная музыка, возможно,  в чем-то сложнее оперной партии – за короткий промежуток времени нужно выразить массу чувств и эмоций, что вложил в сочинение композитор, в камерном произведении нет момента «разбега», быть в образе надо с первых секунд. Учусь этому у Ларисы Абисаловны.

- Какая из оперных школ вам предпочтительнее?

- Думаю, что итальянская. После  окончания учебы я поехала во Флоренцию, брала там уроки бельканто  у педагогов. Хотя, говорят, что с бельканто в Италии уже есть проблемы. Техника утрачивается, увы.

- У вас есть певица, являющаяся образцом?

- Да, Джоан Сазерленд

- Какие из оперных спектаклей, виденных вами в последние годы, произвели самое глубокое впечатление?

- Во-первых, запись 2007 года спектакля «Манон Леско»  с Натали Дессей  в главной партии. На меня это произвело очень сильное впечатление, так захотелось исполнить партию Манон!

- Все еще впереди!

- Дай Бог. Во-вторых, спектакль, который я уже упоминала, - «Евгений Онегин» в Мариинском театре. Там так все тонко, так емко, так образно, осмыслена буквально каждая нота. Мне показалось, что спектакль пролетел мгновенно. Как молния сверкнула.

- Зарина, что вас больше привлекает: жанр «большой оперы» или авангард?

- Наверное, могла бы участвовать и в той, и в другой постановке. И хотя я тяготею к классике, есть авангардные постановки, которые не вызывают сопротивления. Вот, например, «Богема», авангардная постановка с Анной Нетребко. Меня в этом спектакле ничего не напрягало, я все приняла. Режиссер просто «смел пыль», и получилось нечто новое  и  свежее.

«У БИЗЕ КАЖДАЯ ГЕРОИНЯ – КАРМЕН»

Может быть, она еще не совсем знает себя. Ее Джульетта жила на таком высоком градусе эмоций, что становилась страшно. Она металась, она была счастлива, она страдала, и зал это переживал вместе с Зариной Алтынбаевой, замирая отзвука ее голоса, от ее обертонов, от легких и чистых верхних нот.  Зарину природа наградила огромным темпераментом, который пока еще не проявился должным образом. Судя по партии Джульетты, ее темперамент  - словно магма в пока еще молчащем вулкане. Но вулканы иногда просыпаются.

- Вы сейчас репетируете партию Лейлы в «Искателях жемчуга» Жоржа Бизе. Как работается над образом?

- Пока все, кажется, идет благополучно. Это моя первая встреча с музыкой Бизе. Отличие от других партий есть – здесь нужен более плотный звук, новые нюансы. Образ сложный – в определенный момент Лейла просто превращается в тигрицу, что мне  в жизни несвойственно.  Бизе писал про сильных женщин, не случайно, одна из самых ярких его героинь – это Кармен. Мне кажется, он в каждой из женщин искал эту свободную и сильную цыганку. Сейчас репетирую в  «Искателях жемчуга», и открываю в себе новые эмоциональные пласты. Очень большой градус накала у этой партии.

- А есть партия-мечта?

- Есть. Лючия ди Ламмермур.

- Как вам работается в театре в Алмата?

- Театр  имени  Абая – это мой первый  театр в жизни. Я очень благодарна, что он принял меня. И очень благодарна нашей публике,  у нас очень хороший зритель.

- Вы пишите стихи. Это серьезно?

- Нет-нет, я не считаю себя поэтом. Просто это началось во время репетиций «Капулетти и Монтекки» Беллини. У нас была замечательная  атмосфера на репетициях, спектакль ставил Алексей Степанюк. Это была очень радостная работа, я, наверное, просто голову потеряла от переизбытка эмоций, и начала писать стихи. А вообще я очень люблю поэзию. Мой любимый  поэт – Александр Блок.

- У вас растет дочка. Вы видите ее певицей?

- Я хочу только одного, чтобы моя дочка была счастлива. Она очень одаренная в музыкальном плане девочка – может «поймать»  любую ноту. Немного подрастет, и я хочу отдать ее учиться играть на скрипке – моя несбывшаяся мечта. Дочка моя родилась в день рождения Чайковского. Ведь, наверное, это не случайно?

-  Случайностей не бывает. Тот, кто видел вас в «Капулетти и Монтекки», непременно отметил, что вы очень одарены как драматическая актриса. Если позовут в кино или драматический театр, - пойдете?

- Я не считаю себя актрисой, я ведь еще много не умею. Но мне очень хочется быть на сцене открытой, передавать свои эмоции людям. Меня ведет музыка.

- Что вдохновляет вас в жизни, где вы черпаете силы?

- Вдохновляет мой ребенок, мои близкие, моя мама – она мой «вечный двигатель». Я по жизни бываю скептиком, могу заниматься самокопанием, и тут мама мне помогает как никто. Что еще вдохновляет? Музыка, природа, стихи.

- Что бы вы хотели пожелать себе?

- Побольше времени в сутках. Побольше хороших людей на моем пути. Я люблю этот мир, мне так хочется приносить радость, так хочется всем счастья!

Что кому хочется, то и сбудется, а если не сбудется, то значит и не очень хотелось» - так точно сказал однажды Александр Блок. Конечно, Зарина выйдет на подмостки и страдающей Лючией ди Ламмермур, и дающей отповедь Онегину Татьяной Лариной.  Споет она и немного легкомысленную Манон. И еще много партий.  Ей ведь этого очень хочется. А раз хочется, так оно и будет.  Она не говорит о наградах, премиях и мировой славе. Зарина просто  очень хочет работать. Такое, как это ни странно, не слишком часто встречается в наши дни на театре. Но Зарина – это иной формат.

Татьяна Валентинова

Теги: зарина алтынбаева, театр оперы и балета им.абая в алматы,
читать комментарии (1)
Пользовательский поиск


БЛОГИ