Впервые в России прозвучит «Вечерня Пресвятой Девы Марии» Монтеверди

Первое исполнение в России шедевра «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Клаудио Монтеверди (1610) состоится 1 июня в Кафедральный Собор свв. Петра и Павла. Самое знаменитое произведение гениального композитора первой половины XVII века Клаудио Монтеверди – это квинтэссенция великолепия эпохи позднего итальянского Ренессанса, совмещающая литургические песнопения, изысканную полифонию с драматическими чертами недавно зародившегося оперного стиля.

«Вечерня» - одно из важнейших и известнейших произведений в истории музыки добаховского периода. Концерт состоится при участии солистов из Франции, Германии, Колумбии и Литвы. Руководитель проекта – профессор старинной арфы в Guildhall School of Music and Drama, профессор старинной арфы и континуо в Датской Королевской Академии Музыки, старший научный сотрудник в Университете Западной Австралии, художественный руководитель ансамбля «The Harp Consort» Эндрю Лоуренс-Кинг (Andrew Lawrence-King, Великобритания).

Эндрю Лоуренс-Кинг – один из ведущих мировых исполнителей и исследователей старинной музыки, руководящий постановками старинных опер в Европе, Скандинавии, США, Австралии. Постановки, прошедшие под его руководством, и аудиозаписи завоевывали многие престижные мировые награды, включая российскую театральную премию «Золотая Маска» в 2013 году, за самую первую оперу в истории – «Игру о Душе и Теле» 1600 года, идущую в Музыкальном театре им. Н.И. Сац. Данная премьера «Вечерни» отражает результаты последних исследований Эндрю Лоуренса-Кинга в области стариной музыки. Руководить постановкой Маэстро будет также в исторической манере – не при помощи дирижерской палочки, изобретения XIX века, но из секции континуо, играя на итальянской барочной хроматической арфе.

Манускрипт Монтеверди связан с соборами Святого Петра в Риме и Святого Марка в Венеции, но включение фанфары рода Гонзага (также выписанной в опере «Орфей» 1607 года) намекают также на связь с собором Святой Барбары в Мантуе. Композиция достаточно монументальна, чтобы соответствовать этим величественным зданиям, с большими инструментальными и вокальными ансамблями и множеством двойных хоров, контрастирующими с тонкими и глубокими соло и дуэтами. Музыкальная архитектура произведения подчеркнута использованием григорианского хорала, огромным разнообразием оркестровых аранжировок, а также знаменитым использованием эффекта эха между одним голосом (или инструментом) и другим. И храм словно становится сакральным театром для декламирования страстных текстов из Песни Песней, драматических диалогов и виртуознейших орнаментаций.

Монтеверди соединяет, разделяет и снова соединяет десятерых певцов как солистов, партнеров в диалогах, ансамблях и антифонных хорах. Во вступительной фанфаре и антифонных частях инструменты играют ритурнели, где струнная группа контрастирует с корнетти (деревянные духовые инструменты XVII века, с амбушюром как у трубы и пальцевыми отверстиями как у флейты) и сакбутами (барочными тромбонами). На всем протяжении произведения певцов поддерживает и ведет группа континуо, своеобразная «ритм-секция» эпохи барокко, состоящая из клавишных, теорб (больших лютен) и арф.

Теги: кафедральный собор петра и павла, монтеверди, эндрю лоуренс-кинг,
Пользовательский поиск


БЛОГИ